Sunset. Арт-центр бинго

Однажды я посоветовал своей знакомой, которая не разбиралась в играх, но вроде как интересовалась искусством, Fatale от Tale of Tales. Результат предсказуем — она сказала «игры не моё» и больше к ним не возвращалась. По глупости своей я забыл сказать, что от игр в Fatale только WASD да MouseLook, но было уже поздно. К проектам Tale of Tales я всегда относился как к инсталляциям, штукам, о которых интересней рассуждать, чем играть. В своё время я следил за кампанией Sunset на кикстартере, но, к сожалению, после выхода игры у меня не было возможности сыграть, а когда она появилась — игру нельзя было купить из-за того, что региональная цена не была доступна. Я написал на почту студии и мне буквально через пару часов любезно ответили, что данная оплошность исправлена. «Приятные ребята, — подумал я, — даже не верится, что после выпуска Sunset они могли желать геймерам и индустрии гнить в аду».

20200410170704_1.jpg

Завязка сюжета заключается в том, что главная героиня, чернокожая инженерка из США Анджела Барнс, в 1972 году застряла в латиноамериканской стране Анчурии, поскольку случился военный переворот и вернуться домой никак нельзя. Она устроилась домработницей к некоему Мануэлю Ортеге — богачу и филантропу, куратору в сфере искусства. Каждую неделю перед закатом Анджела отправляется в роскошный пентхаус Мануэля и наводит там порядок по часу в день.

На панели лифта, который выполняет роль главного меню, обычно есть список заданий вроде «прибраться в офисе», «полить цветы» или «сделать фотокопию документов». Заданий обычно немного и выполняются они быстро. Каждое задание можно выполнить двумя способами — кнопка Y позволяет нам выполнить задание с любовью и теплом, а N — холодно и отстранённо. Игровой процесс типичен для симуляторов ходьбы. Мы исследуем особняк, Анджела иногда комментирует новый увиденный предмет и выполняет задания сообразно нашему желанию. Некоторые из увиденных вещей представляют собой популярные книги или музыкальные пластинки того времени, некоторые из этих вещей довольно известны — например, Мануэль Ортега почитывает «Бойню номер пять» Воннегута. Поначалу особняк полностью открыт для исследования, а героиня комментирует едва ли не каждый объект. С атмосферой поначалу вроде бы всё в порядке. Первые несколько дней, которые воспринимаются как завязка, выглядят многообещающе.

20200410151514_1.jpg

Но вообще-то в игре про рутину так быть не должно. Но игра почти сразу исправляется — день сменяется другим, объектов для исследования становится всё меньше и в какой-то момент Мануэль погружается в собственные семейно-политические проблемы, поэтому в записке с заданием предлагается делать что-то на своё усмотрение. Не то чтобы прежде была не видна проблема игры с контентом, но в такие дни игра показывает всю свою пустоту. Понимают это и разработчики, поэтому уже после первого дня оставляют большую часть дверей в особняке закрытыми. Сегодня для нас открыт кабинет, а завтра — оранжерея, в какой-то момент то ли из-за потепления отношений, то ли из-за боязни Мануэля по поводу собственной безопасности у нас появляется кнопка для открытия одной двери, что по факту то же самое, что открытая дверь в самом начале, просто её открываем мы, а не Мануэль.

Игра всё не хочет заканчиваться, выдавая неделю за неделей, неделю за неделей. Кроме закрытых дверей под конец игры в пентхаусе появится много произведений искусства в гигантских ящиках, которые также представляют собой преграды. В какой-то момент вы не сможете войти в комнату, потому что она будет заставлена такими штуками, но разработчики будут любезно предоставлять лазейку для тех комнат, где есть какие-то задания. Игра пятилетней давности иногда тормозит на хорошем железе, а на не очень хорошем, как у меня, на минималках (на самом деле игра может быть красивее, чем у меня на скриншотах) ломает некоторые объекты. Так, вместо ковра у меня только кучка полигонов, на которые на более высоких настройках накладывается шейдер или исчезает настольная лампа при включении. Sunset очень быстро сыпется как игра, но неигры от студии Tale of Tales всегда кривоватые и скучноватые в плане геймплея.

20200411023946_1.jpg

Но что всегда подкупало у проектов Tale of Tales — они всегда предоставляли необычный опыт. Можно было с уверенностью сказать, что в формате видеоигр такого вы никогда не видели. Sunset же на фоне других симуляторов ходьбы не удивляет, и что более губительно для проекта как медиа — ей особо нечего сказать. Те вещи, о которых говорит игра настолько банальны, что появляются сомнения по поводу того, стоило ли городить огород ради такого. Как будто они решили намеренно сыграть в арт-центр бинго, собрав самые популярные темы, но не успев сказать о них ничего кроме трюизмов. Главные темы игры — судьба эмансипированной чернокожей женщины, влияние США на политику стран третьего мира, какие в этих странах прекрасные люди, которые нещадно эксплуатируются сильными мира сего, цель искусства, война и искусство, война и общество etc. Хорошие темы, ни на одну из которых авторам не хватает сил для раскрытия. Политическая интрига в игре, которая представлена в виде истории про брата главной героини, который оказался лидером местного сопротивления, подана скомкано, но это единственное, что удерживает внимание игрока под конец, если вы ещё не проклинаете вечно меняющиеся даты и отсутствие событий.

Это вроде как игра про обычного человека во время больших потрясений, но даже с такой точки зрения героиня во время обстрелов может спокойно подойти к окну и смотреть на дым вдали безо всякой на это реакции. Я однажды не выполнил задания Ортеги и по ошибке продолжил переход к следующему дню. Я очень испугался, что что-то пойдёт не так, но Ортеге было безразлично. Сюжет шёл своим чередом. Игре Sunset, как и неигре, на вас наплевать. Так может ответить ей взаимностью?