Battalion

Первую версию этой статьи я написал для своего блога mjr-blayne.livejournal.com (ссылка). В дальнейшем я публиковал её в ЖЖ-сообществах gamer и (в расширенной версии) ru_oldgames. Для gamin.me статья была ещё чуть-чуть дополнена.

Googelon_overhead_1_HIRES.png

В середине девяностых я грыз кремний компьютерной науки на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, наивно надеясь, что это поможет мне в будущем стать крутым разработчиком игр. В машинном зале у нас стояли терминалы с FreeBSD, и игр там было негусто – в основном все рубились в MUD’ы. Однако однажды мы с товарищем нашли нечто под названием Battalion. И это действительно оказалось нечто: гигантское трехмерное чудище, разрушающее маленький американский (вероятно) городок, в который постепенно стекаются танки и авиация.

Узнать больше об игре и скачать версию для Windows (к сожалению, работающую без звука), а равно и другие версии (например, для iPhone или iPad), а также исходники игры, можно на страничке создателя, Энди Джонсона. 

В оригинальной версии Battalion четыре монстра на выбор, но лупоглазый Гугелон – конечно же, самая симпатяжка. Увы, хотя персонажи и сильно отличаются друг от друга, баланса между ними нет никакого: летун Флаттер делает всех за счёт скорости, маневренности и способности восстанавливать здоровье даже на ходу. Игра за него скорее напоминает недавнюю Hoard про дракончиков, только здания тут не отстраиваются.
Гугелон и слетевший с орбиты спутник Текс могут давить танки ногами/шасси, но это не компенсирует неповоротливости и меньшей проходимости. Туманный Вейпор, хоть и проходит вообще сквозь всё, постоянно ранит себя осколками от разрушенных зданий, потому что радиус атаки у него нулевой.




Для сравнения - игра за Гугелона и за Флаттера (на самом деле это Battalion 2004, о которой чуть позже).


Механика вращения башки для регулирования угла обстрела тоже не очень удобная, но играть, тем не менее, интересно: по мере развития событий на поле боя прибывают всё новые виды войск, включая Меха-Гугелонов и супергероев ростом под стать нашим разрушителям. Нам же требуется балансировать желание разрушать домики, линии электропередачек и военные базочки с желанием протянуть как можно дольше – линейка энергии здесь одна для здоровья и заряда оружия, так что чудища хилеют не только под обстрелом вражеских танков, но и стреляя сами (взорвав здание, к тому же велика вероятность получить обломками в лоб). К счастью, здоровье регенерируется, но, повторюсь, у разных существ в разной степени – Гугелон, например, лечится, только стоя на месте, а стало быть, становясь идеальной мишенью.

Городские достопримечательности, хоть и изображены примитивно, достаточно разнообразны и узнаваемы - вот фонтан, вот электростанция, вот спальный район, а вот мэрия. По дизайну и общему апокалиптическому настрою, кстати, игра чем-то напоминает Katamari Damacy.

Battalion_Vapour_1st_Person_HIRES.png

Атмосферу обреченности усугубляет и тот факт, что победить в Battalion нельзя – даже разрушив все здания, монстр не отправляется в следующий город, а остается рубиться с прибывающими войсками до победного конца. Вот что по этому поводу пишет (мне) сам автор:
“Во всех подобных фильмах монстр в конце умирает, так что и игра следует этому “правилу”, и вы не можете одержать победу.
Я периодически думал сделать уровни и задания, чтобы монстр мог победить в одном “фильме” и отправиться в сиквел, но уже семнадцать лет руки не доходят... впрочем, и мысли об этом меня не оставляют :)”.

В 2004 году Хаиме Алемани решил поправить дело и написал на базе исходных кодов Джонсона расширенную версию Battalion для Windows и Linux, добавив двух новых монстров, символизирующих поддерживаемые платформы (по мне, довольно дурацких), и поделив игру на уровни: http://personal.telefonica.terra.es/web/astrofotoweb/battalion2004/en/index.html
В этой версии, по крайней мере, есть звук. Зато нет управления мышкой, которое в оригинальной Battalion было довольно необычным (и эффективным только в виде от первого лица). Впрочем, Алемани утверждает, что монстры в ней всё равно управляются более плавно.

battalion2004_en2012-06-0812-51-54-26.png

В обеих версиях на экране выбора монстра нужно нажать соответствующую ему цифру – кликать мышкой бесполезно. И ещё один хинт - в самой игре цифра 4 включает вид сверху, который можно приближать и удалять клавишами Q и W.


Формат файлов уровней в Battalion довольно дружелюбный, если у кого-то есть желание сотворить Москву или там Саратов – думаю, получится без проблем. Ну, с учётом того, что набор “кубиков” ограничен (впрочем, покопавшись в исходном коде, и его можно расширить), а дороги прокладываются только под прямым углом.
Альтернативные наборы уровней за авторством некоего Каспера Вертера, кстати, есть и на сайте игры. Они, кстати, как раз работают только под Linux - видимо, там символы перехода на новую строку специфические...

Скриншоты в этой статье взяты из Battalion 2004. Для сравнения - оригинальная версия (порт для Windows):

Battalion_original_Small.png


Глюки видео появились в процессе редактирования. Игра проходилась на "средней" детализации, потому что на высшей, с чёрным туманом, играть ещё сложнее.

Я, кстати, пытался собрать из исходников Алемани версию для Ubuntu, и, потратив уикенд и найдя одну маленькую, но вредную багу, добился-таки результата.

Вдохновлённый успехом, я решил добавить в игру важную фичу – возможность придвигать камеру в виде “сбоку-сверху”. Зачем? Чтобы наделать красивых скриншотов с Гугелоном крупным планом.

Googelon_colseup-vs_MechaGoog_HIRES.png

Эксперимент, как видите, удался, и на правах перво-заново-открывателя игры я открыл (с любезного разрешения Эндрю Джонсона) в своём printdirect-магазинчике полочку с товарами по мотивам Battalion, куда вас напоследок и приглашаю. Дизайны разработаны при участии уважаемого Pinball Wizzard, за что ему отдельное спасибо.

REAL_Battalion_magnet_small.png

Кстати, если покопаться в исходниках, можно найти следы стереорежима и зачатки сетевой игры. Да и вообще, как мне кажется, игра сравнительно легко поддаётся моддингу - так что, думаю, аудитории сайта gamin.me она будет интересна не только как развлечение, но и как "тренировочная база" для собственных наработок (впрочем, внимательно читайте README-файл, где сказано, что автор позволяет и не позволяет делать со своей игрой. Если хотите распространять моды, даже бесплатно - спросите у него разрешения).

Googelon_3eyed_Gamin_tree.png
Трехглазого синего Гугелона можно сбацать за десять минут. Дерево, отдаленно напоминающее растение с заставки gamin.me, вырастить тоже несложно.