Ужас на улице инди. Вступление
Предисловие к серии постов.
С наступающими всех праздниками!
Ну, а на моей улице, как обычно вечный Halloween, поэтому… !trick
Жанр хоррора в видеоиграх является, наверное, одним из самых сложно реализуемых, и оттого он оброс густым слоем набивших оскомину приемов: типичных скримеров, slender-like механик, сюжетных клише, — все то, что называют cheap thrills (пощекотать нервы бесплатно и без смс) или penny dreadful (ужас по дешевке).
Отчасти, то что мы сейчас видим среди игр в жанре хоррора, повторяет судьбу хоррора в кинематографе и даже литературе. Есть некоторый условный «Эдгар Аллан По», «Лавкрафт» или «Хичкок» мира видеоигр, который сделал нечто прорывное: Fatal Frame, Silent Hill, American McGee Alice, Amnesia, Outlast и др. И вслед за ними идет тьма тьмущая Fnaf, копий Amnesia и Outlast, особенно среди инди, которые собрали все то, что по их мнению делает хоррор страшным: резкие звуки, догонялки с участием какого-либо «страшного» существа, хреновое освещение, фильтры
Popular games на itch.io. 8 из 10 игр в топе в жанре horror. 29/12/2019
Почему так происходит? Это интересный вопрос, на который я еще ищу окончательный ответ. Моя гипотеза: жанр балансирует на грани нескольких ощущений — любопытства и отвращения, здорового выброса адреналина и настоящей паники, от которой потом спать не будешь.
И получается, что мастерски сделанный хоррор имеет вероятность провалиться, он будет слишком страшным, чтобы в него играть/смотреть/читать. Поэтому градус занижается, а клише позволяют напугать, но не сильно. На пол-шишечки. Чтобы человек потом выдохнул и продожил жить спокойно, иногда улыбаясь от того, что вспомнил, как отложил кирпичики в кинотеатре. Настоящий ужас остается с тобой навсегда…
С. В. Барканов «Ужас. Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики», 1994 г.
Многие окружающие признавались мне, что не могут играть даже в slender-like игры, а это, как вы знаете, простой аттракцион аля Дом с привидениями или Лабиринт ужаса, куда тебя запускают, а потом норовят выгнать актером в маске и с муляжом бензопилы. Получается, что хоррор как жанр не может не подвергаться довольно большой цензуре, причем не только сторонней, но и внутренней, когда разработчик задумывается над эффектом в отношении игрока и смягчает игру, делает проще для усвоения. Неужели нельзя иначе? Я все же верю, что можно. Сложно, но можно.
Порог ужаса.
В разные времена людей пугали совершенно разные вещи. Твари, космос, искусственный интеллект, призраки, вампиры… И тут все зависит от ваших целей: сыграть на публику или самовыразиться через этот жанр и медиум.
Для того, чтобы сыграть на публику, необходимо знать чего боятся люди сейчас. Читайте литературу, форумы, изучайте общественное мнение, смотрите ютуберов, которые делают хоррор-контент, читайте крипипасты (n.b. — не всякая крипипаста хороша), обязательно посмотрите комиксы Deep dark fears. На мой взгляд, сейчас пугающие явления стали гораздо более приземленными, чем какой-то там зомби апокалипсис: люди боятся deep fake, слива информации, конспирологических теорий, тайных организаций, реалистично выглядящих роботов (эффект uncanny valley), людей (маньяков, абьюзивных родственников, психов, расстреливающих школы) в конце концов. Ведь в том же Walking Dead страшны отнюдь не ходячие, а обезумевшие люди вокруг, пытающиеся выжить любой ценой. Неслучайно также появление Черного Зеркала: несмотря на то, что некоторые серии нельзя определить как хоррор, все-таки сериал в большей части своей оперирует именно нашими современными страхами. Да, есть некоторый универсальный набор фобий, свойственных каждому человеку, вроде боязни темноты, воды, пауков, высоты, трипофобии.
В общем, знайте область, в которой работаете.
Я могу составить мега-пост с полезными ссылками, которые помогут в изучении страхов, но мне нужно понимать, востребовано ли это. Поэтому под постом опрос!
Вы просто хотите самовыразиться? Понимайте, что все игроки разные. Кого-то пугают резкие рожи с криком появляющиеся на экране, кто-то удаляет игру после первого скримера, кто-то играет исключительно в клоны fnaf. Кто-то не может играть Hellblade из-за голосов в голове, а кого-то не впечатляет даже экзистенциальный ужас Soma.
