Hack with me. Обзор EXAPUNKS
I've been working on something creative
EMBER-2
Представьте, что вы — в прошлом практикующий хакер. Теперь вы больны загадочным недугом, который неторопливо превращает тело в подобие машины, а лекарство, даже если оно и есть, вам явно не по карману. Вы проводите унылые дни наедине с единственным созданием, которое вас действительно понимает: с вашим компьютером.
Именно в такую ситуацию ставит игрока EXAPUNKS, самая последняя на данный момент игра от Zachtronics Industries, компании, проекты которой очень сложно оценивать по меркам остального инди-потока. В них удачно сочетается независимый дух, практически выветрившийся за последние годы из индустрии, и успешная коммерческая составляющая.
По своей сути перед нами идеи, заложенные ранее в TIS-100 и SHENZHEN I/O, тщательно отполированные и разодетые так, чтобы не испугать и даже попытаться привлечь рядового игрока. На мой взгляд, игры Zachtronics сильно прибавили в плане дружелюбия к геймеру, чем сильно поспособствовали собственному переходу из категории «игр не для всех» в рамки не лишённого налёта элитарности и одновременно доступного жанра, который можно лучше всего охарактеризовать именно как «игры от Zachtronics».
Нам предстоит наслаждаться программированием, которое с некоторым допущением можно назвать визуальным. Графически игра очень хороша, на самом деле
На дворе 1997-ой, в мире уже огромное количество разнообразной техники: приставок, датафонов, модемов, объединённой в сети вместе со старыми добрыми радио- и телестанциями; в моду вошли онлайн-игры, вебкамеры и цифровые библиотеки. И всё это можно взломать при помощи технологии под названием EXA (или EXecution Agent). EXA это маленькие программы-боты, способные к репликации и передвижению внутри сети, по сути, вирусы, предназначенные для распределённых задач. Для программирования EXA используется несложный язык, похожий на ассемблер из предыдущих игр Zachtronics.
Главный герой когда-то работал с EXA, однако сегодня вынужден перебиваться случайным заработком в интернете (например, вводить в базу данные с бумажных чеков за копейки). И в один прекрасный момент в его виртуальной жизни появляется Эмбер, которая предлагает помочь с медикаментами. При условии, конечно, что мы в свою очередь поможем ей взломать кое-что здесь и кое-что там.
Большую часть времени мы будем проводить в компании Эмбер, но иногда в нашу берлогу будут заглядывать и живые люди. Временами чтобы помочь, временами чтобы попросить оказать услугу за услугу
Здесь EXAPUNKS выходит на новый уровень. Zachtronics уже делали pdf-мануалы для SHENZHEN I/O и TIS-100, однако теперь у нас есть не просто руководство, у нас есть журнал, посвященный субкультуре хакеров, который начал издавать один наш старый знакомый.
Современной игре, чтобы выделиться, нужно сделать что-то выходящее из рамок. Например, Keep Talking and Nobody Explodes несколько лет назад предложила совместить цифровой и печатный энтертейнмент, и вот по этому же пути идут и Zachtronics. Два выпуска журнала про взломы и программирование, которые можно распечатать и сшить — отличное геймдизайнерское решение, позволяющее игре-головоломке обзавестись практически полноценным «лором».
Вообще, хотя практически всю игру мы смотрим на код и ботов, окружающий мир отлично чувствуется, он проработан: речь не только про пресловутые журналы, здесь есть игровая консоль, которую можно хакнуть и после разрабатывать игры; удивлённая публика, которая смотрит на взломанный банкомат, выплёвывающий деньги; другие взломщики, лениво переписывающиеся в чате; свои суперпопулярные бренды магазинов.
В качестве передышки нам предлагают пасьянс и аркаду
Однако за всеми этими прекрасностями не стоит забывать, что главное украшение любой головоломки Zachtronics это непосредственно задачки. А они здесь весьма разнообразны, пусть и эксплуатируют одну механику. С помощью EXA мы сможем внести переполох в систему букмекерских ставок, поглумиться над шоу-бизнесом, поставив в эфир песню на весь день и придав ей тем самым популярности, изменить рецепт производства снеков и даже вернуть контроль над своим телом. Иногда мы будем сражаться в хакерских дуэлях с нашими старыми товарищами, иногда отключать энергосети, а иногда даже спасать мир.
С точки зрения сложности EXAPUNKS мне показалась не такой хардкорной, как TIS-100 или старые игры Заков, хотя это, конечно же, не означает, что она казуальна. Читать статьи из журналов придётся так или иначе, как и искать, какая же команда из скудного набора EXA-языка подойдёт лучше в данной ситуации, а последние пару уровней это действительно отличная разминка для мозгов.
