Зачем нам графика, если у нас есть фантазия?
- Ещё одним жанром, практически не представленным на сайте, являются текстовые квесты, или, как они называются в не столь отдалённых странах, interactive fiction, интерактивная литература, то бишь. Какое отношение этот жанр имеет к инди? Да самое прямое. Большинство игр в данном жанре бесплатны и созданы одним человеком на чистом энтузиазме, а все популярные IF-движки бесплатны и тщательно документированы.
С чего же всё началось? О, вы сами прекрасно знаете. Пещера, в которой добывали порох, желание отдельно взятого человека сделать виртуальную модель этой пещеры, и, в итоге, первая на свете адвенчура… собственно и называющаяся Adventure, она же Colossal Cave Adventure.
Примерно так она выглядела. Игрок печатал команду, вроде «идти на юг», а компьютер реагировал. В итоге — эффект полного погружения, при наличии хорошей фантазии. Ещё один плюс (актуальный для тех времён — 1976 год как-никак) — возможность играть без монитора, печатая выводимый текст на принтере. Получалась своего рода виртуальная реальность… или интерактивная книга. Неудивительно, что жанр получил широчайшее распространение и процветает до сих пор…
А что насчёт Adventure? Сохранилась ли она? А то. Вы можете поиграть как в английскую (55 кб), так и в русскую (259 кб) версию этой игры. Но идём дальше.
А дальше развитие адвенчур пошло двумя путями. Две платформы для создания текстовых приключений конкурируют по сей день-это Inform или Z-машина, и TADS.
Inform ведёт своё начало со времён процветания компании Infocom. адвенчуры которой считались лучшими долгое время. Самой известной из них является Zork, которую и по сей день признают просто-таки эталоном. Вот как он выглядит на современных интерпретаторах Inform:
Принцип игры в Зорка таков же, как и в Adventure, но благодаря продуманности, отличному языку и вообще увлекательности, игра стала безумно популярна, получила множество продолжений и вошла в анналы истории. Скачать её можно тут (167 кб). Кстати, вы можете поиграть в него и на своём мобильном телефоне. Ссылки тут, а лучше тут.
Конкурентом Z-машины является старая (конца 80-х) платформа TADS, у которой, кстати, есть русская версия, RTADS и продвинутая версия HTML-TADS.
Примером хорошей игры для данной платформы является игра от, непосредственно, её создателя, называющаяся «Блуждания в окопный день» (Ditch Day Drifter).
Действие игры происходит в Калифорнийском техническом институте, в так называемый «Окопный день», особый местный праздник. Что это за день? Узнаете из этой простой и весёлой игры (русская и английская версии, около 100 кб каждая).
Ах да, не забываем, чтобы запустить игры для данных платформ, вам потребуются их интерпретаторы. Собственно вот они: для TADS и для Inform.
И для той, и для иной платформы игры активно выходят и по сей день. Вот пример отличной современной игры для Inform, получившей немало призов, в том числе самый авторитетный адвенчуровский приз — xyzzy award (xyzzy — это культовая команда, одно из пасхальных яиц, которое есть почти в любой текстовой адвенчуре. Экспериментируйте ;-)).
Называется игра «Все Пути» (All roads).
Игра очень необычна, предельно логична, продуманна (понимает почти всё, что только можно), читается и правда как книга. Сюжет также прост, но интересен. Вы просыпаетесь и обнаруживаете себя… на виселице. Но это только начало. К слову, игра блестяще переведена. Скачать можно тут (115 кб).
Конечно, существуют и другие платформы для текстовых адвенчур, к примеру Hugo или ADRIFT, они предельно интересны, но популярность их значительно ниже.
Есть, разумеется, игры написанные вообще непосредственно не для какой-либо конкретной платформы. Далее небольшой список интересных игр с кратким описанием:
Hitchiker's Guide to the Galaxy (109 кб). Игра по мотивам культовой юмористической фантастики Дугласа Адамса, написанная с его участием.