Поэтому совет: делайте то, что не дает спать в первую очередь вам. Это самое сложное, но и самое интересное, выжать из такого медиума, как видеоигра, максимум, чтобы наиболее близко к реальности передать ваши переживания и эмоции. А аудитория уже обрастет. Кто знает, может ваш игрок даже и не думал, что боится ЭТОГО до того, как сыграл в вашу игру?
В поисках истинного безумия
Итак, я верю, что в жанре хоррор, особенно в среде инди, есть еще зарытые сокровища, которые действительно умело играют на струнах наших нервов. Или интересные элементы и механики, которые можно развить в полноценное действительно пугающее действо.
Я планирую серию постов, где не только показываю сами игры в виде подборки, но и анализирую их сильные стороны.
Среди них не будет типичных fnaf, игр со скримерами и погонями.
Сразу оговорюсь, что я роюсь в огроменной куче, которая пахнет отнюдь не розами, поэтому между постами вероятны долгие перерывы. Я ставлю качество материала на первое место и не люблю высасывать из пальца. Кроме всего прочего это, кхм, «исследование» необходимо и мне самой. И вдвойне приятно будет им заниматься, зная, что кому-то оно тоже поможет.
Всем веселых праздников и вкусных новогодних столов!
- 29 декабря 2019, 17:53
- 015
*Мэддисон_крестится.gif*
У тебя гифка не загрузилась.
Всё отлично. Это текстовая гифка.
У меня не воспроизводится. Обновлять браузер не буду.
*AndreyMust19_элт♡монитор_XP♡.gif*
Конечно да! Еще музло подтяни какое нить там готишное или витчхаусное или просто рок/электро. И это еще старые квесты типа габриэл найт,Фантасмагория... по вкусу.
"мастерски сделанный хоррор имеет вероятность провалиться, он будет слишком страшным"
а есть пример такого. не отвратительного или неприемлимого по разным причинам, а именно страшного драматургически и провалившегося именно из-за этого
Весьма интересный вопрос и боюсь, что пока таких нет.
Гипотетически что-то подобное может появиться в формате VR. Но пройдет ли оно цензуру, хех.
В этой связи вспомнилась категория снафф-фильмов. Та же лайтовая многоножка, снятая в общем-то неплохо, имеет низкий рейтинг, а Люцифер Валентайн никогда из андеграунда не выходил и даже там вызывает отвращение.
ну вот прям не знаю страшные ли они, погружения то никакого нет. Смешные, отвратительные - то есть все те же cheap thrills, penny dreadful и vomit gore. Снаффы очень страдают из за нереалистичности и художественной непроработанности. Надо наверно еще "Мучениц" попробовать от авторов "13" и "необратимости"
А вот игрушки все-таки цепляли да. Дум3, Penumbra хорошо напрягали. А undying я вообще психанул и не прошел
upd. ммм, сербский фильм же!
тоже о Сербском фильме думала да.
Мученицы, кстати, мне не показались страшными, а больше драматичными.
Про снаффы: наверное нереалистичность начинает просматриваться уже только на второй взгляд. Если показать это неподготовленной публике - могут и поверить в происходящее и вырубить, перекрестившись)
В 1960 году один режиссер снял фильм Peeping Tom. Для того времени фильм был страшным, а точнее необычным, до него ничего подобного не снимали, за что критики вылили помои на режиссера и поставили крест на дальнейшей карьере. Он создал нечто новое, чего раньше не было, так же как и Ромеро со своими зомби, только Ромеро повезло больше))
ПС. Мы знаем, чего боится Хлора больше всего - стримы по майнкрафту )
интересно. ведь и в тот же год что и психо
Кстати, да. Фильм Хичкока сразу признали шедевром).
ох ох ох... ты решила покопаться не просто в говне, а самой вонючей куче говна.
Я экипировалась: перчатки, респиратор, лопаты, дезинфекционный спрей... Пожелай мне удачи в бою.
Поделюсь мыслями по поводу хорроров.
Читал как-то статью Irrational Games о том что они тщательно изучают тему хорроров и пришли к выводу что кратко их можно разделить на хоррор-симуляцию и хоррор-оболочку. И заключают что лучше делать хоррор-симуляцию поскольку такой хоррор лучше, тра-ля-ля. А потом берут и делают хоррор-оболочку (Amnesia)!
Короче, Penumbra 1, 2 - хорошие ужастики, а Amnesia - говно, мне в ней было страшно только первые 30 минут.