В EXAPUNKS можно хакнуть игровую приставку и наконец-то начать делать игры! Консоль REDSHIFT это прогресс и инновации: 2D/3D режим, звуки, спрайты. Впрочем, что-то сложнее летящих кубиков соорудить очень непросто
Поскольку теперь перед нами практически полноценная IDE, большое внимание было явно уделено аспекту UI/UX. Скажу просто: всё очень достойно, если судить с точки зрения программиста; за ботами и топологией сети можно наблюдать на визуализированной карте, скрипты легко редактировать, предусмотрена, как и всегда, поддержка нескольких решений одной задачи. Конечно, на последних уровнях отладка превращается в суматоху из-за количества инструкций и ботов, но, чёрт возьми, здесь есть даже подобие брейкпоинтов, к чему я придираюсь, в конце концов?
Не подкачал и саунд. Узнаваемые техно-синтовые мелодии сделаны на уровне, хотя иногда возникает желание их приглушить в настройках: обычно, когда минут 40 бьёшься над одной задачкой.
Кроме своих основных достоинств проект предлагает битвы с друзьями в онлайне, встроенные аркады (тоже хорошая традиция) и редактор уровней. Достаточно, чтобы зависнуть на много-много часов.
Хотя в целом игру сложно назвать суперхардкорной, тем более, по меркам Zachtronics, некоторые миссии заставляют мозги натурально вскипеть
Говоря откровенно, мало кто сегодня делает инди лучше, чем Zachtronics. Мало кому под силу так умело культивировать интерес к не самому популярному сегодня жанру серьёзных головоломок. Если вы ещё думаете, стоит ли играть в EXAPUNKS, просто задайте себе вопрос: если не играть в EXAPUNKS, то во что тогда играть?
- 08 ноября 2018, 16:01
- 017
Хорошо написано, жаль, нет раздела про недостатки, но так как сам собирался поиграть и посмотрел обзоры в других источниках, то мне не критично.
Нет, визуальное программирование было в SpaceChem, Infinifactory, Opus Magnum, а здесь оно текстовое.
Опечатка в названии.
Я решил сначала пройти основную кампанию и только потом опубликовать обзор, чтобы до конца уже понять, что это и с чем его едят. И могу сказать, что недостатки если и есть, то настолько незначительны, что даже не знаю, как бы я смог их описать. Ну здесь вроде нужно подвинуть элементы интерфейса, с другой стороны, вот же кнопка, которая включает прокрутку в окошечке и уже всё ок. И всё в таком роде.
Единственная странность, наверное, которую заметил, что есть инструкция RAND, но пользоваться мне ей не приходилось до последней миссии, в которой, как оказалось, её отключили и пришлось изворачиваться.
Меня взбесил этот момент в 7 Billion Humans, там они чуть ли не в каждом уровне отнимают и дают команды.
О, эти тоже новое что-то выпустили летом. Ну я был не в большом восторге от Human Resources Machine, думаю, косяки те же остались
Частично да. Самое интересное в сиквеле - это шуточки. :D А так - не много потеряешь, если не станешь играть.
Я, канешн, извиняюсь, но не надо ставить кат выше первого скриншота. На главной тогда обрубок остаётся.
Подниму тогда картинку, иначе очень уж большой анонс получается.
Ок. Я добавил картинку с лого игры тогда, а сами скриншоты под кат. Так нормально выглядит?
Игра отличная, но после того как открыл redshift перестал проходить компанию, отложил на потом и вернуться уже сложно. В редшифте какое то время баловался только. Проблема с такими играми - когда спустя время забываешь как в нее играть, а опять читать справку лень.
Хотя сейчас прочитал статью и опять захотелось вернуться.
Если вы ещё думаете, стоит ли играть в EXAPUNKS, просто задайте себе вопрос: если не играть в EXAPUNKS, то во что тогда играть?
Хорошее окончания статьи. Красиво )
неизведанный для меня мир игр про программирование, теперь буду знать что это и с чем едят )
https://vk.com/@woodroof-igry-dlya-programmistov-i-ne-tolko
Я бы ещё добавил в подборку Silicon Zeroes
Упоминания Silicon Zeroes я встречал, в том числе её рекомендует Zach Barth в AMA на reddit'е, но сам пока не добрался посмотреть.
По моему мнению, очень хороша. Не уступает по качеству Zachtronics.
Заценил демку. Неплохо, но до нынешних Заков имхо не дотягивает.
Немного ретроградского около-оффтопа.
Была ещё такая забавная штука, как Widget Workshop. Что-то наподобие The Incredible Machine, только с большим уклоном в нечто вроде "визуального программирования" с использованием логики и всяких там переключателей. Впрочем, она довольно простая, насколько я помню. На совсем детскую аудиторию!
И ещё сильно любимые в прошлом мной Конструктор и Паровое проектное бюро от Zachtronics