Timespinner - мессенджер здорового человека.
Я откладывал эту игру довольно долго пока меня не уломали пройти её на стриме под предлогом «она же короткая». При том что это метроидвания. С натяжкой можно так сказать, да. Но! Скорее это больше именно каслвания.
Так сложилось что игра про гонца времени прям как в Мессенджере, и идеи общие и даже частично геймдизайн схож. Мессенджер оказался для меня проходняком, а вот таймспиннер я заценил, даже несмотря на то что не очень люблю RPG-driven адвенчуры с прокачками, шмотками и вот этим всем.
Как и всегда это довольно подробный разбор игры СО СПОЙЛЕРАМИ.
Зачин
Есть такая планета Виндерия, на которой коренные жители укрываются от злого галактического Императора Нувия. Укрываются успешно благодаря Хроноскопу.
Исходя из названия — устройство, позволяющее перемещаться во времени. И благодаря местной профессии Гонец Времени — человека, который в случае крайней нужды — раскрывания Хроноскопа импрецами отправляется в прошлое и предупреждает своих же. Но настало время покончить с этим и специально обученное дитя Лунайя готова прыгнуть ооооочень далеко в прошлое. Крайняя нужда не заставляет долго ждать и Лунайя отправляется в зад назад во времени только получив диплом гонца времени. Но что-то идёт не так и её телепортирует в то же время на родную планету имперцев.
Там она чинит хроноскоп и отправляется ещё более в зад назад во времени (на 1000 лет назад). И теперь прыгая меж двух времён нужно разобраться кто прав, а кто виноват и решить что делать.
Конфликт и история
У игры довольно занятная история, которая звучит складно, учитывая разные нюансы самой игры. Итак, была такая планета как Вилет. Технологически развитая с культом магов-аристократов — она открывала порталы на другие планеты с целью их колонизации. Однажды нашлась планета Лахием не пригодная для жизни — со временем у людей на ней развивалась болезнь. И туда не долго думая отправляли заключённых, которым это не понравилось и они устроили восстание, объявив о независимости. Под предводительством Аэланы с помощью Демонов восстание на Лахиеме сокрушает Вилет и начинает крупномасштабную экспансию. В какой-то момент экспансия достигает Виндерии, где некий Лахиемский офицер Нувий влюбляется в местную девушку и делает её ребёнка Лунайю, которая и есть ГГ. А дальше то что из зачина. Лунайю учат на Гонца времени и когда приходит Нувий (её отец) - он пытается помешать и убивает мать.
Теперь у Лунайи две цели — жажда мести за мать и спасение Виндерии (прыжок в прошлое).
Это прям совсем общее описание, на деле всё посложнее, но это уже играть нужно.
Боевая система
Боевая система строится на сферах. Их штук 15 разных видов. Это две сферы, которые при нажатии на кнопку атаки что-то делают — просто летят вперёд на небольшое расстояние, разделяются на два огня, высасывают кровь из противников, превращаются в мечи или молотки, делают вспышку, атакуют электричеством
Вариаций довольно много. Помимо простых атак сфер (которые не требуют маны за редким исключением) есть заряженные атаки. Они требуют ману и ещё ожерелье. Ожерелье изготавливается у алхимика из сферы, эссенции и основы ожерелья. Сама сфера при этом не исчезает. Вообще сферы остаются с игроком навсегда, даже на НГ+. Заряженный удар обычно делает что-то крутое и мощное. Но не всегда.
Тут есть и лазеры, и огромные мечи, огнемёт, аура
Вообще боевая система сильно напоминает каслванию. Только вместо кнута — сферы, а вместо айтемов - амулеты. Тут даже уровень персонажа есть и ещё отдельно шмотки. Всё это приращивает статы.
И ещё есть фамилиары, они летают и помогают. Можно на него посадить второго игрока через локальный кооп на геймпад, например.
У фамилиара своя прокачка. И у сфер тоже своя. Плохо что всё это только циферки поднимает и никаких новых анлоков не даёт. Всё это дело бустится специальными айтемами и артефактами. Так же есть просто расходники которые восстанавливают ХП, ману, убирают эффекты отравления.
