Slipstream

s1.jpg

В разные моменты моей жизни всплывали такие игры — в них вроде и нет абсолютно ничего, но они почти механически гипнотизируют и заставляют тебя играть в них. Такой была, к примеру, Manx TT Superbike — порт аркадной сеговской мотогонки из 90х, посвященной, собственно, гонке на острове Мэн. Две трассы, пара режимов игры — и буквально всё. По меркам нашего времени — пустая трата времени. Может быть, если играть в неё в возрасте 10 лет, сидя на одном из тех забавных аркадных мотоциклов, которые до сих пор стоят в некоторых ТЦ и прочих кинотеатрах — можно получить какой-то необычный опыт. Но не дома, сидя перед монитором в свои 20-с-чем-то-там. И тем не менее, году в 2013, в перерывах между всякими делами, я заходил в эту игру снова и снова проехать парочку гонок. Мысли будто исчезали куда-то, а беззастенчивая синева цифрового неба и мыльные облачка заполняли образовавшуюся пустоту. Натренированная нервная система будто сама правила мотоциклом, отчего последующий десяток минут проходил в состоянии чего-то среднего между меланхолией и беззаботным созерцанием иллюзий из мира высоких скоростей, далёких горизонтов и грёз об ослепительном будущем, которое вот-вот распахнет нам навстречу свои двери. Нужно только побеждать в гонках, быть первым, нестись вперёд, быть смелым и целеустремленным. А потом, держа в руках блестящий кубок, с лёгкой улыбкой смотреть куда-то вдаль.

Зачем я это написал? Да потому что Slipstream примерно такая же.

Как-то я уже писал про демку. Тогда игра мне не очень-то пришлась по вкусу, но тем не менее я её ещё много раз запускал с того момента. Похоже, снова та же самая ловушка.

s8.jpg

Всё тот же как-бы-Outrun — высокие скорости, связки затяжных поворотов, экзотические локации. Щелчок триггерами — машина плавно уходит в долгий занос на безумной скорости, едва не задевая ограждения. На время уходим в аэродинамическую тень впереди идущего оппонента — и потом мощным рывком обгоняем. Ещё бы игра с таким названием не имела механики слипстриминга! И всё это в мире симулякра 80х-90х с его образами, энергетикой и бесконечным стремлением к новым горизонтам. Runnin' in the nineties, в общем.

s3.jpg

Трасс 20, из них 5 бонусных. Гоняться на них можно по-разному — можно кругами, можно проходить одну за одной или с развилками в конце по-аутрановски. Разные режимы в целом мало меняют суть. Как и в Outrun (да что же такое!), на прохождение участка дается ограниченное время, однако здесь это вообще не проблема, даже в сравнении с демкой, не говоря уже о сравнении с идейным вдохновителем. Есть несколько турниров, в которых можно зарабатывать деньги и улучшать характеристики своей машины. Ух ты. В некоторых режимах на трассах появляются особые соперники — они тоже мало что меняют, надо просто постараться раньше них доехать до конца участка. Или нет — это особо не влияет ни на что, если вы только не хотите заработать ачивки.

s2.jpg

Дело в том, что больше в игре ничего нет. Нет никаких хитрых систем набора очков, конкурсов на самый долгий занос или чего-то такого. Буквально больше ничего. Скорость, дрифтинг и слипстриминг — всё. Игра никуда не зовет, ничего не предлагает. Можно пройти турниры и открыть 5 новых трасс — прикольно, но такая себе мотивация. Можно увидеть в этом что-то негативное, но я думаю…

s4.jpg

…что на самом деле игра не про турниры и не про апгрейд машины — ни в коем случае. Она больше о той самой невыразимой вещи, за которую и любят псевдо-трехмерные аркадные гонки. Я про то фантастически нереалистичное, но такое захватывающее чувство скорости. Когда игрок минимальными движениями триггеров и стиков отправляет в безумный занос на скорости почти 300 км/ч спорткар, несущийся сквозь поросшие лавандой холмы, античные руины, далекие курортные острова, нежащиеся в тёплых океанских волнах, сквозь снега и льды севера, сквозь гигантские, сверхчеловеческих масштабов мегаполисы. Когда игрок с поистине самурайским самообладанием и ловкостью серфера на волне легчайшими касаниями газа и тормоза ювелирно направляет импульс машины в заносе так, чтобы обойти парочку незадачливых соперников и не задеть отбойник. Сама скорость при этом гиперболизируется — в секунду мимо нас проносятся сотни пальм, десятки небоскрёбов, ряды каменных сфинксов, пролетают мимо целые деревни за долю секунды. Ни жизнь, ни какой-либо симулятор любой детальности не дадут такого чувства.

