От конца и дальше — обзор без палева
Не так давно, не так уж далёко жили-были юные красавицы. Жили себе жили, да вот ведь незадача — умерли. Причём, задолго до начала той истории, в которой они должны были встретить своего принца (или не принца, кто знает, как игрок себя собирается вести). Не насовсем умерли, не насовсем. Потому что жили они в мире, пусть и напоминающем наш, но абсолютно ином, особенно если начать задавать правильные вопросы.
Дело в том, что во вселенной, о которой пойдёт речь, испокон веков существовали демоны, в которых красавицы и превратились. И демонологи, которые создавали демонов, воскрешая людей и подчиняя их волю себе. Довольно удобно придумано, чтобы поставить героев в отношения хозяина и служанки, не правда ли? Впрочем, этим дело не ограничивается. Да и вообще, не всё так просто.
Как вы уже поняли, игра, а точнее три игры (6 ночей в Чернавском, Большой секрет Александра и От конца и Дальше), о которых пойдёт речь, относятся к жанру, от которого у поехавших виабу начинают расширяться зрачки, а у хмурых серьёзных людей неловко поднимается бровь. Это интерактивный роман, жанр, давно уже занявший свою нишу в стране восходящего солнца, и немалыми дозами поставляемый за её пределы. Впрочем, если вы из тех, кто считает подобные вещи сомнительными (и презрительно называет дейтсимами), заверю вас, что перед нами далеко не типичный представитель, способный развеять большую часть ваших предрассудков.
А потому скажу наперёд, в этом обзоре я не буду утомлять вас пересказами любовных сцен, потому что, хотя они и являются неотъемлемой частью игры, есть много других аспектов, которые мне кажется намного более важным упомянуть. Так что извиняйте, милые девочки и неудобные ситуации ждут вас в игре, а я попытаюсь в качестве эксперимента говорить о чём угодно, но только не о них.
Как я уже сказал, жанр этот зародился в Японии. На самом деле, мало кто, кроме японцев имел шансы этот жанр создать, а уж тем более серьёзно к нему отнестись. Увы, в европейской культуре слишком сильно правило трёх штилей. И хотя уже со времён Шекспира произведения, рассчитанные на широкую публику, пытались эти стили смешивать, именно японцы в середине прошлого века нечаянно стали первопроходцами на этой скользкой дорожке. Тогда, в послевоенные годы, Япония начала жадно перенимать западную массовую культуру и переосмыслять её на свой лад. Именно тогда появились манга, аниме и прочие причуды. И, так как в японской традиции не было особого разграничения низкого и высокого стиля (а если и было, то совсем иное, чем на западе), на стыке двух культур начали появлятся доселе невиданные создания, серьёзно повлиявшие на развитие масс-медиа в целом. И уже в девяностых годах, когда мир стали заполонять компьютеры, на всей этой сумасшедшей почве появились дейтсимы и визуальные новеллы.
Точно так же, как и комиксы по отношению к литературе, это более лёгкий формат по сравнению с интерактивными книгами, имеющий, впрочем, свои прелести и особенности. И пусть без красивых девушек этот жанр был бы уже не тот, но чем дальше, тем больше в нём появляется более серьёзных произведений.
И хотя жанр имеет японские корни, на западе он уже прочно освоился. Более того, это даже не первый случай, когда кто-то в России делает интерактивную новеллу подобного рода. Было совершенно бесшабашное переложение Евгения Онегина, было Бесконечное Лето — долгострой от энтузиастов с иичана. Наверно, можно вспомнить и других, однако, здесь речь даже не об одной новелле, а уже о целой серии новелл, созданных Mitredel'ом (Михаилом Каданцевым) и связанных общей мистической вселенной.
Мир, в котором происходит действие игры, достоин особого внимания. Это, пожалуй, редкий случай, когда словосочетание русская мистика перестаёт быть оксюмороном. И нет, это не сказочки про богатырей, по духу игра больше напоминает гоголевские страшилки (помните, как Хома Брут верхом на панночке скакал?). Это вполне серьёзное, качественное фэнтези, умело совмещающее старорусские детали и бестиарий из русских, японских и египетских мифов. Колдовство в этом мире работает по своим хитрым правилам, вполне логично устроено и более-менее предсказуемо; ничто не даётся бесплатно, и всё взаимосвязано между собой. Изучение деталей мироустройства действительно затягивает (а всяких любопытных мелочей в игре предостаточно), потому что зачастую эти знания оказываются полезны в трудной ситуации.
