Firebird / Жар-птица (2023). Дальнобойщица в русской сказке



Девушка Маруся в кепке как в «Гравити Фолсс», но с буквой Ж, работает на своем любимом грузовике «Жар-птица» дальнобойщицей. Зарабатывает она мало — иногда едва хватает на бензин. А однажды она влезла в серьезные долги местным бандитам. Но возможно, ей удастся выбраться из этого положения с помощью странной светловолосой девочки Василисы, которой нужно отвезти груз в ее далекую деревню на севере, где заканчивается цивилизация и земля стоит на краю Заполярья, омываемая черными водами моря под задумчивыми сполохоми северного сияния… Маруся решается на эту авантюру, не догадываясь, что это изменит ее жизнь. Ведь по пути она попадет в настоящую русскую сказку.




Вообще-то такую игру должны были сделать наши люди. В нашей стране полно примеров скрещения русских сказок с современностью, начиная еще с советских времен. В последние времена этот жанр особенно стал популярен, так что идея побега от бандитов в сказку напрашивается сама собой. Так что встретив игру я даже не удивился и решил, что это очередное инди-творчество наших любителей фанфиков. Однако нет! Игра неожиданно оказалась французской и сделанной аж тремя инди-компаниями, главной из которых была Ludogram. Это небольшая студия из Лилля, которая специализируется на повествовательных интерактивных играх с вариативностью. И конечно, для французской студии сеттинг русской сказки очень неожиданный. Разумеется, мне стало интересно, как они там с этим справились.





Надо отдать должное, справились они и впрямь на удивление хорошо. Видно, что авторы были людьми небесталантными — это видно сразу в рисовке, простенькой, но приятной, в духе старых французских комиксов. Несложные контуры, глаза-точки, приятные округлости, акварельная аляповатость — глаз на этом отдыхал. Сам антураж России получился на диво аутентичным, хотя и не без огрехов. Русские дальнобойщики ездят на абсолютно правильных машинах — ЗиЛы, Камазы, Уралы. Многоэтажки нарисованы один в один как в жизни. Персонажи носят нормальные русские имена — Иван, Дмитрий, Андрей, Тургин. Русская природа заснеженная и фактурная, с красивыми лесами, горами, водопадами, словом, пейзажи нарисованны с явным старанием. При этом, конечно, действие заметно утрировано и упрощено, так что всякой клюквы и стереотипов тут порядком. Русский север изображен подробно, но очень условно: начинается все в полуубитом заснеженном городишке Zavodsk, ездить надо не по магистралям, а каким-то нехоженым лесным тропам, вместо ружей бандиты бегают с мосинкой, никакой инфраструктуры вокруг нет, даже менты сидят в деревянных сторожках… А еще тут можно купить на дороге паленую водку и заправить ей свой грузовик, товарищ! Да и вообще, водка поминается частенько… Клюква не обошла даже имена — Дмитрий в оригинале, конечно, Dimitri, Василису упорно писали аж с четырьмя «с» как Vassilissa, а Маруся, как оказалось, не русская, а венгерка по имени «Марижка».





Но главное даже не эти ляпы, а общая атмосфера и окружение. Россия в этой игре представлена классическим взглядом с Запада по всем канонам двадцатилетней давности — как территория, пережившая глобальную геополитическую катастрофу и национальный надлом. Действие заполнено печальными видами зимней природы, плохо одетые бедные люди живут на суровом Севере, довольствуясь малым, стараясь не сдаться в тисках нищеты, а персонажи постоянно говорят о тяжелом прошлом и нелегком настоящем, надеясь на возможность разбогатеть. Все выглядит так, будто Россия застряла где-то в конце 90-х: нищий рынок с полусгнившей рыбой, бедные многоэтажки с заледенелыми подъездами, скромные квартирки с коврами на стенках, останки разваленных заводов и деревень, полуразрушенная гигантская статуя Ленина где-то посреди глуши, мент в старой камуфляжке, полное отсутствие мобильников и планшетов, вместо которых — скромный черно-белый телевизор в баре крохотной гостиницы. У меня по ходу действия родилось убеждение, что тут на дворе и впрямь девяностые, это идеально объяснило бы весь сеттинг. Увы, теории сильно противоречит то, что у бедного дальнобойщика Ивана почему-то есть новенький Ural Next образца 2015 года. Кто-нибудь, скажите западникам, что в стране уже давно цифровое вещание и мы знаем, с какой стороны включать Нетфликс!





