Хоррор-квесты. Almost My Floor (2021). Через хтонь на этажах

Простой парень Алекс живет обычной жизнью миллионов — дом, работа, дом, аврал, бессонница, таблетки — и иногда любимые развлечения: фильмы ужасов. Одним обычным серым вечером он возвращался к себе домой, в затхлую, липкую, заваленную мусорными пакетами и хламом старую многоэтажку захудалого и социально неблагополучного района. Проехав на запачканном автобусе с надоевшей толпой на остановку с лениво оккупировавшими ее голубями, Алекс вышел из дверей и пошел в свой дом, как обычно, слушая по дороге музыку в наушниках. Поболтав и неудачно подкатив в который раз к знакомой девчонке в подъезде, он спокойно поехал на лифте в свою квартиру. Бедный Алекс — он даже не догадывался, что в этот непримечательный будничный день его жизнь изменится раз и навсегда. Ему суждено открыть страшную тайну его дома, своей жизни и жизней других жильцов, когда двери лифта откроются, и он попадет в сюрреалистичный мир из ночных кошмаров, забитый монстрами, ловушками и призраками… Так начнется его короткое, но очень опасное приключение, где на каждом шагу подстерегает смерть…

Главный герой будет кричать очень часто…

Об этом квесте я узнал не так уж давно, но с полгода назад он появился в VK Play и напомнил о себе, так что руки у меня до него наконец дошли… Игру «Almost My Floor» делали два человека из Санкт-Петербурга — Анна Лепешкина и ее муж Алексей Заврин. Заврин программировал, а жена делала все остальное, включая рисовку, благо, квалификация для этого у нее была. Еще кое-кто им помогал, включая окончательный перевод на английский — но в целом они делали все сами. Идея родилась просто — супруги сыграли в несколько зарубежных квестов, захотели атмосферную страшилку на ночь и все заверте… В итоге получился адвенчурный гибрид хоррор-триллера и мистического детектива с типичными для русских квестов комедийными элементами. Как вам, например, девушка с внешностью проститутки, которая на самом деле увлекается электротехникой? Геймплейно тут тоже гибрид — квест с элементами QTE и вариативности как в визуальных новеллах. А главной изюминкой игры оказалась в итоге графика в стиле комиксов, которой оказалось на удивление много. Хотя ее инди-происхождение чувствуется, особенно в анимации персонажей, в целом она сделана и прорисована на пять — все элементы яркие, достаточно проработанные, выполнено все эффектно, а постоянно возникающие вместо кат-сцен комиксовые плашки выглядят очень колоритно и впечатляюще. Собственно, ради одной только рисовки уже можно в это играть.



Сюжетно же игра очень сильно напоминает распиаренный повсюду «Sally Face» — целые сюжетные элементы взяли оттуда, местами на грани плагиата. Перекочевали из американского вдохновителя главный герой — молодой парень, заполненная жутким злом убитая и убогая многоэтажка с неблагополучным населением, убийство семьи неким сумасшедшим, жуткие события в многоэтажке, а самое главное, попытка уничтожить этот кошмар радикальными средствами… Есть заимствования и из других игр, особенно из «Fran Bow», где тоже надо было посещать странные реальности и глотать непонятные таблетки… Собственно, авторы этого даже скрывать не стали и прямо назвали «источники вдохновения». Отечественное наследие игроизации городских страшилок типа «Страшилок: Шестое чувство», где легко обошлись без плагиата, предсказуемо брошено и забыто… Но в целом сюжет самостоятельный и даже продуманный, что безусловно радует.

