Sunset. Арт-центр бинго
Однажды я посоветовал своей знакомой, которая не разбиралась в играх, но вроде как интересовалась искусством, Fatale от Tale of Tales. Результат предсказуем — она сказала «игры не моё» и больше к ним не возвращалась. По глупости своей я забыл сказать, что от игр в Fatale только WASD да MouseLook, но было уже поздно. К проектам Tale of Tales я всегда относился как к инсталляциям, штукам, о которых интересней рассуждать, чем играть. В своё время я следил за кампанией Sunset на кикстартере, но, к сожалению, после выхода игры у меня не было возможности сыграть, а когда она появилась — игру нельзя было купить из-за того, что региональная цена не была доступна. Я написал на почту студии и мне буквально через пару часов любезно ответили, что данная оплошность исправлена. «Приятные ребята, — подумал я, — даже не верится, что после выпуска Sunset они могли желать геймерам и индустрии гнить в аду».
Завязка сюжета заключается в том, что главная героиня, чернокожая инженерка из США Анджела Барнс, в 1972 году застряла в латиноамериканской стране Анчурии, поскольку случился военный переворот и вернуться домой никак нельзя. Она устроилась домработницей к некоему Мануэлю Ортеге — богачу и филантропу, куратору в сфере искусства. Каждую неделю перед закатом Анджела отправляется в роскошный пентхаус Мануэля и наводит там порядок по часу в день.
На панели лифта, который выполняет роль главного меню, обычно есть список заданий вроде «прибраться в офисе», «полить цветы» или «сделать фотокопию документов». Заданий обычно немного и выполняются они быстро. Каждое задание можно выполнить двумя способами — кнопка Y позволяет нам выполнить задание с любовью и теплом, а N — холодно и отстранённо. Игровой процесс типичен для симуляторов ходьбы. Мы исследуем особняк, Анджела иногда комментирует новый увиденный предмет и выполняет задания сообразно нашему желанию. Некоторые из увиденных вещей представляют собой популярные книги или музыкальные пластинки того времени, некоторые из этих вещей довольно известны — например, Мануэль Ортега почитывает «Бойню номер пять» Воннегута. Поначалу особняк полностью открыт для исследования, а героиня комментирует едва ли не каждый объект. С атмосферой поначалу вроде бы всё в порядке. Первые несколько дней, которые воспринимаются как завязка, выглядят многообещающе.
Но вообще-то в игре про рутину так быть не должно. Но игра почти сразу исправляется — день сменяется другим, объектов для исследования становится всё меньше и в какой-то момент Мануэль погружается в собственные семейно-политические проблемы, поэтому в записке с заданием предлагается делать что-то на своё усмотрение. Не то чтобы прежде была не видна проблема игры с контентом, но в такие дни игра показывает всю свою пустоту. Понимают это и разработчики, поэтому уже после первого дня оставляют большую часть дверей в особняке закрытыми. Сегодня для нас открыт кабинет, а завтра — оранжерея, в какой-то момент то ли из-за потепления отношений, то ли из-за боязни Мануэля по поводу собственной безопасности у нас появляется кнопка для открытия одной двери, что по факту то же самое, что открытая дверь в самом начале, просто её открываем мы, а не Мануэль.
Игра всё не хочет заканчиваться, выдавая неделю за неделей, неделю за неделей. Кроме закрытых дверей под конец игры в пентхаусе появится много произведений искусства в гигантских ящиках, которые также представляют собой преграды. В какой-то момент вы не сможете войти в комнату, потому что она будет заставлена такими штуками, но разработчики будут любезно предоставлять лазейку для тех комнат, где есть какие-то задания. Игра пятилетней давности иногда тормозит на хорошем железе, а на не очень хорошем, как у меня, на минималках (на самом деле игра может быть красивее, чем у меня на скриншотах) ломает некоторые объекты. Так, вместо ковра у меня только кучка полигонов, на которые на более высоких настройках накладывается шейдер или исчезает настольная лампа при включении. Sunset очень быстро сыпется как игра, но неигры от студии Tale of Tales всегда кривоватые и скучноватые в плане геймплея.
Но что всегда подкупало у проектов Tale of Tales — они всегда предоставляли необычный опыт. Можно было с уверенностью сказать, что в формате видеоигр такого вы никогда не видели. Sunset же на фоне других симуляторов ходьбы не удивляет, и что более губительно для проекта как медиа — ей особо нечего сказать. Те вещи, о которых говорит игра настолько банальны, что появляются сомнения по поводу того, стоило ли городить огород ради такого. Как будто они решили намеренно сыграть в арт-центр бинго, собрав самые популярные темы, но не успев сказать о них ничего кроме трюизмов. Главные темы игры — судьба эмансипированной чернокожей женщины, влияние США на политику стран третьего мира, какие в этих странах прекрасные люди, которые нещадно эксплуатируются сильными мира сего, цель искусства, война и искусство, война и общество etc. Хорошие темы, ни на одну из которых авторам не хватает сил для раскрытия. Политическая интрига в игре, которая представлена в виде истории про брата главной героини, который оказался лидером местного сопротивления, подана скомкано, но это единственное, что удерживает внимание игрока под конец, если вы ещё не проклинаете вечно меняющиеся даты и отсутствие событий.
