Своей дорогой: Simutrans
Хорошая транспортная стратегия это, на самом деле, редкость, а уж среди авторских и инди-игр и подавно.
Безусловным лидером здесь является [[OpenTTD]], сколотивший даже на просторах бывших братских республик нехилое сообщество. Есть, конечно, и рыба помельче вроде [[Cities in Motion]], который, к большому сожалению, проверку временем не прошёл.
Однако сегодня мы поговорим про совсем другую игру: Simutrans. Давайте попытаемся выяснить, может ли она претендовать на что-то большее, чем звание андердога в мире транспортных инди-тайкунов.
Original sim
На самом деле, Simutrans известен уже давно: игра разрабатывается с 1997-го года (это, на секундочку, эпоха, когда оригинальный Transport Tycoon Deluxe ещё был молодым и бодрым), у её истоков стоял человек по имени Ханс-Йорг Малтанер (Hansjörg Malthaner), в 2004-м передавший Simutrans целиком и полностью в руки сообщества.
Тут нужно заметить, что, хотя в названии и описаниях и присутствуют намёки на симуляцию, Simutrans всё же в первую очередь большая песочница и лишь после этого, где-то в самом конце экономический менеджер.
Завязка игры к этой строке уже должна была стать понятна всем: игроку предстоит на определённой карте построить успешную и популярную транспортную компанию. Скажете легко? Давайте посмотрим.
Мы едем-едем-едем
Начать предлагаю непосредственно со стратегического аспекта. И тут нужно отметить, что геймплейно Simutrans хороша. Во-первых, она достаточно сложна для новичков (это даже если не брать в расчёт невнятный графический интерфейс, о котором позже): прибыль определяется не количеством остановок, а непосредственным их расположением и охватом транспортной сети. Рабочие хотят ехать на фабрику, жители пригородов желают посетить местный крупный город, а в самом городе люди не прочь доехать до железнодорожного вокзала или памятника на автобусе. Остановки и станции нужно расставлять с умом: автобусное сообщение между двумя пгт это, конечно, прогрессивно, но мало кому нужно. Во-вторых, вся эта схема работает не в последнюю очередь благодаря механизму создания пассажиропотока: в отличие от OpenTTD, где товар можно было выгрузить на любой подходящей станции, или, к примеру, CiM, где пассажиры походят на баранов, не желающих видеть ничего, кроме одного-единственного «номера» маршрута, в Simutrans главное это остановки, на которых собираются пассажиры и товары, имеющие конкретную точку назначения. Из всех существующих путей выбирается самый короткий, а вот средство передвижения совершенно не учитывается. Подобный гибкий подход позволяет избежать комичных и нелепых ситуаций при перевозках. Ну и следует сказать, что пассажиры совсем не против пересадок.
Если вы решили для себя, какой регион одарить элегантными транспортными схемами, самое время выбрать вид транспорта.
Поезд дальше не идёт
А транспорта здесь вагон и маленькая тележка. Различные виды автобусов, троллейбусов, паровозов, самолётов (и замечу - безо всяких там DLC), десятки вагонов: разнообразить свой парк есть чем и как. Главное, не перестараться и не накупить в начале игры техники, которая для своего обслуживания жрёт финансы, как космическая программа. Хочется отметить аэропорты: в отличие от OpenTTD, ВПП, дорожки для подруливания, посадочные зоны и терминалы строятся так, как хочет игрок, а не одним большим цельнометаллическим квадратиком.
Транспорту не нужно проходить отдельное техобслуживание, он не ломается и по факту в Simutrans нет аварий: даже при отсутствии семафоров поезд со станции не уедет на занятый путь. Если же игрок начнёт ставить эксперименты, то составы меланхолично пройдут друг сквозь друга.
Кроме транспортных средств игра предлагает строить пути сообщения (что логично), системы регулировки (семафоры и, внимание, настраиваемые дорожные светофоры), дорожные знаки и даже добавлять на дороги частный автотранспорт (впрочем, это происходит и автоматически). В некоторых графических паках доступны, например, парковки. В общем, настроить тут можно много чего, даже ЛЭП.