Не так чтобы прям много — вот в самый раз для меня. Что классно — ими даже приходится пользоваться, а не просто солить. Например отравление может запросто половину ХП сожрать даже на обычной сложности. Так что если вовремя антидот не выпить, можно двинуть коней. Если неаккуратно сражаться — придётся и зелья для ХП пить. Чтобы секретки взять — может потребоваться выпить ману или закусить песочком.
Пока не забыл — здесь вам не трендовая копипаста, а геймдизайн, так что в игру завезли лоадауты (огромный камень полетел в сторону Ори2).
Есть три лоадаута для комбинации сферы+кулон+кольцо. Офигенно удобно я скажу. Вот что значит забота об игроке. Вообще это должны быть само собой разумеющиеся вещи когда это делает геймдизайнер. Но я так редко такое вижу что выношу это как ФИЧУ. С учётом этого можно переключаться сразу между шестью видами сфер, покрыв тем самым много элементов. Чтобы не переключаться в бою. Вообще эргономика интерфейса сделана очень круто. Когда подбираешь новую вещь будь то сфера, предмет, расходник, осколок памяти — можно по нажатию кнопки сразу его открыть в меню, а не бегать потоми искать где чё нового появилось.
И ещё одна важная особенность игры — это остановка времени. Она расходует спецресурс — песок, который восполняется на разбиваемых объектах (как сердечки из подсвечников в каслвании).
Во время остановки всё замирает и противники и снаряды и их можно использовать как платформы. Всё что замерло не наносит урона и не получает.
Ах да, ещё забыл сказать про перемещение. Сперва есть бег, прыжок, присяд (без движения), отскок назад и зацеп за уступы с последующим поднятием (как в metroid fuision). Потом открывается даблджамп, плавание, бесконечный дэш и классический кастлваниевский мегаджамп (который даже выполняется вроде так же).
Противники и боссы + левелдизайн
Как и в каслвании тут есть бестиарий, в котором рассказывается чё за противник, его краткое описание, статы, список дропа (если что-то было выбито) и даже список уязвимостей по элементам.
Но что прям хочется отметить — это качество проработки противников. Они настолько грамотно проработаны что с ними реально интересно сражаться. Тут даже дело не в сложных паттернах, а в том как они с учётом своих механик расставлены на уровне. Есть, например, прыгающие мобы, которые часто спрыгивают на игрока откуда-нибудь.
Есть, например, охранник, который атакует или в ближнем бою или кидает гранату. Так гранату можно отбить в него и она его ваншотнет. Есть Горгульи, которые ускоряются если видят игрока на линии. Есть всякие слизни, которые ползают по потолку и внезапно с него сваливаются. Есть чушки с щитами по которому если бить он заряжается и выстреливает. Есть отравляющие противники, есть те, что «отравляют» ману или песок. Есть те, на которые не работает остановка времени и даже один, которого можно бить ТОЛЬКО во время остановки времени. Жалко, что подобных противников мало. Но и те что есть задизайнены так что дадут просраться почти любой метроидвании.
Боссы тоже неплохо сделаны. По крайней мере они не скучные. Даже на второе, третье и четвёртое прохождение.
Паттерны атак усложняются с уменьшением ХП как я и люблю. Боссов порядка 10−15 штук так что скучно не будет.
Дизайн уровней нормальный, снова классический кастлваниевский. Ощущение что игру делали авторы какого-нибудь Symphony Of the Night, честное слово. Так много сходства улавливается. При том что я даже не фанат каслваний, больше по метроидам. Иногда комнаты повторяются (редко) но в целом и платформинг годный и локации отличаются геометрией уровней.
Когда я спускаюсь в пещеры я чувствую что это пещеры — неровная поверхность земли, минимум платформ. Когда я на базе — я чувствую что я на базе — там и платформы и лифты. С идентификацией локаций проблем вообще никаких нет.
Стоит отметить что игру можно поделить условно на две части ДО АНГАРА и ПОСЛЕ АНГАРА. В каждой из частей присутствует нелинейное прохождение. Можно даже попытаться заабьюзить на НГ+ и скипнуть одного босса, но ничего не получится — следующие боссы будут тупо закрыты. Спасибо что хоть без ГЕНИЙальных бурятских невидимых стен обошлось.