I-O (122 Кб). Игра, про застрявшую в пустынной местности девушку. Просто нравится=)
Softporn (56 Кб) Из этой игры «вышел» знаменитый Ларри.
Great Machine (143 Кб) Игра от автора столь любимой нами инди-игры Museum of broken memories.
Alabaster (2,8 Мб) Сказка с 18-ю различными концовками, от лучших IF-авторов современности, включая Эмили Шорт.
И так далее. Существует безумное кличество как старых, так и современных текстовых адвенчур, найти их можно где угодно, например тут или тут. Исследуйте.
Эти игры называются также «парсерными», потому что в них присутствует «парсер», то есть некий модуль обработки вводимого текста. Проще говоря, текст в них надо вводить ручками. А есть адвенчуры, в которых, как в старых книгах-играх (помните, в детстве такие были? «Если ты делаешь то-то, открой страницу 27, иначе-страницу 45». Похожая книга есть у известного фантаста Гаррисона, называется «Стань стальной крысой») надо лишь выбирать варианты. Такие игры называются «менюшными». В России, видимо из-за сложности нашего языка, они распространены больше.
Самая популярная платформа таких игр-это URQ. Есть большое коммьюнити, поддерживающее эту платформу, писать игры для неё просто, поэтому их превеликое множество. Увы, качество их редко бывает высоким, как, впрочем, и продолжительность, но, тем не менее, и там есть свои бриллианты. Хотя большую часть составляют различные шуточные игры, вроде «Похождения отважного хомяка Семёна», «Приключения Банана и компании» и тому подобное. Объяснением может служить то, что если вы посмотрите на средний возраст членов коммьюнити, то увидите, что он-школьный =) Так выглядит один из лучших интерпретаторов URQ для DOSа:
Всё нужное для игры на данной платформе вы найдёте тут.
Конкурентом является платформа QSP.
Её особенность-мультиплатформенность. Есть даже версии для PSP.
Уровень игр не отличается столь кардинально и какие-либо значимые выделить, увы, не могу.
Платформой для менюшных адвенчур, которой я бы отдал свои симпатии, является Milena.
Платформа молодая, но реализована очень приятно, возможности, которые она предоставляет, достаточно широки, да и размещение вариантов выбора не только отдельно, но и непосредственно в тексте, очень удобно. Игр для данной платформы существует мало (собственно пока лишь от автора платформы), я бы отметил дилогию «Крылья». Ссылку не даю, так как эти игры идут в комплекте с платформой.
Вы можете заметить, что вышеперечисленные 3 платформы — русские. Удивительно, но на Западе «менюшные» адвенчуры распространены очень слабо.
Ещё одна категория адвенчур-визуальные новеллы, мне хочется совсем чуть-чуть коснуться их, потому что они лишь косвенно относятся к нашей теме из-за большого количества графики и большей линейности сюжета. Визуальные новеллы — это, по сути своей, интерактивные книжки с иллюстрациями. В основном, они популярны в Японии, переведённых даже на английский язык мало, а бесплатных — ещё меньше. Хорошим примером может послужить трогательная история под названием The Letter:
Скачать её можно на этой (40 Мб) странице. Новелла довольно интересная и сравнительно короткая. Не без мистических вкраплений =)
Конечно, мы затронули мир текстовых приключений лишь поверхностно. Есть ещё и текстовые РПГ, и гипертекстовые книги, вроде Акунинского «Квеста», и даже многопользовательские вариации текстовых квестов. Но этот мир слишком обширен и многообразен, да и самому всегда интереснее делать открытия. Так удачных вам открытий! Хорошими играми делимся в комментариях.
Напоследок лишь дам 2 сайта, без знания которых любитель IF — не любитель IF. Самый главный зарубежный сайт. И самый главный русский сайт.
- 04 августа 2009, 21:56
- 011
45 комментариев