Увы, путешествие Маруси и Василисы вышло не особенно насыщенным. По пути не будет каких-то ярких или многозначительных эпизодов. Мы просто будем встречаться с самыми стереотипными приключениями русского дальнобойщика, что могут прийти в голову: борьба с медведем и волками, покинутая деревня, заброшенная церковь, разбитый завод с ядерными отходами, лесной пожар, полуразваленный мост, сбивание оленя, менты-взяточники и так далее, и все в таком же духе. Что сказать, тот сериал с Гостюхиным был поизобретательнее… Элемент вариативности заключается в том, что до цели можно дойти разными путями, что показано с помощью длинной карты с ветвистым маршрутом. На одной дорожке с помощью правильных действий можно получить немного ресурсов, на другой наоборот, что-то потерять. Параметров всего три, каждый не выше 5 баллов — деньги, бензин и прочность вашего грузовика. Контента для вариативности на самом деле очень немного, варианты видны как на ладони, и часов за пять-шесть вы легко испробуете практически все. Коробит еще некоторая непродуманность местами — даже если вы по договоренности достанете продукты для поездки и подкупите мента, чтобы он о вас не говорил, вас почему-то все равно догонят и начнут прессовать за обман, как и в других ветках, где вы продукты просто украли. Ну и в чем смысл стараться?





Ближе к концу появляется кое-что поинтереснее — сюжетная завязка. Благодаря ей мы наконец понимаем, при чем тут вообще русские сказки. Увы, и тут действие оригинальностью не блещет. Как водится, выясняется, что мы избранные и должны опять спасти мир от злого духа и призвания в мир Ктулху. Только теперь вместо Ктулху небезызвестный Чернобог — единственный злой славянский бог, которого знают на Западе. Если вы читали сказки про Кощея (а главные герои, судя по всему, НИКОГДА их не читали, и вообще, подразумевается, что сказки в России изрядно подзабыты), то неожиданностей дальше не будет. Надо отдать должное, авторы не слишком утруждались со сценарием, но их обработка русских сказок показывает, что они их внимательно изучили, так что и тут все выглядит очень аутентично. Есть каноничные Баба-Яга, царь Кощей, даже Марья Моревна и знаменитый остров Буян со смертью Кащея в яйце. Естественно, герои и локации изображены не совсем так, как обычно, но источники вдохновения видны хорошо, да и нарисовано очень в русском духе — резные расписные купола, избушки, замки, картинки в духе иллюстраций Билибина и Васнецова, а заодно картинок к сказкам Афанасьева — и так далее, и все в таком духе. На удивление хорошо выглядит. Кроме Чернобога меня еще порадовал «волшебный дуб», выдающий знакомство авторов и с верованиями древних пруссов. Но без клюквы, конечно, и тут не обошлось — готовьтесь, одна из промежуточных локаций это мистический GULAG, где духи зеков с призраками-военными до сих пор уныло строят какую-то северную дорогу. Словом, сюжет тоже не особенно оригинален — за исключением, может быть, финального твиста с личностью Василисы. Такое впечатление, что эту сказку и впрямь делали для детей, как иначе объяснить такую простоту.





Что в игре получилось хорошо, помимо рисовки и художественной части, так это еще неплохие диалоги. В основном, правда, только у Маруси и Василисы, которые получились весьма неплохими и прописанными персонажами. Рационализм и прагматизм Маруси, которая привыкла жить ради выживания и добывать любыми способами средства сильно контрастируют с неопытностью и наивностью Василисы, которая плохо ориентируется в городской цивилизации и выглядит девочкой милой, но не от мира сего. Хотя конечно, у этого есть четкое и хорошо различимое обоснование… В их путешествии угадывается кое-что от небезызвестной французской Syberia, где тоже дух приключения и ответственности за других увел в красивые северные дали девушку, вынужденную заботиться о странном чудаке. Увы за исключением заглавной парочки особенно выделить некого — все остальные персонажи это типичная массовка. Разве что разукрашенного татуировками сибирского поэта в дикой северной глуши смогли выделить, но это все равно типичный комический персонаж квестов. Есть, впрочем, и еще одно достоинство — приятная и красивая электронная музыка в переходах в духе меланхоличного синти-попа.





Остается добавить, что проект все-таки инди, да еще и малобюджетное, так что это чувствуется. Диалоги в игре не озвучены, анимация почти статичная и вообще ее не так много — одни и те же спрайты используются без конца. Много заявленных в описании сюжетных моментов, которые художники не нарисовали и это не визуализируется. Наконец, проект честно сделан на трех языках — английский, французский и русский — но русская локализация очень средняя и пестрит опечатками, ошибками и недоделками типа того, что постоянно сбивается в субтитрах обратно на «Марижка» и «Василисса». Все это, конечно, дополнительно портит впечатление.





В целом я ожидал чего-то большего от такой многообещающей идеи как русские сказки во французской обработке, да еще и с криминальной интригой. Получилась невзыскательная, хотя и занятная интерактивная история часов на 5. В принципе, не так уж плохо, симпатичненько, атмосферно и с прописанными главными героями — но просто я видел игры и позанимательнее при такой же продолжительности. Правда, тут еще есть в конце неплохой моральный посыл, что не в деньгах счастье. Тем не менее, сыграть в это в принципе можно хотя бы из любопытства: много времени все равно не уйдет. Да и в целом игра довольно милая, приятная и добрая, что для современной сказки большой плюс — это нынче редко встречается.