Cloudpunk

20210103180633_1.jpg

Спорная, но потрясающе красивая «игра» о вечно хмуром и дождливом киберпанковом мегаполисе.

Рания — главная героиня — первый день в Нивалисе — циклопическом мегаполисе, простирающемся вширь и ввысь на десятки и сотни миль. Странно, но в первый же свой день Рания становится курьером в службе доставки «Клаудпанк». Основное транспортное средство в Нивалисе — летательные аппараты HOVA. На такой штуке наша героиня и работает. Доставляй вовремя, не спрашивай, что внутри — единственные правила. В общем, Cloudpunk и посвящена рабочим будням (вернее — одной ночи) курьера на летающей машинке.

20210102205732_1.jpg

Большая часть заданий — доставка из пункта А в пункт Б. Путешествие сопровождается обильными излияниями в виде диалогов — обычно между Ранией, её ИИ-напарником — псом Камусом (Camus… Может на самом деле — Камю? Кто их знает!), а также редкими пассажирами и собеседниками на другом конце радиолинии. Диалоги, кстати, озвучены. Не всегда всё идёт по плану: некоторые миссии предлагают выбор — выполнить ли доставку или послушать своё сердце и саботировать сомнительный заказ. В свободное время можно поисследовать город, совершить посадку в специально отведенных районах: походить по улицам, поговорить с интересными персонажами, пособирать всякое, поесть-попить, купить-продать.

20210102201521_1.jpg

Главное и, пожалуй, единственное достоинство игры — это город, его визуальное исполнение и атмосфера. Можно много повторять, что такое уже было — в других играх, в кино, где угодно — но выглядит всё равно впечатляюще. Благодаря современному железу, работе художников и десятилетиями вальцевавшейся эстетической парадигме киберпанка, Нивалис получился потрясающим без всяких оговорок. Громадные здания, круговерть летающих машин, смог, пар, туман, огни и прожекторы, огромные рекламные щиты, вечный дождь — всё это заставляет тебя действительно почувствовать себя какой-то незначительной песчинкой среди абсурдного в своей монументальности железобетонного термитника.

20210102165620_1.jpg

В городе несколько районов с разной архитектурой, социальным и эстетическим обликом. Богатые, ослепляющие светом элитные кварталы, колоссальные башни вездесущих корпораций, полуразрушенные трущобы, заброшенные подземные массивы. Взято всего отовсюду и сразу —  этакий фансервис для любителей киберпанка. «Эй, да это почти «Блейдраннер»! А это почти «Пятый Элемент»! Постоянно ловишь себя на подобном. Но одно дело — смотреть в кино, другое — полетать самому. Скриншоты можно щёлкать безостановочно.

20210102201830_1.jpg

Ходьба на своих двоих классно подчеркивает многоуровневость местного мироустройства: приземляясь, ты попадаешь в маленькую жизнь у подножия огромной титанической жизни. Минуту назад ты курсировал среди небоскрёбов, чьи шпили теряются в клубящихся облаках, а теперь — лишь совсем маленький человечек.

20210102222413_1.jpg

Город кажется на удивление живым. Постоянно что-то будто происходит вокруг, кто-то куда-то летит, кто-то куда-то идёт.  Да и сам дизайн такой, что действительно веришь, что Нивалис — бесконечно огромен в любом направлении. Хотя локации-то не столь большие, но иллюзию они создают прекрасно.

TgglfhV

Работа со звуком достойна отдельного упоминания. Что-то постоянно гудит, шумит, транслируется через систему оповещения — информации вокруг непостижимо много. Музыка — ну, она неплоха. Звучит так, как обычно она и звучит в «каноничном» киберпанке.

20210102225917_1.jpg

На этом достоинства игры заканчиваются. Как по мне, в остальном Cloudpunk несёт в себе множество диссонирующих вещей, а иногда и просто откровенные недоработки. Но думаю, что стоит написать и об этом.

20210102173342_1.jpg

Первое разочарование настигает очень скоро — как только садишься за штурвал. Казалось бы — курьер в мегаполисе будущего оттого и ест свой хлеб, что знает, как можно круто управлять летающей машиной, как и где можно срезать путь, используя свои навыки. Ждешь, что вот сейчас тебе дадут порулить машинкой на манер самолёта — управлять креном, тангажом и рысканьем, делать бочки, мёртвые петли и перевороты Иммельмана чтобы преодолеть сложные места… Но ничего этого не случается. Машина может только поворачиваться по рысканью, а высота изменяется ну буквально как на лифте — выше-ниже. Газ-тормоз. Небольшой стрейф. И всё! Никаких чудес высшего пилотажа! А как здорово было бы полетать по такому городу в стиле Корбена Далласа.