Ещё мне очень хочется отметить то, как автор умело выдаёт игроку возможность принять решение. Чаще всего вопросы, которые вам придётся решать, отдалённо напоминают психологический тест. Причём такой, в котором есть над чем задуматься, прежде чем отвечать. Но нередко приходится делать выбор, за которым могут быть более серьёзные последствия. И что самое классное — эти последствия действительно можно предсказать, они не оказываются роялем в кустах, а логично вытекают из оставленных заранее намёков и подсказок. От этого история довольно часто выглядит скорее детективной, и желающие поразмять серым веществом в черепной коробке не уйдут обиженными.
Игра нелинейна, и концовок в каждой из частей предостаточно. И если в первую часть можно было упрекнуть в том, что развилок маловато, а концовки скорее воспринимаются как результат пройденного вами теста (хотя есть и довольно необычные, стоящие того, чтобы пробежаться заново), то во второй и третьей части за одно прохождение можно узнать лишь часть всей истории, которая на самом деле приключилась, и игру придётся проходить несколько раз, чтобы узнать все подробности и возможности (а третья часть вообще замечательна тем, что история может пойти заметно иначе уже в самом начале).
Впрочем, есть и ложка дёгтя. Это ошибки и опечатки. Во всех трёх частях их имеется, и при том порядочно. Понятно, конечно, что автору вычитывать их у себя во всех вариациях текста не так-то просто, да и времени это при таких объёмах текста должно занимать немало. Но как-то не комильфо.
Ещё нельзя не отметить одной важной для инди-мира детали. Начну издалека. Все вы наверно, натыкались на темы с геймдев.ру, где какие-то странные люди что-то старательно пилят, но одного взгляда достаточно, чтобы понять, что ждать от них нечего. Такие темы вгоняют в тоску и зачастую сам не понимаешь, что именно люди делают не так. А за державу обидно! Лично у меня отторжение при виде таких проектов вызывает то, что на самом деле, это никакое не инди. Цель инди-девелопера — сделать игру. И всё. Не написать свой движок, не стать знаменитым, не совершить прорыв в игроиндустрии. У труъ-инди есть игра мечты и он её претворяет в жизнь. И он должен быть готов задвинуть подальше всё остальное, в том числе коммерцию и славу ради того, чтобы сделать игру стало возможно собственными силами.
Так вот. Многие фотографии и музыка, которые используются в игре (особенно в первых частях), взяты без спросу из бездонных ресурсов интернета. Да-да, многие лица, которые можно видеть в игре, принадлежат людям, которые о ней никогда не слышали. А теперь представьте хоть кого-нибудь с геймдева, кто не начал бы ёрничать, предложи ему кто использовать в игре чужую музыку и фотографии без спросу? Понимаете, о чём я. Так вот, в отличие от них, Mitredel игру делает ради игры, а потому и готов себе даже такое позволить. И это заслуживает уважения. Я снимаю шляпу. Не пойди он этим путём, игра бы, скорее всего, никогда просто не была бы сделана.
Впрочем, могу вас обнадёжить, вокруг игры собралось довольно большое сообщество, а автор уже набил руку. В «От конца и дальше» уже почти все роли сыграли актёры, а не вырезки из найденных в интернете фотографий. Более того, обещается, что в следующей части вся графика и музыка будут полностью свои.
А ещё, изначально этот проект не задумывался как игра. Но автору вовремя подвернулся игровой движок Ren'Py, и тогда он понял, что реализация задумки в формате игры вполне возможна, а к этому формату задумка очень удачно подошла. На мой взгляд, именно так и должно происходить — идея должна находить воплощение в игре, а не игра подыскивать себе идею.
Ну вот, как и обещал, я совсем забыл рассказать вам о том, какие милые в игре девушки, и что они там со своими удивительными способностями вытворяют. Но это вы и сами сможете увидеть, если рискнёте взяться за игру. Точнее говоря, за одну из трёх игр. Всех их можно абсолютно бесплатно утащить с торрентов, именно так их щедро распространяет сам автор. Истории разных частей пересекаются, но в целом независимы друг от друга, поэтому знакомство можно начинать с любой из игр серии.