Это вроде как игра про обычного человека во время больших потрясений, но даже с такой точки зрения героиня во время обстрелов может спокойно подойти к окну и смотреть на дым вдали безо всякой на это реакции. Я однажды не выполнил задания Ортеги и по ошибке продолжил переход к следующему дню. Я очень испугался, что что-то пойдёт не так, но Ортеге было безразлично. Сюжет шёл своим чередом. Игре Sunset, как и неигре, на вас наплевать. Так может ответить ей взаимностью?
- 17 апреля 2020, 19:42
- 012
оставляют?
Рецензия хорошая! Игра совершенно ни вызывает желания играть ни по одному из пунктов, полное отторжение.
прям не верится что ни одного плюса не нашлось. Может судить ее с высоты 2k2d не совсем корректно?
Ну как ни одного плюса - начало хорошее, о чём я пишу в самом начале статьи. Поначалу кажется, что ожидается что-то очень интересное. Первых 30-40 минут игры я был даже воодушевлён, что игра оказалась вполне себе интересной. Но у игры сильно провисает середина, которая занимает едва ли не 80% времени. Если бы игра была в два, а лучше в три раза короче, это могло бы быть куда более интересным опытом. Та же Fatale проходится минут за 30-40, и я представляю какой бы это был кошмар, если бы бесплотный дух Иоанна Крестителя носился бы по залу Ирода не один раз с обязательным осмотром предметов, а сорок.
Даже если представить, что ничего после 2015 года не было, это всё равно довольно изнурительный опыт. Там самое страшное место - это кресло, в котором сидит героиня. Я уверен, что из 7 часов в стиме я минимум два часа реального времени провёл в нём, чтобы буквы её дневника просто заполнялись. Потому что часто кроме этого иногда ничего нет. Под конец там идёт какое-то развитие сюжета, победа над диктатором, свечка родному брату в импровизированном алтаре в гардеробе Ортеги (не очень-то умно жечь свечи в узкой-преузкой комнате), но оно не стоит тех часов мучений посередине.
Игра сохраняет прогресс после себя - например, сохраняется дневник главной героини (2 часа спасены!), но при этом сохраняются и её выборы при выполнении заданий. То есть без удаления сейвов игру по второму разу есть смысл проходить только чтобы открыть некоторые ачивки. Плюс относительно долгое ожидание перед началом дня. Кажется, после окончания игрового дня игра загружает локацию по второму кругу, более того для "погружения" игроку нужно ещё ждать, пока индикаторы на панели лифта дойдут до последнего этажа. И так 44 или около того раз (по количеству игровых дней).
Плюс ко всему, я немного радикализировал свою позицию, чтобы было что обсуждать, чему оппонировать - мне не очень нравится, когда под моим постом совсем нет комментариев. К тому же я возмутился, потому что в отзывах стима на русском у игры положительные отзывы, с чем я не согласен.
Спустя полтора года после рецензии я пересмотрел своё мнение об игре. Этому помог курс искусства, который я вёл для студентов. Я не стану ради новой версии мини-обзора писать отдельную статью да и она не раскрывает многих деталей игры, а скорее служит комментарием к текущему тексту. Этот текст также использован в моей рецензии на игру в стим.
Мне очень нравятся игры Tale of Tales, но Sunset поначалу мне не зашла. Однако со временем, чуть лучше ознакомившись с современным искусством (я всё ещё во многих вопросах профан, но всё же), лучше начинаешь понимать замысел разработчиков.
Если вы ждёте самой игры - её нет, как и в других играх студии. Если вы ждёте какую-то невероятную подачу, которая была в других играх студии - её здесь тоже не очень-то много. Зато есть много геймплейной рутины. Есть даже какой-то выбор - наша альтер-эго может выполнять свою работу уборщицы с любовью, а может и с ненавистью к классовому врагу. Выполнено это очень топорно, хоть в редкие моменты и цепляет. Но как игра оно того не стоит - лучше идите и купите Gone Home. Здесь вечеринка для другой аудитории.
Я рекомендую эту игру тем, кто хочет посмотреть на современное искусство, но не имеет возможности поехать в какой-нибудь арт-центр на биеннале. Биеннале - это такие выставки, которые проводятся раз в два года. И вот Sunset очень похожа на часть такой выставки, но с гораздо более объёмной, я бы сказал, с грандиозной идеей, которую бы выставка всего этого вживую провалилась бы по ряду технических причин. Обычно представленная на таких фестивалях инсталляция малоинтерактивна и не меняется или слабо меняется со временем, и уж тем более не учитывает поведение каждого посетителя. Для Tale of Tales пространство особняка - это арт-центр, который дали разработчикам на растерзание и который готов меняться изо дня в день, из часа в час. Каждый игровой день - новая инсталляция, новые книги и предметы эпохи, новая записка героини в дневник. Но есть в игре и то, что не может сделать уважающий себя арт-центр по этическим соображениям - арт-обстрел (кажется, в таких местах пишут "sic!") города и красивый тропический лес за разбитой стеной.
Скорее всего чувакам просто не хватает нормального программиста, который добавит геймплей и техническую сторону поправит.