Сюрреалистическая дилогия: Off-Peak и The Norwood Suite
Предлагаю Вам взглянуть на две (не)игры за авторством Cosmo D — разработчика и музыканта. Скриншоты обещают полный сюрреализм и абсурд — посмотрим!
Off-Peak
Тяжелые двери со скрипом открылись. Перед глазами — циклопических масштабов холл железнодорожного вокзала. Внутри дебаркадера стоят поезда, собирающиеся в путь куда-то далеко, в облачное закатное небо по протянувшимся сквозь пустоту железнодорожным путям. На один из этих поездов нам и надо. Незадача — билета нет. Не всё так плохо — матерого вида господин у входа готов поделиться заветной бумажкой. Одна деталь — билет разорван, а клочки разметало по всему вокзалу. Придется собирать, других вариантов нет.
Такая завязка в Off-Peak — «странном» симуляторе ходьбы. Изучение мира и сбор обрывков билета — такие задачи стоят перед игроком.
Сам вокзал непростой — под потолком висит кит, рядом с лестницей великан сидит на фортепианном стуле, закинув ноги на клавиатуру, по стенам развешены дикого вида маски и черепа. В подземном переходе в метро странного вида господин угощает печеньем с сомнительной начинкой. Кто рискнет угоститься? А что за тёмные личности стоят у входа? Что за подозрительный человек танцует на железнодорожной платформе?
Постоянно ощущаешь, что вокруг «что-то не так» (ну, а как иначе!) — достигается это за счет несколько упрощенной графики и анимации, неестественного освещения, искаженных пропорций персонажей и их странного поведения — эффект сродни пресловутой «зловещей долины». Ощущаешь себя чужим на этом празднике — несмотря на то, что вокзал вроде как живет своей жизнью и довольно густо населен, постоянно чувствуешь себя совершенно посторонним человеком (?), которому подспудно не рады. Хочется лишь поскорее покинуть это место!
Признаться, для меня Off-Peak выглядит несколько хаотично — не создается впечатления, что представленные в игре цифровые пространства и события связаны каким-то смыслом. Скорее это некий поток эксцентричности и вычурности. Кто-то из рецензентов вполне уместно сравнил игру с коллажем и лентой Tumblr. В общем, больше похоже на выставку странностей.
Внимания заслуживает музыка (за авторством Archie Pelago) — сама по себе она довольно хороша, но ещё и интересно интегрирована в игру — к каждой локации привязана своя композиция, и двигаясь в ту или иную область постепенно начинает всё громче звучать новая мелодия, а старая всё тише — музыка частично будто бы одновременно живет в голове протагониста, но также она привязана к определенным местам в пространстве.
В общем, такая вот цифровая экспозиция. Однако, какой-никакой сюжет всё же имеется, и путешествия протагониста продолжаются в следующей игре.
The Norwood Suite
В этот раз судьба заносит протагониста в Отель Норвуд — гостиницу, открытую в бывшей усадьбе известного (в мире The Norwood Suite, конечно) композитора Питера Норвуда, бесследно исчезнувшего N лет назад. Но не просто так герой решил въехать сюда — у него есть какое-то секретное поручение. А ещё именно в день прибытия здесь, на закрытой вечеринки, играет свой сет известный диджей. Просто совпадение? Так кто же наш герой — тот, кто раскроет тайну исчезновения Питера Норвуда, или лишь исполнитель написанной кем-то музыкальной партии? Интересно!
На сей раз предстоит исследовать отель, общаться с его постояльцами, погружаться в зловещие тайны и дивиться авторской фантазии. Геймплей дополнен разными несложными задачами и паззлами — для продвижения по сюжету предстоит помогать постояльцам — в основном их несложные просьбы сводятся к поиску предметов.
В плане духа и атмосферы развиваются идеи предшественника — всё та же эклектичная вычурность, те же неественные потусторонние образы, всё тот же абсурд — схожие приемы. Разве что игра стала объемнее. Появляется больше характерных повторяющихся образов — например, голов со светящимися глазами. The Norwood Suite в целом выглядит более связной и целостной историей на фоне Off-Peak — проявляется это как в плане стилистики, так и в плане повествовательного наполенения.