s6.jpg

Просто взяли и очистили классические псевдо-трехмерные гонки от всего. Получился такой вот своеобразный гипнотизирующий калейдоскоп. Можно сколько угодно тасовать трассы, добавлять оппонентов — неважно, ведь основной контент игры доступен сразу и всегда — это то самое безумное чувство скорости. Обучиться играть — и весь контент твой. Я предпочитаю смотреть на вещи именно так. Для кого-то это будет сырым около-прототипом с минимумом контента. Меня же игра удивительным образом гипнотизирует, призывая снова и снова в 101 раз проехаться по тому же маршруту. Примерно как было и с Manx TT Superbike. Можно просто ехать и не думать ни о чем — вот и всё.

s9.jpg

Теперь немного обязаловки про графику, музыку и всякие технические моменты.

Графика в целом симпатичная. Разноцветные, как конфетки M&M's, машинки, в которых без труда угадывается классика вроде Mitsubishi Eclipse или «Hachiroku», вызывают приятные чувства будто откуда-то из детства. Некоторые трассы классные — красивые фоны и симпатичные, хоть и из-за скорости особо не разглядишь, элементы ландшафта — природного и рукотворного. Другие трассы радуют меньше — видно повторное использование ассетов с других уровней, а фоны уступают по качеству товарищам — кажется, что с ними нужно провести ещё несколько итераций дорисовывания. Музыка — синтвейв и евробит местами. Иного здесь и не ждали. Да и хорошо — звучит приятно.

s7.jpg

Управление в игре очень. Просто очень — больше ничего добавлять не буду. Game feel совершенно прекрасный, если научиться играть. Это и есть ключ ко всем тому, о чем я написал.

Есть досадные проблемы. Мини-карта показывает исключительно соперников, но не саму трассу. Вдобавок, повороты редко предваряются знаками — трассу приходится буквально заучивать. Не говоря уже о совсем неприемлемых для гонках нюансах, вроде того, что буквально никак не изображается финишная черта. Слегка раздражает факт, что соперники подчиняются своей, совершенно отличной от нашей физике — тут и кетчуп, и неадекватно быстрое ускорение, а любой контакт с другой машиной — всегда замедление для нас, причем неважно в каком направлении был толчок. Впрочем, такой жанр — всё же это не совсем чистая гонка, а соперники — лишь немного раздражающие статисты в нашем стремительно рывке из ниоткуда в никуда. Да, у них другая физика, зато у нас — наш дух и determination!

s5.jpg

А теперь итог. Не могу однозначно посоветовать игру или наоборот. Как «продукт» — тут мало всего. Покопавшись в играх из 90-х, можно отыскать нечто куда более продвинутое. А вот как волшебный калейдоскоп диких скоростей и безумных экзотических видений — возможно и советую. Хотя тут не подгадаешь — понравится ли. Для меня игра пожалуй станет тем самым полу-медитативным средством, которое я буду периодически запускать, чтобы, откинувшись в кресле с геймпадом, подумать о чем-то. Или же наоборот не думать ни о чем совсем.

s10.jpg

Slipstream — это такая автострада Мёбиуса. Автострада для бесконечной гонки из в очередной раз идеализированного прошлого в не слишком торопящееся сбываться, сияющее кристальными гранями где-то за горизонтом, будущее.

Купить игру в Steam

P. S. В игре есть разные режимы пост-обработки. Оригинал на самом деле предлагает как бы высокое разрешение, что выливается в некрасивые, на мой взгляд, разноразмерные пиксели. Потому большинство скриншотов сделаны с «пиксельным» шейдером. Есть скриншоты с весьма милым NTSC-шейдером. В игре есть ещё имитация ЭЛТ-монитора для самых ностальгирующих.

Blank