6 ночей в Чернавском — местами шероховатая, но зато самая атмосферная.
Большой секрет Александра — довольно внезапная на поворотах, но очень стильная.
От конца и дальше — повторяет многие трюки из первых двух, но зато прекрасна своей нелинейностью.
- 08 января 2016, 22:44
Спасибо, МекаГем, за сбережение духа независимости посреди этого коммерческого помешательства.
Извощик?
А "из под" тебя не смущает?
Смущает. Мекагема, собственно, тоже:
Просто мне почему-то кажется, что тот кто пишет "извощик" не опечатывается. :)
Я тоже в курсе, что он пишет в статье. Да, автор игр безграмотен и ему пофиг.
Что-то я даже заинтриговался и качаю эти шесть ночей в Чернавском.
Эх, а это при том, что скриншоты с очевидными ошибками я повыкидывал.
Недоглядел. Но оно и показательно, их там, увы, действительно много.
Поиграл в 6 ночей в Черавском. Проникся степенью нагнетания атмосферы - жанр явно имеет право на существование. Даже несмотря на ошибки, нецельность сеттинга и общую рваность происходящего, атмосфера и интрига имеется. Она удерживали меня до тех пока я не сорвался и таки не приказал девушке-демону ублажать меня как она может. Оказалось что может она только каким-то полутёмным неинтересным кадром. Так что по причине неудовлетворения моих низменных влечений я игру забросил. Эротический подтекст - последнее, что меня в ней ещё держало.
Большое спасибо за такой лестный и развёрнутый отзыв! Автору данной статьи пришлось изрядно постараться чтобы написать её такой обширной и интересной, а это особенно приятно. Идея "легенды мира" действительно зародилась раньше чем мне попался язык программирования =) Надеюсь следующая игра тоже не разочарует. У нас уже есть свой композитор и как минимум 7 моделей.
Спасибо за внимание к моим проектам!
О, автор! Добро пожаловать в наш клуб!
Твоя творческая энергия и работоспособность внушают уважение! Я поиграл в одну из игр и точно для себя выяснил, что жанр, которым ты занимаешься, совсем не мёртв, игра определённо может достать до меня, заставить чувствовать эмоции.
Об одном прошу: найди, пожалуйста, корректора! Кого-то из знакомых, кто избавит твои проекты от этих чудовищных ошибок. Я обычно показываю свои черновики жене. :)
А модели, это очень круто! В "6 ночей в Чернавском" не хватало разных выражений лица и поз. Фотошоп не спасает.
Корректор уже найден - в последней, уже вышедшей игре, опечатки, конечно, есть, но их в разы меньше. Я приложу усилия чтобы в будущем их не было вовсе) 6 ночей - игра в которую Вы играли - моя первая проба пера, не удивительно, что в ней много недоработок. По крайней мере - я учусь на ошибках.
В последней ошибок тоже многовато. ^_^
В принципе, готов помочь с их выискиванием, пусть и не могу заранее загадывать, будет ли свободное время, когда/если помощь потребуется.
Кстати, для исправления ошибок при таком количестве и ветвистости текста, могут какие-то особые средства пригодиться. Не знаю, как сейчас у вас организован этот процесс, из простых вещей довольно сильно помогает возможность вытащить текст из игры в текстовый файл, проверить автоматическими средствами и закинуть обратно. Это уже половину работы корректора сделает. Да и сам процесс внесения правок можно заметно оптимизировать при помощи уже существующих средств, которыми переводчики пользуются. Но это, скорее всего, и без меня всем известно.
От кого Несси заражается? Она заболевает, даже если не дать ей пожать руку и не пускать в Топазку. Связь между этими событиями не проверяется, или я что-то упускаю из виду?
Совершенно верно - Несси заболеет в любом случае.
Таких игр в Японии полно. Я бы поиграл в некоторые новеллы оттуда (по анимешкам. Точнее наоборот - аниме, которые мне понравились и снятые по новеллам), но их не то что на русский - даже на английский не перевели.
А так присоединюсь - энтузиазм внушает уважение.
Играл во все три игры. Большой секрет Александра понравился больше всего, вышла самой атмосферной. А вот третья игра не затянула идеей рассказать о повседневной жизни города. Приключенческая атмосфера первых игр намного больше нравилась.