FAR: Lone Sails

20180605223427_1.jpg

История про Человека, Машину и Пустоту.

20180605215649_1.jpg

Неопределенное время и место действия. Цивилизация угасла, кругом лишь пустоши и руины былых времен. Маленькая фигурка в красном развевающемся на ветру плаще – это и есть главный герой. Кто он и что он делает в этих опустевших землях – можно только строить догадки. Но у него есть некоторая цель, к которой нужно двигаться. А для движения у него есть Машина – окомотив, как именуют его разработчики – мощный колёсный реликт, несколько потрепанный временем, но живой и на ходу. «FAR: Lone Sails» – это путешествие по следам исчезнувшей цивилизации. Что ждет в конце? Главный герой – последний? Почему такая участь постигла эти земли? На эти и другие вопросы стоит попробовать найти ответы.

20180605220311_1.jpg

Отличительной особенностью механики является то, что наша судьба неразрывно связана с Машиной, и потому по ходу игры много времени уделяется управлению ею и устранению всяческих преград на пути. А управление транспортным средством непрямое – нельзя просто сесть в «водительское кресло» и жать кнопки газа и тормоза. Особенность в том, что герою нужно именно ходить по кабинам и отсекам, нажимать рычаги и кнопки, подбрасывать горючего в бак. И если стоя на крыше, вы вдруг заметили тяжелые ворота прямо по курсу – то нужно скорее спешить в кабину к рычагу тормоза.

20180606010251_1.jpg

Для управления есть ручка тяги, тормоз, рычаг для сброса пара, приемное устройство для топлива и ряд других средств. По мере продвижения наше транспортное средство обрастает новыми агрегатами, среди которых одним из наиболее впечатляющих является, конечно же, парус. Иногда случаются чрезвычайные ситуации вроде пожара, столкновений или поломки отдельных частей – тогда Машину надо оперативно тушить и ремонтировать. В целом же весь этот несложный микроменеджмент по управлению и уходу за окомотивом оставляет приятные впечатления и не успевает надоесть. И он очень способствует погружению в игру – рутина по обслуживанию транспортного средства – это тоже часть путешествия, иначе никак. Хотя иногда по заваленным всякими вещами кабинам пробираться становится сложновато, этого не отнять.

20180605234332_1.jpg

Непрямое управление дарит приятное чувство – Машина будто бы живет своей жизнью, у неё будто есть некоторая своя воля – это не просто инструмент главного героя, а его соратник и спутник в путешествии, везущий его к цели и укрывающий от невзгод. Могучая Машина защищает маленького человека от необъятной пустоты вокруг. Разобраться с управлением и работой окомотива несложно, однако когда впервые двигатель начал, пыхтя и чихая, набирать обороты, меня посетило, наверное, такое же чувство, как и Энакина Скайуокера, впервые запустившего свой гоночный болид.

20180605224314_1.jpg

Структура игры повторяющаяся и довольно однотипная, если говорить по-честному. Очередной участок пути заканчивается вынужденной остановкой – какие-нибудь ворота преграждают путь, и нужно выйти наружу, чтобы решить головоломку или просто исследовать место. Порой случаются непредвиденные по местным меркам события, требующие некоторой реакции, быстроты действий и сообразительности – но таких моментов весьма немного. Большинство головоломок решается несложными манипуляциями с разными механизмами в нужном порядке – ничего трудного. Изредка приходится делать остановки посреди дороги, дабы выйти и пополнить запасы топлива, или просто подобрать себе интересную вещь. Но «FAR: Lone Sails» будто бы старается не огорчать игрока – реально заботиться об экономии и поиске ресурсов не приходится. И никакого крафта, симулятора выживания с нападениями одичавших обитателей здесь тоже нет — совсем не об этом ведется речь. Сюжет излагается косвенно – о судьбе, постигшей землю и народ, живший на ней, можно только догадываться по следам и остаткам сооружений, жилищ и техники. Более того – повествование ведется без слов. Ничто не мешает вам созерцать пейзажи и размышлять о предыстории событий.