Разумеется, во всём есть свои нюансы. Например, длинный состав на слишком короткой станции разгрузится вообще не сможет, а перегруженный автовокзал принесёт больше вреда, чем пользы, так же, как и большое количество светофоров в маленьком городе. Очень крутой фишкой считаю возможность произвольно задать в процентах количество груза, которое в любом случае нужно забрать со станции (в OpenTTD были прибитые гвоздями значения).
Передаём за проезд
Экономика здесь довольно простая и с симуляцией не заигрывает. Получаем доходы от перевозок, тратим на развитие и обслуживание, пытаемся свести концы с концами, если пахнет жаренным, получаем небольшой кредит. К сожалению, указать стоимость перевозок вручную нельзя. Ни о каком толковом расписании речь не идёт (стоит, впрочем, признать, что это было бы бессмысленной штукой). Среди многих разноцветных графиков стоит следить разве что за прибылью и тратами вкупе с расходами на сервис. Экономическая модель в Simutrans заканчивается фактически на прокладке грамотных маршрутов. Увы.
Вагон дёгтя в составе мёда
А теперь об интерфейсе и обо всём остальном. Графика в Simutrans крайне бедна, проигрывая по всем статьям тому же OpenTTD. Ситуацию немного исправляют уже упомянутые графические паки (среди разрабатываемых есть и пак, имитирующий старшего-младшего брата), но они достаточно сильно разнятся по содержимому. Звуковые эффекты заведутся далеко не у всех, а музыка вообще не стоит того, чтобы её упоминать. Интерфейс пользователя местами неудобен, а местами очень неудобен, и горячие клавиши спасают лишь отчасти. Чекбоксы, например, имеют неочевидные в графическом плане состояния, а, чтобы выключить или включить прозрачность объектов, приходится лезть в подменю меню. Не всегда можно предугадать, как сработает кнопка: следует ли сначала выделить станцию на маршруте и потом нажать "Удалить" или же сначала затребовать удаление, а потом уже клацать на остановку. Всё вышеперечисленное говорит лишь о том, что путь до любви к Simutrans тернист. Но я могу сказать, что он стоит того.
Нет ничего приятнее, чем поезда, отходящего от построенной тобою станции.
Для тех, кто не читал статью:
Плюсы:
- широкий спектр транспортных средств
- продуманный механизм формирования пассажиропотока
- возможность строить здания и сервисные системы из длинного списка
- есть русская локализация
Минусы:
- слабая графическая составляющая
- непродуманный интерфейс пользователя
Итого: классика не для всех. 8/10
Официальный сайт: http://www.simutrans.com/
- 13 января 2013, 02:35
Мой внутренний граммар-наци в сомнениях. Грамматически правильно, стилистически — кошмар :(
Хм, поправил.
-
В своё время застрял с 2-м пнём и Locomotion.
Хороший был год... учитывая, что интернета не было и не с чем было сравнить...
А ещё тут есть гужевой транспорт. Жаль, лошадки по бездорожью не ходят..
"Есть, конечно, и рыба помельче вроде [[Cities in Motion]], который, к большому сожалению, проверку временем не прошёл."
Автор, это вообще-то совершенно разных жанров игры. Simutrans - игра о перевозках всего, чего только можно и чем только можно. И тут, по моему скромному мнению, она лучшая. Cities in Motion (которая, кстати, проверку прошла вполне успешно и моды для неё до сих пор пилятся и будут пилиться, в отличие от унылой второй части, где моддинг невозможен в принципе) - это совсем уж нишевая игра для любителей городского общественного транспорта, понимаете разницу? Так что сравнивать их - это примерно то же самое, что сравнивать футбольный симулятор с футбольным менеджером (хотя тут, конечно, и иного плана сравнение). А Simutrans для своего жанра - превосходная игра. Правда, меня вот как любителя городского ОТ удручает, что трамвай можно только в одну сторону пускать по улицам, но надеюсь, что это поправят.
P.S. И да - графика в Simutrans куда симпатичнее того же OTTD - ну во всяком случае с графическим паком 128 абсолютно точно. А вот на OTTD смотреть тошно. Но это, конечно, на любителя, кого-то и в CiM графика не устраивает))
Как бы и то и другое это песочницы про транспорт с легчайшим налётом тайкуна, о каких совершенно разных жанрах речь?