3х9 царство. Дорога приключений (2023)
Квесты — это жанр, который неплохо годится для детей. Именно для них пригодны простые казуальные действия с предметами, несложные мини-игры и простые головоломки, а также ставка на красоту и яркость. Когда-то давно, в конце 2000-х у нас был целый вал таких простых детских квестов — особенно известны игры от «Мельницы» на тему их бесконечной франшизы про «Трех богатырей». Но нынче тяжелые кризисные времена, отечественный геймдев скукожился до неприличных размеров, жанр детского квеста тоже почти вымер. Но недавно таки случилось и тут яркое событие! Небольшая студия «merc.studio» неожиданно выпустила квест на основе русских сказок с громким названием «3х9 царство. Дорога приключений«! Задача была объявлена амбициозная — игра для детей и их родителей, в полном 3D, с кучей мини-игр, весельем и прочими плюшками. Ее я заприметил еще почти год назад, даже следил в ВК за новостями разработчиков, которые наконец выложили ее в конце 2023 г. — и таки решил пройти один из немногих русских квестов прошлого года. Скрины обещали красочную сказочную Русь, море мини-игр, приятно нарисованных персонажей и чисто детскую игру, которую даже делали при участии педагогов и психологов. Более того, мне даже удалось получить ключ для Стима от авторов игры, которые предупредили, что игра несложная и короткая, часа на три.
Но вот на практике дело сразу не заладилось. Игра-то из Стима скачалась, но оказалось, что на моей компьютере она не идет. Как выяснилось, она сделана исключительно для HDR-изображения, которого у меня нет и не будет. Пришлось, ругаясь про себя, платить 449 рублей и скачивать на другой компьютер через VK Play (Стим там не устанавливается). Игра весила гига четыре и на удивление долго грузилась, а потом немало устанавливалась, да еще и проверялась на какие-то там соответствия. Не слишком ли много трудов ради детского квеста на три часа?!
Ладно, играем. И сюрпризы начались с первых же минут. К моему удивлению, при начале игры предлагают выбрать одного из персонажей — маленькую девочку Олю или ее брата-одногодка Олега — и далее герой будет играть в гордом одиночестве. Странно, из промо-материалов казалось, что брат с сестрой будут играть вместе… Ну ладно, бог с ним. Гораздо хуже то, что игра очень плохо оптимизирована и неважно идет даже на вполне качественном компе, но с не самой крутой видеокартой. Курсор плавал, анимация персонажей при движении была смазана, а при каждом переходе на соседнюю локацию ее загрузка длилась несколько секунд. При этом каких-то невероятных красот в игре отнюдь не наблюдается даже на уровне ультра-качества в настройках. На статичных скринах все выглядело как-то симпатичнее. С чего такая плохая оптимизация — не мне судить, но это жирный минус игры. Из-за нее я вместо 3 часов играл все 5.
Начало уже довольно странное. Типичная семья на типичной купленной в кредит Ладе-Калине приезжает в лес на пикник. И хотя у отца полно дров и угля, он зачем-то посылает дите пособирать ветки в лесу. Видимо, хочет от него тупо отдохнуть, как типичный родитель, других причин я не вижу. Явную тупость ситуации понимает даже главный герой, но как послушный отпрыск отправляется в лес собирать мусор и вскоре находит приключения себе на голову. По всем заветам сказок, это какой-то случайный портал, который нарисовался посреди леса. Сыграть в умного и рассказать о нем взрослым нельзя, игра линейная как собираемые ветки — так что наш персонаж проваливается в портал и попадает в сказочный мир. С этого и начинается наше приключенческое роад-муви.
