Хозяйке на заметку: exA-Arcadia

UvjZjYp

Наверное, очень странно писать об этом сюда. С другой стороны — pourquoi pas? Так вот, ребят. Возможно, помните о существовании так называемых аркадных автоматов. Эти немало весящие нагромождения с экраном и устройством ввода (лайтган — для тиров, руль и прочее — для гонок, стик с кнопками — для остального), по необходимости приспособленный для более полного погружения (наклонять макет мотоцикла собственным туловищем вместо того чтобы нажимать кнопки, например). Когда-то именно на аркадах в первую очередь выходили игры, и лишь потом их портировали (зачастую с ухудшенной графикой или звуком) на домашние платформы.

Именно в аркадном зале можно было придти и удивить всех как ты проходишь какой-нибудь Gradius без контов (хм, которые в отличие от приставочной версии, были за счет жетонов-монеток, ай яй яй) или потягаться с случайным соперником в Street Fighter. Но начиная с конца 90х / начала 00х аркадная индустрия потеряла свою хватку. Консоли (да и старый добрый персональный компьютер, на минуточку) практически полностью добились господства в сфере видеоигр. Полностью аркады не умерли, но былое величие потеряли. Основная территория, где они относительно бурлят жизнью это, конечно же, Япония. Мне все это, опять таки, довольно странное сейчас говорить, учитывая обстоятельства нашего русскоязычного пространства. В наших краях аркадные залы (по рассказам — все же были) я в сознательном возрасте уже не застал, а выискивать случайно сохранившиеся (или заказанные кем-то новые — но тут скорее привезут ритм-игру типа Beatmania IIDX разве что) кабы в кинотеатрах или развлекательных центрах вперемешку с аэрохоккеем — сомнительное дело. Да что уж говорить, учитывая как у нас по разным причинам была нехватка многих платформ, куда уж до аркад. Контра на Денди была — уже хорошо. Но тем не менее, любознательность никто не отменял, да и благодаря той же эмуляции при интересе можно со многим (что, например, не портировали на компьютер или консоли) ознакомиться, пусть и без «тех самых» дополнительных фич как оформление гоночной игры в виде кабины автомобиля etc.

Так вот, после бэкграундного вступления (без него в данном случае — никак), подбираемся к сабжу, о котором хотел сказать. Как кто-то мог понять, вместе с «затишьем» аркад затихли и многие сопутствующие жанры. Шмапы, битемапы, (лайтган-)тиры, рельсовые шутеры... Все это с тех пор стали делать реже, меньше. Даже те же файтинги и то были уделом пачки разработчиков, которых по пальцам пересчитать можно было. И именно поэтому стала появляться помощь от — правильно! независимых, indie, мелких, называйте как хотите. Те же новые шутэмапы за последние лет десять — это именно что чаще что-то от энтузиастов (помните, например что в Японии своя indie-культура всегда была — которая доудзинси с фестивалями), а вовсе не от крупнокалиберных компаний. Ниша, ниша, ниша. Ах да, шагаем дальше.

Что же за ExA-Arcadia то? Это новая готовящаяся платформа для аркадных релизов. Как и большинство автоматов за последние лет десять, в основе там компьютер (уже не те времена, чтобы создавать кастомное железо для игр), а оформление, периферия и прочая — по потребности. Будет поддержка как и 4:3 ЭЛТ-экранов (стандарт на века для 240p пиксельных игр), так и широкоформатных плоских экранов. Уже анонсировали несколько первых игр — это будут специально подготовленные версии Aka to Blue (данмаку от бывших выходцев из Cave, до этого выходил на смартфонах — причем адекватная, полноценная игра без f2p/gacha гнойняков), Super Hydorah AC и Infinos Gaiden (тоже шмапы, но ближе к классическим — выходили на ПК). На минуточку, все три игры, пусть и коммерчески вышедшие, но сделаны именно что энтузиастами, в малом составе разработчиков, практически на коленке и т.д. Теперь, наконец подходим к дну этой бутылки. Ведь, смешно или грустно, скорее всего большинство из нас вряд ли все это увидит или пощупает, разве что во время туристической поездки куда-нибудь, где эти автоматы будут стоять (есть, кстати, сайты, мониторящие существование аркадных центров по всему миру, в помощь). Что же, exA-Arcadia сейчас открыты для сотрудничества с разработчиками игр (разумеется, arcade-style жанров — не обязательно шмапов или ран-н-ганов). Так что у меня стрельнула очень безумная мысль — а вдруг кто-то из наших решит пойти по ступам Locomalito? Было бы круто — наша, родная аркада покоряет сердца и нервы японцев и французов в этих шумных прокуренных залах.

Что ж, в любом случае предлагаю подумать о всем этом, может поностальгировать (если есть о чем) о давно ушедшей эпохе, о сдувшемся до маленькой тряпочки воздушном шарике. Про сабж можно прочесть еще тут (кстати, сайт как раз посвящен аркадам — и да, новый House of the Dead недавно анонсировали, на правах оффтопа), а связаться (а вдруг, действительно кто-то пойдет на это безумие?) с организаторами авторам игр можно через твиттер.