Mark of the Ninja

Мягкими шагами за дверью подкрадывалась смерть. Безжалостная, беспристрастная и, как мертвецы узнают позже, вполне себе безумная. Клинок мягко вошёл в ткани, лёгкие разродились негромким хрипом и очередной воинственный парень погиб не самым героическим образом. Тень умчалась вперёд, не оставив ни следов, ни шансов на сопротивление.

Таков он, Mark of the Ninja, один из самых амбициозных проектов минувшего года от студии, которая уже успела засветиться с латиноамериканскими разборками и симулятором выживания. Теперь авторы Shank взялись за новый жанр: stealth-платформер, в котором мы играем за ниндзю, ведомого местью.

Темперамент и страсть

Парни из Klei постарались на славу, угадав практически во всём, начиная от графического стиля и заканчивая деталями дизайна уровней. Расстраивает разве что малое разнообразие противников: всего полдюжины не считая собак и «боссов». Зато прохождение можно, как ни странно, заточить чисто под себя, поскольку в игре можно выбрать по ходу прохождения один из шести стилей, а заодно экипироваться разнообразными штуками, которые весьма помогают при прохождении. Хотите ходить и бегать бесшумно? Пожалуйста. Желаете, чтобы каждое увиденное убийство ввергало противников в панику? Не вопрос. Изволите перемещаться с огромной скоростью? В любое время! Правда, за всё нужно платить, и при выборе стиля это заключается в невозможности использования тех или иных предметов.

Предметы эти тоже на любой вкус. Самым главным и самым любимым орудием ниндзя в игре для вас несомненно станут дротики: с их помощью можно разбивать фонари и отвлекать охранников. Выбор остальных вкусностей зависит от того, как вы ведёте игру: для пацифистов, желающих пробежать мимо опасностей с минимальными последствиями для себя и окружающих, есть дымовые шашки, хлопушки отвлекут внимание непрошеных гостей на несколько секунд, а отравленные иглы приводят жертв в бешенство, заставляя стрелять во всё подряд.

Теоретическая механика

Уровни в игре представлены в виде коридоров и комнат, а также разнообразных вентиляционных туннелей, которые соединяют другие пространства. В целом, всё достаточно линейно, но время от времени нам дают выбрать, каким именно образом добраться до чекпоинта: в пределах существующих стен особых «рельс» не наблюдается. Особенно это должно понравиться тем, кто предпочитает проходить игры без убийств (тем паче, что в Mark of the Ninja за это можно получить дополнительные очки), ведь это вполне реально, достаточно лишь изучить уровень на наличие укромных мест и лазеек.

Остальные должны учесть, что в ближнем бою наш герой достаточно бесперспективен, особенно, если противник не один, потому устранять охранников придётся либо из засады, либо при помощи ловушек, расставленных на уровнях, в первую очередь, для нас. Кроме того, ниндзя, что логично, отлично карабкается по стенам и даже лазит по потолкам.

Заняв выжидательную позицию и дождавшись подоспевшую жертву, нужно угадать с сочетанием клавиши удара и направления. Однако это только часть дела: тело желательно убрать от любопытных глаз, а саму операцию обставить при выключенном свете и вдали от товарищей убитого. Разумеется, эти условия можно выполнить далеко не всегда, а, значит, придётся иногда и убегать от разъярённых парней с автоматами, и летать на верёвке между уступами, ну и загружаться, конечно же.

Кроме обычных локаций предусмотрены специальные «тренировочные» комнаты, в которых нам предстоит не просто поскакать, простите, козлом, но и пораскинуть мозгами. В общем-то, рискну назвать эти комнаты лучшими во всей игре, потому что именно здесь, несмотря на фактические отсутствие живых врагов, нужно думать и действовать быстро, решая пусть не самые сложные, но подпитанные адреналином головоломки.

Надо сказать, что всё было бы не так интересно без прокачки нашего персонажа и его вспомогательной техники. За выполнение дополнительных заданий, найденные свитки своего клана ниндзя и, что характерно, очки, набранные на уровне, мы получаем медальоны. За эти медальоны можно получить возможности ходить тише или убивать противников, стоящих прямо за дверью, или улучшить технику ближнего боя. Многие из таких «перков» рекомендованы к изучению для облегчения прохождения.

Кадр за кадром

Картинка Mark of the Ninja выглядит может и не ошеломляюще, но очень солидно. Наряду с Daedalic мультипликаторов из Klei можно назвать законодателями мод в современных 2D играх. Не стоит забывать и о том, что игра поддерживает геймпады, и играть с ними намного удобнее, чем на клавиатуре (лично я проходил игру с Cordless RumblePad, ну а владельцам устройств от XBox так и вовсе волноваться нечего).

Звуковое сопровождение, наверное, похвалить как графику не удастся, хотя оно продумано и выполняет поставленные задачи. Забагованностью Mark of the Ninja тоже не страдает, если не считать забавных глюков с заклинившей анимацией поверженных противников, которых мы поместили в какой-нибудь чулан, а потом достали оттуда.

До победного конца

Чем ближе к финишу, тем чаще мы зажимаем нужную комбинацию, а затем утаскиваем в тёмное место труп врага. И с каждым следующим уровнем игра подкидывает нам новые препятствия от взрывчатки до воинов, способных устремиться за нами в самые узкие щели. В конце концов всё заканчивается по-взрослому: Mark of the Ninja все восемь часов геймплея прикидывается аркадным платформером, зато в самом конце вышибает скупую слезу пусть истёртым, но достаточно неожиданным драматизмом. Klei сделали настоящий шедевр, который рисковал оказаться в положении «чужого среди своих»: на инди игра похожа в основном платформенной частью и двухмерностью, а до больших игр не дотягивает пресловутой сахарной эпичностью. Впрочем, в данном случае это преимущество, позволяющее получить фанов по обе стороны баррикад. И это по-настоящему хорошо, что родился такой проект, играть в который приятно, перепроходить который возможно, а авторы которого умудрились нарисовать мультипликационных вставок на короткометражный мультфильм.

Играйте в игры.

Официальный сайт: http://www.markoftheninja.com/

Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/214560/

Для тех, кто не читал статью

Плюсы:

  • отличный графический стиль
  • сбалансированный и интересный геймплей
  • несколько стилей ведения игры
  • возможность пройти игру несколько раз без ощущения натянутости
  • поддержка геймпада

Минусы:

  • не очень много видов противников
  • нет демо-версии для ПК

Итого: клёво.