В Пенумбре часто внезапно сталкиваемся с реальной угрозой, от которой можем помереть, а в Амнезии одни лишь сквозники, задувающиеся свечи, вздохи и слепые NPC, со шкафом для пряток в паре метров.
В Пенумбре пугают игрока, а в Амнезии - персонажа, которым мы управляем.
В Пенумбре постоянно происходит опасность, а в Амнезии постоянно делают вид что вот-вот сейчас что-то произойдет, а по факту в 90% случаев ничего не происходит.
В Амнезии наиболее страшный случай был только в полузатопленном архиве (есть в демо-версии), где в воде ходила невидимая тварь и чтобы повернуть вентиль нам приходилось лезть в воду и постоянно ее тревожить.
Но читал обзоры - люди пишут что им страшно.
Так что, на мой взгляд, хоррор, срабатывающий на всех сделать сложно. В отличие от шутера, платформера и т. д. Кому-то будет страшно, а кому-то - нет. Это потому что люди по-разному боятся разного.
Есть одна вещь, которой большинство людей боятся больше всего - страх неизвестного. Я осенью посматривал записи стримов BlackSilverUFA с разными хоррароми. Да, много штампов и все одинаковые. Пугают часто скриммерами, плохим освещнием, звуками в темноте, и ебакой от которой нужно съёбывать. Это всё херня.
Продолжая мысль - ИМХО сильнее всего пугают обычные вещи, которые ведут себя необычно. В том же Bioshock до сих пор у меня в голове стоит момент их самого начала игры, когда первый встреченный тобой противник - женщина с коляской. Она оборачивается и бежит на игрока с ножом. А в коляске вместо младенца пистолет. И вот тут же пробирает холодок от мыслей о том что это за дама и что так свело её с ума.
Проводя небольшой анализ даже по сводке новостей - растреллы в школах, мать убила своего ребёнка, ребёнко своих родителей и т.д. - здесь как раз это и есть, что вместо обычного поведения(дружба, любовь, забота) получаем трагически-необычное. ИМХО, именно на таких вещах и должен играть хороший хоррор. Не дешёвыми пугалками, а ситуациями и сопереживаниями игрока. А вот уже задача игры - при помощи аудиовизуальных средств заставить игрока погрузиться в мир игры и сопереживать персонажам и ситуациям.
Вот это удвою. У того же Джунджи Ито в Узумаки это хорошо обыгрывается через нездоровое помешательство города на спиралях: никто толком не знает, что и почему происходит, в то время как обычные люди и объекты медленно меняются — начиная с не очень серьёзных обсессий и лёгких визуальных изменений и заканчивая тем апокалиптически-лавкравтовским адом, что творится под конец.
Насчет неизвестного можно сказать только одно, и это... [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
Классные гифки, и очень интересная для изучения тема. Не голосовал, т. к. мой голос попадает посередине - "очень пригодится" -> "вероятнее всего пригодится, и почитать будет любопытно".
Это Хлора на гифках или похожа?
Думаю да, чем нет!)
Я как раз думаю над игрой, Сказкой полуужасом, хотя там главное не страх, а просто страшная сказка,
монстры слегка криповые, но история не особо, как любит делать Тим Бёртон или как Каролина в стране кошмаров) Но думаю, будет интересно почитать и дальше подобное.
Вот самая крипотенюшка, что я играл. http://instead-games.ru/game.php?ID=311 Хорошо что без графона, с графоном я бы такое сразу и закрыл.
Самое страшное это реальность, пока на данный момент самыми страшными фильмами являются документальные.
Нет ничего страшнее чем документальных фильмы о войне.
Ни один скример, ни один вампир, ни один зомби, не сравниться с осознанием того что творилось с реальными людьми.
Игр максимально страшных пока ещё не изобрели
Ну так что, нашлось что показать, али все заглохло?
Я еще делаю пост. Все будет.
А когда будет готово? Я тоже собираюсь кой-чего написать, не хочу чтобы релизы пересекались.
Пока не могу сказать точно. Скорее всего на следующей неделе. Сначала у меня просто будет пост с материалами, а потом уже игры пойдут.
Ну так когда? Я жду! Мне что, в другие подборки играть чтоли?
Если хочешь написать пост, пиши, зачем ориентироваться на других? У меня завал полнейший. Как смогу опубликовать, так смогу. Не надо меня подгонять.
Да не подгоняю я, а интересуюсь.
Пост про пошаговую стратегию уже выложил. Жду чего интересного ты напишешь.
Если будет пересекаться, это даже хорошо, будет 2 разных мнения на одну тему/проект, что даже полезно будет с разных сторон посмотреть)