Типичный фанат ужастиков при попадании в ужастики

К сожалению, раскручивается он далеко не сразу. Первые две главы Алексу придется тупо проходить уровни в многоэтажке, захваченной некой мистической нечистью и жуткими монстрами, которые постоянно хотят убить нашего героя. Для этого придется выполнять несложные квестовые действия и временами решать небольшие аркадные задания. В лучших традициях игр Sierra Online надо быть очень осторожным, так как любая ошибка и нерасторопность в поединке приводят к смерти. Квестовые задачки выглядит в целом занятно, хотя и довольно простенько — действие практически не выходит за пределы 1−2 экранов, которые еще и делаются на основе одних и тех же артов. Стоило бы сделать загадки посложнее, но… Анна Лепешкина утверждает, что муж не захотел их программировать… а это, как вы понимаете, аргумент. Аркады и шарады вышли — где как. Некоторые задачки тоже занятны типа разминирования бомбы, но в целом тут мало интересного — всякие цветные фигурки и прочие головоломки на запоминание тоже недалеко ушли от казуала. Это, конечно, сильно уступает «Sally Face», где сразу можно было обследовать целую пятиэтажку, а занудные головоломки были ближе к концу.

А тут даже уютно. Только пол помыть надо.

Аркадные же вставки не очень сбалансированы, да еще и однообразны. Их, по сути, два вида: ответ на атаку и остановка на скорость в зеленой зоне бегунка. Натренироваться на это несложно, но все равно анимация быстрая, и погибать по 15−20 раз при попытках пройти эти мини-игры — удовольствие небольшое. Учтите и недостаток оптимизации, из-за чего у меня курсор слегка «плавал», а анимация могла немного затормозить. Впрочем, тут хотя бы нельзя застрять — и то хлеб. К тому же, в отличие от многих других игр, тут можно выбирать некоторые вариативные действия и проходить некоторые участки разными способами. Как и в других квестах, можно положиться на грубую силу и пройти быстрее, а можно найти решение поизящнее и подольше, что избавит от некоторых будущих проблем. Кроме того, действия Алекса по борьбе с окружающими монстрами вполне реально работают на сюжет, и получить счастливую концовку несложно, если будете с самого начала поступать правильно и гуманно. Хотя можете так и не поступать, по факту сюжет мало поменяется. Вообще, зачем вообще добавлены все эти аркады и смертельные концовки, не очень понятно, так как напряжения и страха в этой довольно мрачной и временами жестокой хоррор-игре все равно не создается. Тут «Sally Face» переплюнуть не получилось — лучше уж окончательно бы ушли в комедию.

Зис!!! — Ис!!! — СПА!.. То есть, АРТЫ!!!

Дальше будет гораздо занятнее, потому что аркадных вставок будет меньше, а также в игре возникает сюжет, который быстро начнет объяснять, что на самом деле тут происходит. Кроме бесконечного кочевания по сюрреалистичным этажам наконец-то возникнет четкая детективная задача, мертвые тела, поиски виновников и профессиональный детектив, мистер Адам Траст с набором подозреваемых. И все это параллельно с приключениями Алекса… Сюжет в целом и впрямь вышел неплохой и интересный — не такой раздутый как в «Sally Face», не такой корявый и оборванный как в «Dom rusalok», а в целом простой и логичный. Разве что стоило сделать получше детективную линию с Адамом. В ней проводится вполне логичное, динамичное и даже занятное расследование, но там никаких аркадных вставок нет, квестовые действия еще проще, да и вообще, заканчивается все как-то слишком быстро. И с линией Алекса практически не связано — а ведь можно было сделать так, чтобы они хотя бы пытались пересечься, но монстры им постоянно мешали… Да и вообще, хотелось бы немного больше интриги и сложности, а так детектив напал на след злодея уже на втором подозреваемом буквально за несколько часов.



Очень короткий детективный сюжет и несколько подзатянутые уровни в начале игры потом все же выруливают на вполне успешный и яркий финал. Правда, он немного подпорчен попыткой сделать внезапный поворот с убийством, да и вообще, вызванными из-за этого мелкими сюжетными дырами, которые авторы не додумались залатать. Их можно отметить много, но я не буду особенно цепляться. Скажу только, что вряд ли бы суд стал сажать человека в состоянии невменяемости из-за наркотиков, да еще и принятых не по своей вине. Понятие виновности в законе прописано четко, здесь ее не было, и любой нормальный адвокат легко бы это доказал. Ну и очередная банальная попытка в духе дешевых ужастиков изобразить неоднозначность развязки тоже ни к селу, ни к городу, по моему мнению.

