Хорошо забытое. Tormentum: Dark Sorrow

Возрождаем хорошо забытую рубрику. На очереди игра не то чтобы старая — она 2015 года, — но несправедливо на Геймине не упомянутая. Речь про Tormentum: Dark Sorrow, которая заслуживает своей рецензии, тем более, что не за горами сиквел.

HfjFNeo


В искусстве шёл по следам великих, потому своих не оставил

А. Кнышев

Не претендуя на звание искусствоведа, отмечу, что покойный ныне Ханс Руди Гигер оказал мало с чем сравнимое влияние на массовую культуру, что конечно же нашло своё отображение и в играх (навскидку вспоминаются серии Contra и Dark Seed, да и мимо нашего сайта гигеромания не прошла). Потому ничего удивительного, что польские разработчики из OhNoo почерпнули вдохновение именно из его одновременно будоражащих и эротичных работ, когда работали над своим квестом под названием Tormentum.

Почему такой союз? Потому что эта игра про блуждание по непонятному, страшному, неприветливому миру.

Завязка, на самом деле, весьма незатейлива: нашего героя бросили в тюрьму, а потому неплохо было бы выбраться и избавить себя от лишних неприятностей. Дальнейшие поиски приводят протагониста к черте, за которой или случится конец, или наступит новое начало. Ну, а до тех пор нам и ему предстоит изучать окружающую обстановку, интерьеры и экстерьеры которой выглядят так, как будто только сошли с сюрреалистических полотен.

Ну вот... Гигер!

А это белочка Гигер! Не Эротомеханика, конечно, но смысл сохранён

В этом аспекте, кстати, Tormentum в меру эклектична, что, возможно, обосновано желанием авторов разбавить один стиль другими и не зацикливаться на самокопировании. В целом это удалось. Кроме Гигера заявлено эпигонство Здсиславу Бексинскому, а ещё легко проследить влияние, например, Дали. В этой славной компании не хватает разве что Босха.

Для инди-игры такой подход иногда может значить очень много (а в случае проектов таких, как Aviary Attorney, практически всё), да и фанатам это зачастую нравится — при должном уровне исполнения, разумеется. А в Tormentum с исполнением всё хорошо: на экране отлично передана болезненная суть своеобразного Чистилища с не менее своеобразным иллюстрированием канонических образов и понятий. Чередуя кадры из какой-то кунсткамеры с параноидальными зарисовками и этюдами художника, страдающего белой горячкой, авторы умело создают атмосферу, а, главное, из ничего лепят мотивацию главного героя и игрока. Нужно улепётывать из этого жуткого места! Зачем?! Как зачем, ну иначе с нас кожу снимут, а то, что осталось, отдадут местному церберу!


В качестве ремарки и обоснования эпиграфа нельзя не сказать, что открытое подражание может сыграть с Tormentum'ом злую шутку, ведь лет через 10 его могут вспомнить не как зрелый самостоятельный продукт, а как «вон ту игру с картинками под Гигера».

Вокруг мрачновато. Это вообще могло бы быть Депонией, если бы Daedalic в детстве смотрели не на мишек Гамми, а увлекались Toxic Crusaders или пересматривали «Чужих» Кэмерона. Тут у всех всё не так вне зависимости от того, в замке они или за его пределами, живые они или уже немного нет, принцессы они или шуты, причём «всё не так» доходит до крайних степеней несвободы и истязательства.

Хороших персонажей в классическом понимании здесь как таковых нет. Удивительно, но в скудных строках монологов и редких сценах один на один отлично раскрывается суть местного сеттинга: каждый выживает как может, будь это демон, здоровая крыса в шлеме или гарпия, уродливая даже по меркам своего рода. Вершить судьбу некоторых из здешних обитателей придётся и нам, но об этом чуть ниже, и, если не брать в расчёт этот нюанс, то работа с окружением выполнена OhNoo на отлично.

9EmNARx

Русская локализация оставляет желать лучшего


С точки зрения жанра Tormentum даже и не стремится сказать что-то новое, при этом же авторы смогли удержаться от соблазна перенести вычурность эстетики на механики геймплея. Задачки в основном логичные (что даже по-своему нелогично, учитывая антураж), а логичные задачки сразу делают квест на порядок проще. Добавьте подсветку активных точек и всё, над чем вам останется ломать голову, это пара классических паззлов да может ещё несколько не самых очевидных решений.

IiYJcdv9T2evH1

Сложных головоломок здесь практически нет, да и те по большей части скорее утомляют, чем развлекают. Всё-таки Tormentum больше про другое


Как я уже писал, в игре есть возможность и даже обязанность делать моральный выбор, и это, наверное, является самым противоречивым моментом. Практически везде этот выбор очевиден и при этом прямо влияет на концовку (практически как в The White Chamber, только, будем откровенными, здесь это сделано топорнее). Бич игр самого разнообразного пошиба, от инди до ААА вроде SW: KotOR снова проявился во всей красе: игроку предоставляют возможность перепройти игру, руководствуясь фактом, что он может выбрать другую сторону, а лично для меня это всегда было тяжело. Если говорить начистоту, единственная игра из мне известных, которая смогла обыграть этот момент по-своему элегантно, это Zero Time Dilemma, однако Tormentum от неё далека во всех смыслах, и критиковать её за это безыдейно.

В самом конце нам буднично и учительским тоном перечислят наши деяния в робкой надежде, что мы тут же побежим жать кнопку «Новая игра», но, увы, к этому моменту вся интрига уже улетучивается и мы точно знаем, что новых скелетов (ха-ха, такой себе каламбур, если подумать) из шкафа игра уже не достанет.

Милая рыжуля совсем не милая!

Милая рыжуля совсем не милая. И через пару минут мы узнаем, почему наш герой всю игру стоял спиной к камере

С другой стороны, лучшее враг хорошего, и, возможно, это даже плюс, что авторы не стали усложнять восприятие произведения сценарием с глубиной «Божественной комедии».


Tormentum не пытается рисковать за пределами визуального ряда, просто порядочно и тщательно делая свою работу. Игра в состоянии обеспечить несколько часов приятного возбуждения от прорисованных фонов и шизофренических персонажей, а многим не удаётся и этого. Кроме того, это наглядное пособие, как при отсутствии сколь-нибудь оригинальных геймплейных идей построить адвенчуру на графическом дизайне, пусть и пройдя по стопам великих.
 

  • Jazz
  • 27 октября 2018, 01:34