Battalion
Первую версию этой статьи я написал для своего блога mjr-blayne.livejournal.com (ссылка). В дальнейшем я публиковал её в ЖЖ-сообществах gamer и (в расширенной версии) ru_oldgames. Для gamin.me статья была ещё чуть-чуть дополнена.
В середине девяностых я грыз кремний компьютерной науки на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, наивно надеясь, что это поможет мне в будущем стать крутым разработчиком игр. В машинном зале у нас стояли терминалы с FreeBSD, и игр там было негусто – в основном все рубились в MUD’ы. Однако однажды мы с товарищем нашли нечто под названием Battalion. И это действительно оказалось нечто: гигантское трехмерное чудище, разрушающее маленький американский (вероятно) городок, в который постепенно стекаются танки и авиация.
Узнать больше об игре и скачать версию для Windows (к сожалению, работающую без звука), а равно и другие версии (например, для iPhone или iPad), а также исходники игры, можно на страничке создателя, Энди Джонсона.
В оригинальной версии Battalion четыре монстра на выбор, но лупоглазый Гугелон – конечно же, самая симпатяжка. Увы, хотя персонажи и сильно отличаются друг от друга, баланса между ними нет никакого: летун Флаттер делает всех за счёт скорости, маневренности и способности восстанавливать здоровье даже на ходу. Игра за него скорее напоминает недавнюю Hoard про дракончиков, только здания тут не отстраиваются.
Гугелон и слетевший с орбиты спутник Текс могут давить танки ногами/шасси, но это не компенсирует неповоротливости и меньшей проходимости. Туманный Вейпор, хоть и проходит вообще сквозь всё, постоянно ранит себя осколками от разрушенных зданий, потому что радиус атаки у него нулевой.
Для сравнения - игра за Гугелона и за Флаттера (на самом деле это Battalion 2004, о которой чуть позже).
Механика вращения башки для регулирования угла обстрела тоже не очень удобная, но играть, тем не менее, интересно: по мере развития событий на поле боя прибывают всё новые виды войск, включая Меха-Гугелонов и супергероев ростом под стать нашим разрушителям. Нам же требуется балансировать желание разрушать домики, линии электропередачек и военные базочки с желанием протянуть как можно дольше – линейка энергии здесь одна для здоровья и заряда оружия, так что чудища хилеют не только под обстрелом вражеских танков, но и стреляя сами (взорвав здание, к тому же велика вероятность получить обломками в лоб). К счастью, здоровье регенерируется, но, повторюсь, у разных существ в разной степени – Гугелон, например, лечится, только стоя на месте, а стало быть, становясь идеальной мишенью.
Городские достопримечательности, хоть и изображены примитивно, достаточно разнообразны и узнаваемы - вот фонтан, вот электростанция, вот спальный район, а вот мэрия. По дизайну и общему апокалиптическому настрою, кстати, игра чем-то напоминает Katamari Damacy.
Атмосферу обреченности усугубляет и тот факт, что победить в Battalion нельзя – даже разрушив все здания, монстр не отправляется в следующий город, а остается рубиться с прибывающими войсками до победного конца. Вот что по этому поводу пишет (мне) сам автор:
“Во всех подобных фильмах монстр в конце умирает, так что и игра следует этому “правилу”, и вы не можете одержать победу.
Я периодически думал сделать уровни и задания, чтобы монстр мог победить в одном “фильме” и отправиться в сиквел, но уже семнадцать лет руки не доходят... впрочем, и мысли об этом меня не оставляют :)”.
В 2004 году Хаиме Алемани решил поправить дело и написал на базе исходных кодов Джонсона расширенную версию Battalion для Windows и Linux, добавив двух новых монстров, символизирующих поддерживаемые платформы (по мне, довольно дурацких), и поделив игру на уровни: http://personal.telefonica.terra.es/web/astrofotoweb/battalion2004/en/index.html
В этой версии, по крайней мере, есть звук. Зато нет управления мышкой, которое в оригинальной Battalion было довольно необычным (и эффективным только в виде от первого лица). Впрочем, Алемани утверждает, что монстры в ней всё равно управляются более плавно.
В обеих версиях на экране выбора монстра нужно нажать соответствующую ему цифру – кликать мышкой бесполезно. И ещё один хинт - в самой игре цифра 4 включает вид сверху, который можно приближать и удалять клавишами Q и W.
Формат файлов уровней в Battalion довольно дружелюбный, если у кого-то есть желание сотворить Москву или там Саратов – думаю, получится без проблем. Ну, с учётом того, что набор “кубиков” ограничен (впрочем, покопавшись в исходном коде, и его можно расширить), а дороги прокладываются только под прямым углом.
Альтернативные наборы уровней за авторством некоего Каспера Вертера, кстати, есть и на сайте игры. Они, кстати, как раз работают только под Linux - видимо, там символы перехода на новую строку специфические...
Скриншоты в этой статье взяты из Battalion 2004. Для сравнения - оригинальная версия (порт для Windows):
Глюки видео появились в процессе редактирования. Игра проходилась на "средней" детализации, потому что на высшей, с чёрным туманом, играть ещё сложнее.
Я, кстати, пытался собрать из исходников Алемани версию для Ubuntu, и, потратив уикенд и найдя одну маленькую, но вредную багу, добился-таки результата.
Вдохновлённый успехом, я решил добавить в игру важную фичу – возможность придвигать камеру в виде “сбоку-сверху”. Зачем? Чтобы наделать красивых скриншотов с Гугелоном крупным планом.
Эксперимент, как видите, удался, и на правах перво-заново-открывателя игры я открыл (с любезного разрешения Эндрю Джонсона) в своём printdirect-магазинчике полочку с товарами по мотивам Battalion, куда вас напоследок и приглашаю. Дизайны разработаны при участии уважаемого Pinball Wizzard, за что ему отдельное спасибо.
Кстати, если покопаться в исходниках, можно найти следы стереорежима и зачатки сетевой игры. Да и вообще, как мне кажется, игра сравнительно легко поддаётся моддингу - так что, думаю, аудитории сайта gamin.me она будет интересна не только как развлечение, но и как "тренировочная база" для собственных наработок (впрочем, внимательно читайте README-файл, где сказано, что автор позволяет и не позволяет делать со своей игрой. Если хотите распространять моды, даже бесплатно - спросите у него разрешения).
Трехглазого синего Гугелона можно сбацать за десять минут. Дерево, отдаленно напоминающее растение с заставки gamin.me, вырастить тоже несложно.
- 29 июня 2012, 00:56
- 010
Ого
Спрячьте пост под спойлер пожалуйста =)
Вот что делать, статья сама по себе супер и правда уникальна, но повторяеться на четырех ресурсах. У меня дисонанс, что делать.
Статья и правда, хорошая. Где нашёл копии?
в гугле )
Вот что делать раз, остальное что-то не нашлось полностью. )
Приделал статье маленький эксклюзивный хвостик.
Спасибо )
И вправду хорошо получилось )
Как-то сильно навязчиво жж пиарите. В первой же строчке сразу две ссылки, при том, что журнал не об играх даже.
Это было что-то вроде просьбы предложения от меня. Хотя предполагал что он будет под спойлером спрятаным в спойлере, спрятаным в спойлере, и все идущим пост скриптумом в конце статьи маленьким шрифтом.
Шучу, но до того как попросили сделать статью более честной, этих строк не было. Все написано органично думаю. Так что, все норм.
Ну, он не только об играх, и редко об инди-играх, но часто об играх вообще.