20210102183219_1.jpg

Удивительно, но доставлять в срок тоже не придется в 95% заданий — никаких ограничений на время доставки нет. В чем тогда, спрашивается, трудности бытия курьера в этом мире — непонятно. Основной геймплей — это буквально полёты туда-сюда и прослушивание диалогов. Никакого вызова игра не даёт. В этом кроется мощнейший людонарративный диссонанс. Персонажи постоянно зудят о тяжести местной жизни, но Cloudpunk никак эту тяжесть не показывает. Единственное, с чем сталкивается Рания по ходу работы — это «тяжелый моральный выбор». Доставить явно опасную посылку или выкинуть в море? Вопрос… Однако решение не влияет по сути примерно ни на что. Единственное значимое решение ждёт только в конце игры, да и то.

20210103150527_1.jpg

После этого уже перестаёшь верить нарративу — мысль, которую пытаются доносить текстуально, идет вразрез геймплейной логике. Абсурдна сама постановка — героиня первый день в городе, ничего о нем не знает, но уже работает курьером (который вроде должен в совершенстве ориентироваться), рассуждая как глубоко познавший местную жизнь мудрец с ироничным прищуром и богатым жизненным багажом. Рания сама признается, что её родина — это страна фермеров, где и близко нет ничего такого, с чем она сталкивается сейчас. Откуда тогда все её знания и навыки — вопрос.

20210102225209_1.jpg

Повествование в игре как-то не работает — всё собрано из банальнейших киберпанковых штампов и протекающей из бака актуальной повестки. Плохие корпорации — плохие, благородные борцы с ними — благородны. Богатые — плохие. Бедные — хорошие. Местные — мерзкие и бескультурные. Приезжие — духовно богатые и человечные. Персонажи, с которыми общается Рания — либо угнетенные страдальцы, либо карикатурные дурачки и феерически беспринципные ублюдки. Лишь черно-белое — никакой глубины проработки. Никакой экспозиции, проясняющей, почему всё стало так плохо или объясняющей мироустройство — видимо, авторы посчитали, что эту часть можно опустить. «Ну это же типа киберпанк, тут типа всегда так, ну вы поняли». Общий вектор в контексте жанра абсолютно понятен, но написано и изложено всё совершенно скучно, беззубо и неубедительно. Персонажам не веришь — ведь текст не соответствует всему, что тебе игра показывает геймплейно. С учетом того, что Cloudpunk на 50% состоит из диалогов — это печально.

20210102223301_1.jpg

Сквозной сюжет не вызывает сильного интереса, да его и нет — есть просто ряд историй, в которых Рания тут и там сталкивается с некоторым загадочным обстоятельством, суть которого вскрывается в финале. Но отдельные истории второстепенных персонажей бывают весьма любопытны и даже с претензией на какую-то сай-файную рефлексию. Например, в городе можно повстречать инженера — тот говорит, что на самом деле уже давно никто не знает, как работает городская инфраструктура. Все попытки что-то починить и исправить — это чуть ли не ритуал в надежде понять и как-то повлиять на городской ИИ. И ему веришь — ведь перед твоими глазами действительно абсурдный гигантский город, который работает совершенно необъяснимым образом. А постоянно писать в тексте, что у андроидов должны быть равные права — ладно, но к чему это? Игра ни сюжетно, ни геймплейно не делает ничего, чтобы как-то обострить или подчеркнуть проблему.

20210102164803_1.jpg

Cloudpunk вообще ничего не показывает и не объясняет. Не объясняет, зачем вообще нужны люди-курьеры в мире андроидов и дронов-доставщиков. Не объясняет, чем вообще занимаются люди, как они вообще живут в этом мире, чем он так плох, в конце концов. Все негативные стороны киберпанковых реалий сведены к набору штампов и карикатур. Хотя жанр-то как раз и предполагает некую рефлексию, призывающую задуматься. Здесь же — сплошная пустота и повторение уже сказанного без всякого осмысления. «Кибер» есть, а вот «панка» никакого.

20210102192156_1.jpg

Подводя итог, я признаюсь, что Cloudpunk мне всё же скорее нравится — едва ли ещё какая-то игра даст подобный опыт — опыт пребывания в огромном интерактивном мегаполисе будущего. Недостатков масса, но на них хочется скорее закрыть глаза. Утомительные диалоги можно прощёлкать без потерь, а устрашающая красота дистопии — она останется. Для ценителей же популярного нынче жанра Cloudpunk станет настоящим подарком без всяких сомнений — не вижу никаких причин обделять эту игру вниманием. Множество положительных отзывов в Стиме тому подтверждение. Жаль, правда, что столь органичное сочетание сеттинга и игровой идеи не нашло действительно достойного геймплейного воплощения.

20210102181915_1.jpg

Игра в Steam

20210102220857_1.jpg

P. S. На ум приходят ещё несколько неплохих игр про летающие машинки в огромных городах. Одна из них это, конечно же — небезызвестный «Scrapland». В своё время она казалась классной. Конечно, тогда создать столь же впечатляющую графику было сложно. Но и геймплей там был получше. Были и гонки — например «New York Race» или «Beam Breakers». Если вспомните ещё что — делитесь в комментариях.