Герой вышел за хлебушком

Увы, квест очень короткий и даже с повторным прохождением занял всего пять часов, что очень уж мало для такой многообещающей идеи. Реиграбельность у него тоже не самая успешная — хотя в игре есть возможность небольших вариативных действий для прохождения, и некоторые действия довольно любопытно «выстреливают» в других обстоятельствах — придумано все простенько и очевидно, и в целом ветки просматриваются даже без повторного прохождения. Достижения добыть очень легко, я выбил без напряга почти все за первое же прохождение. Из-за небольшой продолжительности и персонажей тут не так уж много — меньше десяти человек. Тем не менее, они достаточно выпуклые и даже интересные — особенно, конечно, сам Алекс, который вполне неглуп и даже симпатичен, довольно забавно верещит при очередном попадании в ловушку и иногда откалывает неплохие шутки про свои любимые ужастики. Как ни забавно, самыми стереотипными и банальными в сюжете вышли почему-то женские персонажи, хотя писала весь сценарий женщина Анна Лепешкина… Впрочем, их тоже выделяет хороший визуальный стиль и рисовка. В частности, смешно получилась баба Зина, которая хоть и очень стереотипная, но колоритная отечественная уборщица, которую невесть как занесло в Америку.



Вот, кстати, меня очень позабавило, что практически как и в «Sally Face», было трудно понять, где вообще происходит действие. Вначале Алекс прибывает в явно отечественную многоэтажку с побитыми почтовыми ящиками, встречает девушку с русским именем Маша и заходит в узнаваемый отечественный лифт модели КМЗ. Однако потом выясняется, что это вроде как современная Америка. Где живут вполне карикатурные американцы, совершенно непохожая на настоящую полиция — и так далее, и все в таком же духе. Ох, наверно настоящие американцы смеялись, когда видели, как их показывают в зарубежной игре… Впрочем, тут спасает стилизация под комикс, где вообще все окружение и так реализмом не отличается.

Ух, как старыми русскими квестами-то пахнуло, ух, жаль, что мало…

Также отмечу, что в кои-то веки у нас тут не только стильная подсветка активных зон и перемещение по курсору вместо надоевшего скроллинга, но и система добровольного сохранения в довесок к автоматическому. Слава богу, хоть кто-то таки сделал! Увы, со звуком вышло не все гладко — типичные звуки окружения сделаны неплохо, но как водится, герои в основном немы. Лишь иногда они озвучивают отдельные реплики, предложения и фразы, причем безо всякой системы. Эта же проблема приводит к тому, что в игре много текста, который приходится прощелкивать самому мышкой, сам он не закончится. Музыкальных эффектов немного, никаких ярких композиций я не заметил, но атмосферу они создают неплохо.



Я не буду яростно нахваливать игру, так как видел немало примеров получше в жанре хоррор-адвенчур, как и попыток попыток сделать квест с вариативными элементами. Да и уши источников вдохновения слишком уж сильно торчат. Однако в целом для инди-игры, которую делали супруги в свободное от работы время, это на удивление хороший продукт — с яркой графикой, вполне интригующей историей, не слишком напрягающим геймплеем, некоторыми яркими моментами и придумками. Незамысловато, но хорошо — особенно для тех, кто предпочитает казуал. Поэтому широкой публике игра безусловно советуется. Жаль только, что развить свое детище авторы явно не планируют. На данный момент они готовят игру «Almost Me Floor 2» — и судя по скринам, это не продолжение, а банальный ремейк. Только графика получше, локаций побольше и в главной роли девушка. Впрочем, посмотрим, что в итоге выйдет из этой истории в продолжении.

ОБЗОР ИГРЫ СДЕЛАН С ПОМОЩЬЮ КЛЮЧА STEAM, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО АВТОРАМИ