Fez Review
Fez — независимая игра, разработанная студией Polytron.
Первый показ состоялся 17 июля 2007 года на выставке TIGSource. 13 апреля 2012 года игра вышла в Xbox Live Arcade, где и была незамедлительно куплена. Разработчики пока не спешат анонсировать выход на других платформах — «в стадии рассмотрения».
Основная изюминка этой игры — уникальный (во всяком случае на 2007 год) движок, работающий с трикселями. Для игрока это выливается в интересную геймплейную возможность — в любой момент времени можно повернуть мир в одном из четырех измерений.
Это тот случай, когда проще показать, чем объяснять:
С описанием покончили, с датами тоже. Давайте посмотрим, как это играется и стоит ли тратить свои кровно заработанные деньги на вышедший долгострой.
Интерлюдия
Сюжет игры вертится вокруг шапки, сломанного компьютера и неминуемого апокалипсиса, предлагая нам отправиться в путешествие по N мирам через волшебные двери, которые открываются при наборе достаточного количества кубиков. Ладно, бредовыми сюжетами нас уже не удивишь, да и не сюжет главное в платформерах. В платформерах главное — прыжки, враги, головоломки и динамика. Но ничего этого нет. Нет, конечно, в каком-то виде присутствуют головоломки и прыжки, но...
Point and click не желаете?
Есть такой тип игр для девочек — вы ищете в захламленной комнате определенные вещи и обычно вся игра сводится к елозенью мышкой по экрану. Нашли 99 вещей и пропустили одну? У вас появилась уникальная возможность изучить весь экран с нагромождением всякой утвари снова.
Основа геймплея Fez — поиск кубиков в четырехмерном пространстве. Нашли 12 кубиков — добро пожаловать на следующий уровень. Нашли 11 — придется пропрыгать весь мир заново(а некоторые миры далеко не маленькие). Ничего не напоминает? Да, мы фактически играем в интерактивную версию point-and-click головоломки для девочек, только с революционными трикселями и красивой ретро-графикой.
Не то чтобы идея настолько плоха (поиск чего-то проскакивает в подавляющем большинстве платформеров), но поиск кубиков стоит во главе угла и является чуть ли не основной идеей игры.
TODO: Гемплей
С чем спорить трудно, так это с тем, что Fez красивая игра. Местами очень красивая. Но это платформер, а не новелла, так что пытаемся играть.
В те дни, когда нас кормили анонсами, я искренне надеялся, что общая неспешность происходящего это просто специфика уровня. Я ошибался. Fez — очень (очень!) медленная игра. Вы неспешно бредете, неспешно прыгаете, неспешно ищете эти чертовы кубики и все это под усыпляющую музыку. 'Скучно' — тот эпитет, который я подобрал через два часа игры. Скучно и уныло. Нет врагов, нет динамики, нет экшена. Но есть крутой движок и классная графика. Да.
Сухой остаток
Я не знаю что мешало разработчикам обратиться к тому же souleye за саундтреком или написать что-то более динамичное. Не знаю почему игрока заставляют двигаться темпом черепахи, не знаю кто додумался на звуковое сопровождение заставок (уши кровоточат местами).
Всё бы можно простить, но играть в Fez неинтересно и даже скучно. После откровений VVVVVV и Super Meat Boy чувствуешь себя немного обманутым. Еще одно доказательство того, что никогда нельзя ставить технологии во главе угла. Возможно, выйди Fez в 2010 году, как и планировалось, все было бы совершенно иначе, но это уже другая история.
Альтернативное мнение
Альтернативный отзыв на игру доступен здесь.
- 14 апреля 2012, 15:59
А где четырехмерное пространство? Пространство с более чем тремя измерениями графически изобразить невозможно, это же аксиома.
В смысле? Проекции-то можно делать!
Да ну? Как раз проекцию четырехмерного пространства представить невозможно. Есть возможность изобразить четырехмерный пространственно-временной континуум, но пространственных измерений там все равно три. Четырехмерного пространства быть не может.
Да-да. А Солнце крутится вокруг Земли, потому что другое представить себе невозможно.
Смотрим картинки хотя бы тут.
Пфф, тессерактом ты меня не удивишь) Проблема в том, что эта фигура выглядит как трехмерная.
Построй мне график функции с осями координат в четырехмерном пространстве, так чтобы он не выглядел как трехмерный, тогда я тебе поверю.
Открою тебе страшную тайну: любой график функции на листе бумаги или мониторе двумерный. Только тсс!
Не знал, не знал ;)
мы тут как раз про двумерные проекции)
Четырёхмерное пространство проецируем на трёхмерное, трёхмерное на двумерное - и вуаля!
В конце концов, если трёхмерное проецировать на одномерное, получится несколько отрезков, как и если проецировать двумерное. Тут уж ничего не попишешь, отличить не получится.
AdobeFlash - там есть такая кнопка - показывать соседние кадры. Таким образом трёхмерное пространство показали на плоскости. А именно - 2Д + время.
А теперь представь что ты в 3Д сцене видишь прошлые и последующие кадры сразу - это 4Д пространство. Ты можешь измерить не только ширину/высоту/длину но и динамику объекта во времени.
Может быть я херово объяснил, но мысль, наверное все уловили.
P.S. Как ниже все уже заметили. Видим мы всё равно двумерную проекцию. Объём возникает из-за свето-тени.
Забудьте про время! Его не существует!
Конкретно сейчас мы говорим о пространстве с четырьмя перпендикулярными координатными осями.
Вот-вот. Тут сказали о четырехмерном пространстве. Пространство и время это разные вещи. Есть четырехмерный пространственно-временной континуум, но это не четырехмерное пространство.
Почему ты так думаешь? Любое н-мерное (4 измерения без времени) пространство можно спроецировать на двухмерное. Наверно. По крайней мере, ссылка выше это только подтверждает.
Можно, но выглядеть будет как трехмерное.
Это тебе только кажется. Глаз так видит, если угодно.
Ну дык изобрази четыре перпендикулярные оси)
Глаз так видит, потому что наше пространство трехмерное)
а я думал что наше глаз так видит, потому что он так видит, а не потому что пространство определенно какое-то. (Просто мешаю разговору, не обращайте внимания.)
Изобразить нельзя, но можно вообразить. Хотя визуально сделать это у меня не получается, только словами описать могу._.
В игре заявлено четырехмерное пространство, которое изображено. Вообразить себе мы много чего можем
Да где же оно четырехмерное?! Это же просто четыре проекции трехмерного уровня.
да вот же) хотя это конечно возможно исключительно на авторе поста
Автор поста уже объяснился по этому поводу, но оффтопить про проекции и матан куда интереснее :D
Это не матан, это школа)
Проблема в том, что для восприятия (3х мерного) трудно изобразить так, чтобы было комфортно, да и сделать игру интересной.
Да, судя по видео там 3D то не полное. Там четыре ракурса, а не четыре измерения.
Из одного три-дэ четыре раза изомерию сделали. Поэтому у них все уровни и квадратные.
Да, так и есть. Только не сделали, а показали.
Художественный оборот. По сути там 3d уровень, на который можно смотреть только с одной грани куба, в который уровень вписан.