Хорошо забытое. Deponia

Этим постом начну рубрику, которая, возможно, станет регулярной. В «Хорошо забытом» будут освещаться игры, которые вышли некоторое время назад, но не получили должного освещения на нашем сайте.

Возьмите любой выпуск любого игрового журнала за последние лет десять. Найдите статью про какой-нибудь квест. Неважно, сколько будет символов в статье и какого она качества, вы всё равно найдёте пресловутые строчки, уже ставшие сакральными: жанр квестов умирает, в квесты мало кто играет, квесты мало кто делает и ещё меньше тех, кто рискует их издавать.

Так уж вышло, что с развитием инди-сцены классический point’n’click завладел этим направлением. Более того, по моему личному убеждению, именно проекты вроде [[Nelly Cootalot]], [[Murder in a Wheel]] и [[Dead City]] вкупе с более коммерческими Scratches и [[Emerald City Confidential]] помогли авторским играм обрести нынешнюю популярность.

Понятное дело, что кто-то делает своё дело лучше, а кто-то хуже. Кто-то, начав с жутких треш-поделий, дошёл до красивейших приключенческих историй, а кто-то наоборот деградировал до степени полной неизвестности.

В последние годы локомотивом, тянувшем и толкавшем инди-квесты, можно было смело назвать немцев из Daedalic Entertainment. Дебютировав с достаточно посредственной игрой про помешанную девушку Эдну и её игрушечного зайца, уже через несколько лет студия заставила говорить о себе благодаря работе [[the whispered world]]. С тех пор Daedalic выпустили полдюжины различных проектов. Среди них и наш сегодняшний герой: стимпанк-квест под названием Deponia, вышедший в конце лета 2012 года.

В нём мы играем за простого парня по имени Руфуса, обретающегося на планете-свалке Депония и мечтающего поскорее с неё свалить. Провалив десятки попыток убежать из родного, но не шибко приветливого мирка, а заодно перессорившись с подругой и другими местными жителями, Руфус всё же встречает шанс своей жизни: девушку с планеты Элизиум, упавшую с космического корабля. Демо-версия, которая к счастью идёт в комплекте, оставляет нас после момента судьбоносной встречи, неплохо пощекотав фантазию. Увы, на полную игру немецких разработчиков в этот раз не хватило.

Выбранная стилистика и ни к чему не принуждающая завязка, по идее, должны были дать много пищи для воображения, и местами результат проглядывается: забитая хламом деревушка (разумеется, жёлтого «болезненного» цвета) прямо подталкивает к дотошному исследованию. Вероятность постоянной смены локаций тоже теребит сознание.

Проблема в том, что Daedalic каждый раз нажимает на одни и те же кнопки, не привнося в жанр совершенно ничего нового, кроме, разве что, способа попасть в инвентарь по колёсику мыши, без зазрения совести эксплуатирует достижения квестов золотой эпохи начала девяностых. Такой подход оправдан, если игра целиком и полностью хороша. Если же сил хватило лишь на красивые задники (а с этим у немцев проблем как раз не возникает) да коротенькую песенку из заглавных титров, то получается такая себе стильная «Эдна и Харви»: вроде и квест, вроде и играть будем (потому что Wadjet Eye для многих излишне маргинальны, а Pendulo предпочли в 2012-ом делать халтуру и игры для Айпадов), а удовольствия от прохождения нет. Это как бутерброд за завтраком: да, он в горло часто не лезет, но, если не съешь, то потом полдня голодным ходить будешь. Себе дороже в позу становиться.

Daedalic это прекрасно понимают и в отсутствие серьёзных конкурентов особо не напрягаются. Напарившись с псевдореалистичным сеттингом в [[A new beginning]], немцы взяли и придумали очередное фентези.

Персонажи вышли один непривлекательнее другого. И ладно бы один главгерой был эгоцентричным ленивым бездарем, так и все окружающие его люди чувства симпатии не вызывают. Вот, например, парень, без особой причины задерживающий очередь в муниципалитете. Или местный управленец, сочетающий роли пожарного, врача и полицейского, который похож на пациента психушки. Не обошлось и без традиционного немецкого юморка: вот вам, поржите, уважаемые, над здоровым мужиком, одетым в розовое женское платье и изо всех сил пытающемся скрыть свой бас тоненьким девичьим голосом. Жалеешь, что Deponia это point’n’click, а не виртуальный тир: есть, в кого разрядить обойму.

Паззлы лишь усугубляют происходящее. Логичность загадок в целом оставляет желать и желать (хотя немногие из них обыграны достаточно забавно). Все положительные старания сценаристов перечёркивают бредовые затеи вроде хитроумной добычи наручников, висящих над столом (залезть на этот самый стол Руфусу, видимо, не позволяет религия). Доиграть до конца, не заглядывая в прохождение, терпения хватит, наверное, только у ярых фанатов разработчиков. Честно говоря, мне кажется, что, если игрок 90 процентов времени в квесте проводит, пытаясь скомбинировать что попало из инвентаря с активными точками, то это не игрок тупой, а квест, мягко говоря, далёк от идеала.

За полтора года после выхода игры Daedalic скучать не приходилось: тут и выпуск сиквела за сиквелом (в том числе и продолжение Deponia), и разборки с издателем, и даже неожиданно тёплый приём от суровых СМИ. Увы, я не могу разделить чужой оптимизм, но попробую дать немцам ещё один шанс в Chaos on Deponia.

Сайт игры: www.daedalic.de/en/game/Deponia

Страница в Steam: store.steampowered.com/app/214340

Плюсы:

  • симпатичная рисованная графика
  • есть демо-версия

Минусы:

  • вторичный сюжет
  • плохо проработанные загадки и задачи
  • невнятное звуковое и музыкальное сопровождение

Итого: нудно. 6/10