Коллектиблы и эксплоринг
Как и в классических каслваниях для сбора ХП и Мана + местный песок. Ещё шмотки можно найти и просто консьюмы. Для эксплоринга тут есть классная система порталов. Которая работает сразу на два мира. Ах да, я же не сказал что в какой-то момент Лунайя перемещается на 1000 лет назад. Почти как в Мессенджере, только тут мир прошлого он реально мир прошлого. И вместо суровых космических солдат — солдаты обычные средневековые. Местная фауна ещё не роботизирована захватчиками. Всё это, кстати подкрепляется ЛОР-ом в собираемых записках.
Этих записок совсем немного и читать их интересно. Ей богу это первая игра в которой я прочитал все записки. Потому что они несут смысл и раскрывают часть сюжета. Более того для каждого времени разные носители информации. Начиная с пергамента, продолжая терминалами и заканчивая осколками памяти матери. И это тоже блин логично объясняется. Во время переноса Лунайи ей помогала мать — управляла Хроноскопом и император находит их и убивает мать прям в процессе. Именно поэтому Лунайя не попадает в прошлое (а попадает на родную планету Императора) а мать в процессе размазывает в виде тех самых воспоминаний.
Поняли да?! Это вам не какой-то кусок обдристанной залупы в которой игрок собирает не пойми что, не пойми кем написанное. Тут всё понятно.
Пергамент — это утерянные письма, которые всегда имеют адресата и отправителя и составлены как письмо. Терминалы — это как вырезки из энциклопедии. Всё чинно и формально. Осколки воспоминаний — эмоциональны в виде обрывков воспоминаний, составленных от лица матери Лунайи.
Впечатляет вообще продуманность игрового мира. Никаких вопросов. На всё всегда есть ответ (почти).
Так вот, есть два времени, они отличаются не как в мессенджере чисто своей геометрией. Отличаются даже количеством и формой комнат. Это почти как два замка в каслваниях. И система порталов по которым очень грамотно осуществляется бэктрекинг. Не надоедает.
Но бывает и так что зная где была секретка в одном времени — она может обнаружиться там же и в другом. И тут тоже грамотно сделано. Есть локации, которые по логике за 1000 лет практически не поменялись — катакомбы, например. А есть те, которые поменялись очень сильно — резиденция правителя Лахиема.
К секреткам здесь у меня двойственное отношение. Иногда это пробивание стен (спасибо что хоть кольцо сделали которое их показывает) а иногда это прям мини паззл. Почему двойственное так это то что эти паззлы на эндгейме с абилкой мегапрыжка все собираются элементарно и не напрягаясь. Но без эндгейма бывает нужно прям попотеть и я скажу что награда в 90% случаев соответствует затраченным усилиям. Например использовать остановку времени чтобы зацепиться за противника и залезть повыше.
Тут я делаю скидку только на то, что способности, которые прям облегчают сбор этих секреток — находятся в глубоком эндгейме (по сути один из последних в цепочке сабквест и прям перед финальным тру-эндинг боссом).
И да, тут же есть система меток на карте. Ставь сколько хочешь разным цветом, отмечая секреты и проходы. Опять же забота об игроке на высоте -отличное решение, когда не хочешь захламлять карту метками как в холлоунайте, например.
Персонажи
Их тут не очень много, но даже с самого начала из интро одноразовые персонажи из себя представляют хоть что-то отличное от прессованной целлюлозы. И потом игра даже на них (О БОЖЕ!!!) ссылается, а не забывает как никому не нужный балласт. Вот, например, есть библиотекарь, который даёт игроку пропуск, потому что априори считает что чужаков на родной планете имперцев быть не может, а если есть то нафиг им библиотека.
А потом даже выдаёт тайный пропуск потому что считает что ГГ так же одержим жаждой знаний как и он сам и это блин следует из реплики ГГ. Почему тут диалоги не сводятся к привет-привет-меня-зовут-пока. Хорошая работа. В настоящем кроме библиотекаря игрок может встретить только торговца ворона и ещё безумного учёного, который босс. Ага, тут даже генетические эксперименты приплели, но так органично что слов нет. я же выше писал, что атмосфера Лахиема непригодна для жизни. Так вот чтобы это исправить там велось аж ТРИ направления, одно из которых — генная инженерия. В прошлом можно встретить больше персонажей. Напомню что действие в прошлом происходит на том же Лахиеме, но когда он ещё был по сути объектом добычи ресурсов, а не базой имперцев. И как раз шла война Вилета и Лахмема о чём можно найти много инфы в записках как раз.