Как оказалось, история не страдает масштабом и громким замахом. Задача наша относительно скромная — вернуться домой к семье. Для этого потребуется обратиться к местным властям (типичному князю, тому, который «князь добрый, бояре плохие») и Бабе-Яге — как оказалось, это именно она неосторожно создала портал, чтобы слетать в супермаркет на метле и застряла теперь в нашем мире. Большой изобретательности в сюжете при этом не будет. Сказочный персонаж, который столкнулся в нашей реальности с полицией и психиатрией — стольный град с весельем и играми — злой и жадный боярин — тропический остров Буян — согласитесь, вы и сами назовете, где это в последний раз видели. Все было бы достаточно просто и быстро проходимо, если бы не постоянная необходимость выполнять задания всех встречных персонажей, которых очень, очень много… Собственно, это и есть основа геймплея — казуальный линейный квест, где главный герой ни за что не догадается сорвать цветок, пока ему это прямым текстом не скажут.
Если 3D в целом симпатичное и недурственное, то куда хуже удались попутные многочисленные кат-сцены в 2D. Во-первых, нарисованы они примитивнее и намного условнее. Во-вторых, они очень плохо оптимизированы и прогружаются ужасными урывками и с конвульсиями, как умирающий беременный як, из-за чего разобрать, что там говорится, весьма тяжело. В-третьих, там все равно ничего интересного не происходит — нам просто пересказывают то, что мы увидели, а также как попавшая в наш мир Баба-Яга получает шишки на свою голову, пока наш персонаж гуляет по сказке. Не шибко смешно, на мой взгляд — старуху было даже немного жаль.
Локаций же тут ожидаемо немного — что-то около 25. Парочка традиционно большие, лес на несколько экранов. Сеттинг — классический: сказочная Русь с деревенскими в рубахах, городскими в кольчугах и меховых папахах и кафтанах летом, разнообразными сказочными персонажами
Сказочные персонажи хорошо знакомы — Домовой, Лесовичок, Баба-Яга, Черномор, Царевна-Лягушка, Змей Горыныч
Стоит отметить большой плюс для современных русских игр — в игре есть озвучка. И даже от актеров! Правда, она удалась откровенно ниже среднего. Предсказуемо большинство актеров играло по несколько ролей: часть их получилась неплохо, вполне на уровне, часть — приемлемо, а вот остальные — откровенно слабо. Бабушка Мила говорит явно мужским голосом, Баба-Яга пытается косить под Георгия Милляра, некоторые отдельные персонажи говорят так, что уши вянут (особенно жеманная просительница в очереди, я аж на стенку лез). Вдобавок пропускать озвучку можно почему-то только пробелом, а не кликом. А самый ужасный прокол — главный герой Олежек говорит вдвое тише, чем все остальные персонажи!!! Это вообще как? Настолько наглый ляп невозможно было не заметить, а из-за него играть сразу тяжелее. С музыкой в игре получше — она не самая шикарная, но вполне симпатичная, слушать приятно, от игры не отвлекает.
Кроме линейного квеста в стиле «подай-принеси» и иногда «узнай-найди» тут еще есть мини-игры, которым уделили немало внимания. К ним у меня особых претензий нет. Их довольно много, они очень простые, вполне детского уровня, при этом довольно разнообразные, да еще и с «национальным» уклоном. Кое-что довольно банально (знаменитая игра «Волк и яйца», например, лабиринт с выбором выходов, «найди 10 отличий»
Что еще по-настоящему впечатляло местами, так это недвусмысленные параллели со старыми русскими квестами. Хоть коллекцию составляй… И непонятно, это вдохновение или у гениев мысли сходятся? Забавное доение коровы, отчего она чуть не сдулась — это первый «Петька». Художник Сальвабор, срисованный с Сальвадора Али — это «Петька-7». Очередь к князю, где каждого просителя надо отваживать отдельно — это «Двенадцать стульев» от «Сатурн+». «Восточный торговец», который говорит как стереотипный армянин — это уже было в «Три богатыря. Очень страшная сказка» (нет, не от Мельницы, эта игра была еще раньше). Ну и так далее. Сходства добавляет походя вставленное огромное количество шуток, рассчитанных на взрослую аудиторию. Их очень, очень много — цитаты из фильмов и анекдотов, шуточки с подтекстом, отсылки к популярным мемам