Действительно: отель всё же в каком-то смысле подчиняется самому-самому минимальному здравому смыслу (он, как минимум, действительно похож на отель — тут есть комнаты, и кухня, и даже библиотека!), в нем больше возможностей для исследования — можно «слушать» разговоры постояльцев издалека, прислушиваться к звукам, доносящимся из закрытых номеров, находить разные предметы, книги и записки, исследовать содержимое шкафов и ящиков, искать тайные проходы. Но вопрос в следующем — действительно ли каждая новая находка проливает свет на доселе неизвестные грани местной жизни, или просто же добавляет капельку безумия в уже и так до краёв полную емкость?
В The Norwood Suite одну из главных ролей играет музыка. Она — тот стержень, тот каркас, на котором выстроен игровой мир. Во-первых, сам сюжет целиком и полностью завязан на тематике музыки и музыкантов. Во-вторых, автор довольно находчиво внедрил звуковое сопровождение в игру: музыка здесь диегетическая — она звучит из расставленных там и тут колонок и динамиков. Каждой локации соответствует свой трек. Но это ещё не всё: «речь» каждого персонажа вплетается в соответствующую композицию — иногда это полученные с помощью вокодера «говорящие» инструменты, иногда отдельные ноты или просто звуки, хорошо подходящие для текущей музыки — например охранник на входе в клуб во время диалога «выплевывает» звуки наподобие тех, что выдает легендарный TR-808. Звуки и музыка связывают воедино пространство, повествование и сопутствующий им эмоциональный и образный посыл — в этом её огромная ценность для игры. Треки в этот раз написаны самим Cosmo D.
При всей сумрачности сюжета, это всё же история музыканта, его творчества и творческого пути в целом, пусть и выполненная в таких чрезвычайно гиперболизированных формах. Антураж отеля и всё происходящее в нем — одна большая летопись музыкальных достижений его бывшего владельца. Есть и некоторые будто бы ироничные ноты в отношении эстетствующей музыкальной «элиты» — к примеру, тут есть ценительница винила, затрудняющаяся отличить редкую запись от творчества эпигона, а превозносимый всеми востребованный диджей по факту играет весьма типичный замес из кислотных басов под прямую бочку.
Хотел бы отметить, что игра, на мой взгляд, лишена чрезмерной претенциозности — она не пытается транслировать какие-то глубокие или заумные мысли, а просто изливает на игрока поток опыта, который он волен интерпретировать по собственному усмотрению. Отмечу, что сперва она меня совсем не зацепила, но постепенно я всё же втянулся на круги местной жизнедеятельности.
В итоге
В итоге, если хочется окунуться в мир абсурда без всяких слишком уж высоких материй, то эти две игры вполне подойдут! Начать знакомство всё же лучше с Off-Peak, хотя в принципе это вроде и не столь обязательно, но всё же она довольно короткая (на полчаса примерно), да к тому же ещё и бесплатная. The Norwood Suite же займет где-то 2−4 часа, хотя всегда можно потратить больше времени на исследование. Несмотря на достаточно хаотичную стилистику, в играх прослеживаются общие черты, у них есть своё лицо. Им удается быть одновременно и любопытными, и отталкивающими неестественностью происходящего. Очевидно, понравятся данные работы далеко не всем.
Итак:
Offpeak — игра бесплатная.
Скачать можно здесь:
https://cosmoddd.itch.io/off-peak
https://store.steampowered.com/app/467 360/OffPeak/
The Norwood Suite — вполне себе платная. Купить можно здесь:
https://store.steampowered.com/app/696 480/The_Norwood_Suite/
cosmoddd.itch.io/the-norwood-suite
Спасибо за внимание! Пишите свои мысли по поводу этих игр и вообще!
- 02 января 2019, 21:53
- 012
11 комментариев