Так вот Чтобы восстание остановить, элита Вилета свалила через портал, оставив своих камрадов, а портал закрыли. И тут тоже объяснение почему оставили — у них там был такой правитель. Те у кого есть способности к магии — ценны, а остальные просто мусор. Причём можно даже противоречивые факты собрать. Сначала говорят что типа если в семье нищебродов родился ребёнок со способностями к магии — его забирают, а семью возносят ко двору. А потом другой персонаж говорит что это всё фигня — что семью убивают, да и слабых магов — тоже.
Итого доступно примерно 5 неписей: алхимик, повар, лекарь, солдат и зевака — все тусуются на базе, местном хабе. Они дают сабквесты за которые игрок получает иногда ништяки. А иногда не получает. Там прям цепочка сабквестов частично нелинейная кстати. Венцом можно сказать будет секретный босс и немного ЛГБТ инфы. Изначально на базе всего два персонажа. Остальных нужно искать и спасать. Касательно базы — ничего особенного — это просто место тусняка этих 5 неписей. Туда по сути прилетаешь взять/сдать сабквесты и качнуть сферы. Сабквесты тоже можно найти в меню в котором почти всегда ясно сказано чего от тебя хотят.
Далее особо хочется отметить торговцев. Во-первых все торговцы с характером. Ворон — знает о мире игры больше чем игрок и любой персонаж в игре. Надменен, но дружелюбен если есть деньги.
Ему пофиг на перемены во времени и пространстве, он даже присутствует сразу и в прошлом и в настоящем. И это не какая-то непроработанная шляпа как в Ори 2 с картографом. Ворон сам об этом рассказывает и потом даже говорит что ГГ зря играется с переменами во времени. У ворона можно закупить компоненты для крафта ожерелий и колец, но сам он не крафтит. В ассортименте расходников самое необходимое — лечилки/восполнялки, камень возврата к порталу (мега полезная штука).
Но что меня больше всего поразило — это что ему даже вещи выгодно продавать. И если купил по ошибке то обратно он принимает за 75−80% стоимости, а не как обычно в РПГ за 5% от стоимости покупки. Всё выглядит максимально честно и торговцем пользуешься регулярно.
Ещё есть алхимик, которая сразу говорит что деньги ей не нужны потому что она делает всё из чувства глубокого альтруизма. Дескать крыша есть, жратва есть и чего ещё нужно для полного счастья (ГГ в постели, лол, но об этом позже). Да она крафтит исключительно за принесённые ресурсы. Их можно покупать, их можно найти за прохождение, их можно нафармить.
Ещё есть торговец едой — повар, но о нём я мало чего могу сказать, т.к. не пользовался его услугами.
Порадовало, что персонажи развиваются. Лунайя рассказывает им факты из прошлого и они на это по-разному реагирует. Кто-то решает что Вилет неправ. А кто-то разрывается — считает что Вилет плохой, но это типа дом где он вырос.
Недостатки
Начну с темы, которую я приберёг на заключение. В какой-то момент читаю я в письме что королева вынуждена была оставить свою возлюбленную на другой планете и думаю «опечатка поди или кривости перевода». Потом ещё раз встречаю такое и закрадывается у меня подозрение.
А после выполнения всех сабквестов вся эта тема пережёвывается где выясняется что три чувака с базы — геи, а Лунайя вообще би, что у них в клане было принято и любовников заводить и любовниц. Не то чтобы я был противником ЛГБТ, мне всё равно, просто как-то банально это всё обыграно. И непонятно зачем (правда говорят игру делали при поддержке ЛГБТ но это я хз). Такой инструмент в руках и единственное место, которое сделано плохо. Я тут позволю себе вспомнить роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы» в котором действие происходило на планете вроде бы земного типа. Но в процессе чтения как-то странно всё начало выглядеть и в итоге оказалось что там вообще другая раса живёт, с другим принципом размножения — все существа однополые до тех пор пока не захотят родить ребёнка. Тогда в паре они решают кто будет мужиком, а кто женщиной и активируют соответствующие органы. И много обычаев, с этим всем связанные. И это прям крутой ход. Будучи знаком с данным произведением, я до последнего верил что в таймспиннере будет что-то в таком духе, а не банальное лесбогейство.