В целом все это даже можно было бы назвать сносной, хотя и недорогой игрой. Увы, один важный недостаток портит все так, что из-за этого играть не особенно хочется — вопиюще сырой характер и многочисленные недоделки. Игра переполнена мелкими багами, которые позволяют дойти до конца, но портят удовольствие. Окна сворачиваются недостаточно быстро, персонажи едва ли не при каждой анимации зачерпывают детали окружения, активные точки местами перекрывают друг друга, персонаж часто взаимодействует с предметами в полуметре от себя… Интерфейс тоже не без проблем — при выходе в меню раздел «Настройки» отсутствуют, и не сразу замечаешь их значок в верхнем углу. Если зайти в настройки, шкалы и подписи ухитряются залезть друг на друга. Окно субтитров слишком большое и широкое, а текст в нем в одну строку, причем из-за оптимизации субтитры часто не поспевают за речью персонажей. Из-за оптимизации и звук частенько отстает от анимации, кстати. В общем, таких мелочей миллион и их можно было бы перечислять бесконечно. А в одном месте у меня вообще пропал курсор — пришлось перезагружаться. Справедливости ради, тут хотя бы есть слот для сохранения, кроме автосейва — и на том спасибо. Мне повезло хотя бы больше, чем комментаторам на Стиме, у которых ухитрялся загружаться другой персонаж, а не тот, с которым они сохранялись.
Не совсем понятно, на кого это было рассчитано. Сюжет и головоломки явно сделаны для детей лет от 10. Главным героям вроде бы лет 12−13. Тестировалось же, судя по титрам, на детях с большим разбросом — от 7 лет до 13. А большое количество юмора для взрослых подразумевает, что они… что, должны сидеть рядом за компом, помогать детям играть и втихомолку хмыкать над этими шутками? Не знаю… Вряд ли бы я хотел, чтобы мои дети играли в игру, где будут отсылки к известному артхаузу «Зеленый слоник», вокально-инструментальному фолк-ансамблю «Король и шут» и сериалу про будни учителя химии «Breaking Bad». А я сидел бы рядом, и они видели, как у меня шевелятся на голове волосы. К тому же не стоит недооценивать детей. В 7 лет они может быть и не знают, как звучит мем «ну да, ну да, пошел я лесом» в оригинале, а вот уже в 10 — наверняка узнают. Ну и некоторые шуточки типа экспертизы несвежих пирожков или реактивного взлета от острого перца чили — тоже на грани допустимого.
На мой взгляд, игра как-то подустарела. 15 лет назад детский квест с долей шуток для взрослых еще бы заинтересовал детей — хотя те же «Богатыри» от Мельницы справлялись не хуже, а сделаны были дешевле. Сейчас у детей с их мобильниками выбор гораздо шире. Да и красочных квестов за 500 рублей, в том числе сделанных на детскую аудиторию, нынче немало и большинство из них сделано явно качественнее. Я бы лучше в старый-добрый «The Night Of The Rabbit» сыграл, мда… Для детей семи-десяти лет это, наверно, годится, а вот для детей постарше — сильно сомневаюсь. Надо проверять. Жаль, что меня не предупредили, что игра наследует традициям русских трэш-квестов: тогда я бы отнесся к ней лояльнее.
Не то чтобы труд такой массы людей в работе над игрой ушел зря, потенциал виден, игра безусловно сделана гораздо лучше и масштабнее львиной доли нашего инди-геймдева — но и широкой ее популярности в интернете явно незаметно. И дело тут не в недостатке рекламы, а просто при работе над проектом такого уровня надо было поставить серьезную планку качества и работать над ней. Чего, кажется, авторы явно не поняли. Что же, пример — другим наука, кто на ус мотает, а кто мед-пиво пьет.
- 23 февраля 2024, 18:13
- 06
13 комментариев