Инфракрасный взгляд
«Ночное путешествие» — это симулятор ходьбы от патриарха видеоарта Билла Виолы, в который инкорпорированы его предыдущие видео-работы и дополнительный футаж. Заявленная автором тема — путь к просветлению.
Инфракрасную камеру от первого лица — очень медленно движущегося аватара — закидывает в ночной мир рек, океанов, гор, лесов и перелесков. Встречаются несколько живых существ (птицы, рыбы, собака) и играющие важную сюжетную роль оставленные человеческие жилища (дом, трейлер). В них происходит преображение души — проход через темноту к светлому дверному проёму, через свет — к тёмному.
(Надо заметить, что игра снабжена многочисленными эпиграфами, цитирующих духовных учителей и поэтов: типа «словами не сказать, наукой не измерить», «вход — любая точка», «душа летит на крыльях желания»
Основной приём игры — то что Виола назвал «снами». В некоторых зонах при нажатии на пробел контроль за камерой теряется, она выбирает запрограммированный ракурс, а поверх ландшафта накладывается видео-футаж, зачастую «рифмующийся» с тем, где это происходит: под водой мы видим водные сюжеты, в лесу — лесные. Но — подчёркиваю — «рифмующийся» не всегда.
Геймплейно эти «сны» (зацикленные фрагменты длятся в районе 10 секунд.) являются «манками», подсказывающими куда можно направить свой путь. Интересна и заложенная в них возможность визуальной «рифмы» — ведь сны подражают реальности (но не подобны ей). В двух местах доходит до буквализма — в видео применяется эффект «субъективной камеры», в другом месте (в случае с домом) «сон» — это не видео, а трансформация 3d-дома. Таким образом сон становится видением, а реальность — галлюцинацией.
Характерное для этой игры желание уйти от CG-стилистики к кинофактуре придаёт ей определённую реалистичность. Игра стремится подражать реальности — видимому и внутреннему, и внешнему взору, не отдавая первенства ни тому, ни другому (тут можно увидеть отсылку к феноменологии М. Мерло-Понти).
«Ночное путешествие» не бесконечная инсталляция, у игры есть финал, и она разбита на что-то вроде глав: когда заходишь слишком далеко, или посмотрел все «сны», или проходишь через коридоры, даётся некоторая нарезка из «снов» и другого видео-материала (в т.ч. цветного), говорящая о вечном в распадающемся и растущем, живущем и меняющемся, медленно и импульсивно; о примордиальном в душе, о страхах — в общем всё то, за что я полюбил Виолу, посмотрев «I Do Not Know What It Is I Am Like» («Я не знаю, вроде кого я»?), есть и в игре (как и сами кадры из этого фильма). Финал, надо сказать, у игры, на мой взгляд, мощный — аналогово-минималистичный, — т.ч. можно сказать, что игра действительно больше похожа на кино, хоть и внедряет некоторую рефлексию на тему контроля, сравнивая сны с реальностью, как монтажную последовательность с симулятором ходьбы.
- 18 мая 2020, 22:41
- 010
2 комментария