Второй недостаток — это недостаток всех каслваний ИМХО. Это прокачка. Что игрок может качать свой левел увеличивая статы чтобы бить более сильных противников быстрее, а слабых размазывать по стенам как плохо приготовленный омлет. В каслвании только прокачка персонажа была и шмотки. Здесь же есть персонаж, есть сферы, есть вещи и есть фамилиары. Всё это вместе даже на НГ+ на самой высокой сложности ваншотает почти всех рядовых противников, а боссы живут не дольше 20 секунд за исключением последнего. Прокачку очень сложно балансировать. И на хайлевеле механики противников перестают работать, а боссы превращаются по сложности в рядовых противников с первого прохождения. И самое крутое прохождение для меня было с нуля, когда механики противников работают — их не ваншотнуть.
Третий недостаток связан с абилкой остановки времени, которая кор-механика и практически никак не используется. Даже отравление песка никакого смысла практически не несёт кроме Арены. Абилка нужна реально не очень много раз и всегда для того чтобы использовать противника чтобы куда-то забраться. Никаких паззлов на успевание, например тут и в помине нет. Противники который можно бить только в остановке времени тоже только на Арене встречаются. Это просто просранный потенциал механики, которая в данной версии игры просто не нужна.
Четвёртый недостаток — рандом на эндгейме. Как и в многих каслваниях тут есть Арена — последовательность комнат с противниками и в конце босс. Комнаты заполняются противниками рандомно без всякой кривой сложности. Тут не могу не отметить крутой лор. Локация называется Темпоральная спираль. Мало того что это в тему самих перемещений во времени. Так ещё и объясняет почему туда накидываются разные противники из всей игры.
Пятый недостаток — сюжет с заусенцем. Изменение времени — это классная тема и то что события в прошлом отражаются в будущем — это круто. Например после сражения с Аэланой в будущем её статуя меняется на другую, т.к. она больше не стоит у истоков Лахиемской империи.
Но почему в ангаре три лазера и почему они отключаются после поражения Аэланы, Хаоса и Врат — я понять так и не смог. Тут выглядит как притянутое за уши.
И последний недостаток — несколько концовок. Можно Убить Императора Нувия (который внезапно отец ГГ) в настоящем, остановив агрессивную экспансию. После убийства можно или занять трон как наследник или свалить. Реально это влияет только на часть финальных катсцен. И ладно хрен бы с ними. Но вот ещё одна концовка связана с глубоким прыжком назад — либо остановить Нувия в прошлом или остановить ещё более прошлого Императора. И этот выбор взаимоисключающий. Чтобы собрать весь бестиарий и ачивки придётся два раза игру пройти. Но на НГ+ я спидранил её вообще за полтора часа примерно. Вот нафиг так делать. Да и вообще история с эндгеймом печальная. Приплели божественную сущность властелина времени. Если бы он на эндгейме менял уровни во время остановки времени и насыпал туда новых противников и секретки — вот это было бы в тему и круто обыграно. А так, пятая собачья нога.
Заключение
В целом игра мне очень понравилась. Прям веет каслванией из всех щелей. И, пожалуй, лучшая метроидвания со времён Cross Code. Не очень длинная — прохождение any% займёт часа 3−4, если на 100% то часов 6−8 в первый раз. НГ+ можно за полтора часа пролететь на any%. Ачивки несложные, но нужно два раза игру пройти как минимум (причём один раз на кошмаре). Вообще лучше ознакомиться со списком ачивок. А то можно проебать и потом как я 4 раза игру проходить, а не 2. Два то можно, но 4 — это перебор.
Недостатки не критичные, игра довольно короткая, а кор-геймплей цельный, так что недостатки не отравляют геймплей, но из-за них это просто очень хорошая игра, а не шедевр ИМХО. Жаль что редко выпускают настолько продуманные штуки. Да ещё на темпоральную тему.
На момент написания поста игру можно утянуть в Стиме со скидкой 60%
- 29 июня 2021, 14:07
2 комментария