Профессия следователь

Я люблю компьютерные игры с сюжетом. Через игру можно донести до человека кучу разных идей и информации. В современном мире игра это такой нехилый способ самовыражения, который действует на аудиторию иногда сильнее книг или роликов. По крайней мере на меня, как на потребителя разного контента, игры, даже самые простая индюшатина, часто производит очень сильное впечатление. Поэтому если в голове появляется какой-то интересный сюжет или тема, которой хочется поделиться, хороший способ — сделать игру по этой теме. Одна из таких тем, которую я ради интереса прокопал, это охота за нацистскими преступниками в послевоенном СССР. С распадом страны многие архивы открылись, в том числе ФСБшные (бывшие МГБшные), и журналисты и историки получили доступ к интереснейшим первоисточникам. Поэтому я решил сделать из этой темы что-то интерактивное, в формате текстовой игры, так чтобы был детектив и головоломка и интересный сюжет. В итоге из этого получился симулятор следователя на несколько дел, в том числе и чисто уголовным.

gQPDNGx

С выбором движка вопроса не было, я уже делал несколько игрушек на INSTEAD, и для моих целей он отлично подходил. Вопрос был в механике — как сделать поиск улик и зацепок интересным для игрока? И таким чтобы все это двигало его по сюжету. Обычно детективные игры сводятся к поиску улик на локации, такие задачи на внимательность. Для текста это не очень подходит, хотя можно сделать поиск слов в описании локации, но это не очень интересно. Еще обычная механика это сопоставление двух разных улик, из чего делается некоторый вывод. Тут проблема в том, что я например у себя в голове уже мог сделать это сопоставление, но игра, чтобы пустить меня дальше по сюжету, ждет от меня, что я обязательно ткну на лужу крови потом на окровавленный нож, чтобы главный герой сказал «хм, похоже это как-то связано» и запустил сюжет дальше. Есть неплохие механики в настольных детективных играх. Я решил поискать что-то еще, и пришел к такой механике: раз уж это текстовая игра, пусть игрок работает только с бумажным делом, то есть вместо хождения по локации он будет читать готовый протокол осмотра места происшествия. Вместо разговора с подозреваемым он будет читать протокол допроса. Из этих документов он может выписывать отдельные зацепки в свой блокнот — адреса, имена подозреваемых, номера машин. А потом по этим зацепкам проводить следственные мероприятия — объявлять людей в розыск, заказывать проведение экспертиз, вызывать свидетелей по повестке. Эти мероприятия принесут новые документы, так будет развиваться сюжет. Получится такой симулятор следователя и это может дать достаточно хорошее погружение.

mjTvulo

Весь текст слева разбит на блоки, при клике на блок главный герой что-то думает об этом тексте, его мысли в правом верхнем углу. Если с текстом связана новая зацепка она переносится в блокнот справа. Протестировав механику я понял, что это оно, теперь надо было разобраться с деталями.

Я скачал Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, справочные пособия, сборники заключений по дактилоскопии, примеры экспертных заключений и множество разных руководств. Оказалось, что большинство современных фильмов искажают работу следователя, а наиболее близко к жизни она показана в старых советских фильмах типа Место встречи изменить нельзя. Экспертизы, например, проводятся разными специалистами, и следователь после сбора улик должен написать направление и поставить перед экспертом конкретные вопросы. И именно на эти вопросы и отвечает эксперт в заключении.

z5bQKgy

Я добавил в игру разные бланки экспертиз, запросы в архивы, объявление в розыск, распоряжения на слежку и прослушку. Теперь можно было делать сюжет. Мне было важно сделать происходящее в игре как можно более настоящим, поэтому я постарался, там где это возможно, опираться на исторический материалы. Действия происходят в городе Горький (сейчас Нижний Новгород), для адресов я нашел старые карты и брал названия тех улиц, которые существовали на момент событий. Некоторые персонажи принимали участия в боевых действиях. По архивам я проверял какие части в каких сражениях участвовали, чтобы не было ляпов. Для описания результатов материаловедческих экспертиз я искал советские госты. Чтобы протоколы вскрытия были похожи на настоящие я искал аналогичные протоколы, смотрел архивы судебных дел и разбирался в стадиях разложения, видах странгуляционных борозд и времени и особенностях образования трупных пятен. В общем пришлом поднять кучу разной информации, и использовать интернет по прямому назначению, а не для видео с котиками. Конечно в текстах остались некоторые допущения, но все-таки это игра.

Следующая проблема, с которой я столкнулся, как делать переход по сюжету от одной части повествования к другой? Вот например, игрок прочитал протокол осмотра места происшествия, заказал кучу экспертиз, собрал всю информацию, как понять можно ли двигать сюжет дальше? Таким разделителем я решил сделать доклад руководству.

5L9RwW7

На докладе игрок отвечает на ряд вопросов, направленных на его понимание произошедших событий. Чтобы правильно на них ответить нужно прочитать экспертные заключения и в голове восстановить картину событий.

Ну и следующая проблема — со временем разных зацепок и документов становится очень много. Как не запутаться что с чем связано, как не забыть добавить нужные реакции на действия игрока? Тут единственный ответ, это визуализация. Все сценарии я представил графически, что очень помогло в отладке. Ниже одно из дел и связь между всеми документами, которые игрок может получить в ходе расследования.

53esA5f

Осталось нарисовать графику и подобрать музыку. Решил не заморачиваться и сделал простенький пиксельарт в aseprite, а музыку взял готовую под свободной лицензией.

Судя по отзывам, многим людям игра понравилась, так что своим небольшим проектом я доволен. Кому-то я смог подарить несколько интересных часов, ну, а сам смог в форме игры, передать собранную информацию о методиках работы следователей и о некоторых реальных уголовных делах, которые показались мне наиболее интересными.