20180605233348_1.jpg

Здешний мир впечатляет. Но впечатляет, как можно видеть, не яркими цветами или необычным броским дизайном, а наоборот – безмолвным спокойствием пересохшего моря, внушительными останками ржавеющих кораблей, дремотой оставленных деревень, монументальностью огромных ветряков и застывших циклопических механизмов. В путешествии можно встретить немало удивительных и печально красивых мест. Эстетизация запустения и гибнущей техносферы очень удалась художникам. Не удивлюсь, если среди источников вдохновения найдутся пейзажи Аральского моря. Графический стиль соответствующий – цвета ненасыщенные, блики практически отсутствуют; крупными мазками нанесенные краски придают картинке некоторое простое, в природном смысле грубоватое печальное очарование.

20180606013216_1.jpg

Вообще цвет в «FAR: Lone Sails» играет чрезвычайно важную роль – его присутствие будто бы подчеркивает различие между живым и неживым: почти ахроматическое полотно пустошей контрастирует с маленьким ярким пятнышком главного героя и горячим сердцем Машины. Свидетельства ушедшей цивилизации тоже обладают цветом, но уже изрядно потускневшим – жизнь будто бы ещё недавно была здесь, но теперь покинула эти места. А новый восход, окрашивающий дали в тёплые тона, словно дарит надежду на то, что где-то там, далеко за горизонтом, ещё можно повстречать людей.

20180605215825_1.jpg

«FAR: Lone Sails» постоянно угощает различными занятными мелочами – начиная с того, как главный герой просыпается в своей каюте после загрузки, или медленно спускается на плаще как на парашюте с высоты, и заканчивая разными интересными находками в пути, вроде забытой радиомачты, на которой можно настроить приемопередатчик, или колокольчика, который можно найти в руинах дома и взять с собой.

20180605231756_1.jpg

Игра поэтична. Встретить рассвет, стоя на крыше неспешно едущей среди пустоты Машины, подгоняемой силой ветра – прекрасно. Или совершить остановку посреди ночи и выйти просто постоять под звёздами. Не это ли детали того самого экзистенциального подхода в том числе? Несмотря на то, что действие происходит в погибшем мире, никто не нагнетает излишней трагичности – атмосфера скорее меланхоличная, местами даже с чувством светлой грусти, но не забыт и дух исканий – можно почувствовать волю и надежду главного героя, ведущие его дальше в путь. Отдельные драматичные эпизоды противостояния со стихией есть, но в них нет лишнего надрыва. «FAR: Lone Sails» — не типичный постапокалиптический road movie — это история иного толка, с настроением схожим, например, с «Yokohama Kaidashi Kikou», только более холодным и тёмным — закат мира здесь изображен в приглушенных тонах, а повествование крайне неторопливое и медитативное. Поздняя осень цивилизации, которую уже накрывает снег и сковывает холод.

20180605225638_1.jpg

Всяческих похвал заслуживает саундтрек. Вдохновляющие «неоклассические» мотивы, атмосферные этнические наигрыши и фолктроника, деловитые саксофонные джазовые мелодии – палитра достаточно широкая, но сочетающаяся друг с другом, и притом довольно оригинальная. Общее настроение музыки выделяется на фоне многих других игр. Всё выполнено со вкусом и чувством. Звуковой дизайн тоже весьма примечательный: очень хороши звуки Машины, фырканье двигателя, лязг и скрежет разных механизмов, скрип и грохот разваливающихся конструкций, свист ветра и стук дождя по обшивке. Сам темп подачи звуков очень соответствует общему ритму – их немного, но каждый звук, каждый скрип, каждый удар, каждый стон нагружаемой балки моста работает метко и в нужный момент.

20180606014932_1.jpg

Не без сожаления отмечу, что ближе к концу игра начинает несколько провисать – всё больше делается упор на головоломки, которые совершенно просты и не представляют особого интереса, разве что время занимают, а все чеховские ружья возможных механик уже выстрелили. Да и сама однообразная структура немного надоедает. Широкие пустынные пейзажи к концу всё больше сменяются промзонами, заводами, шахтами и прочими изрядно растиражированными типами локаций. Но даже в этой части есть парочка удивительных моментов. Кому-то «FAR: Lone Sails» может показаться короткой – проходится она примерно за 4 часа, но можно и быстрее. Или медленнее, конечно. Однако при подобной структуре и темпе истории затягивать её дольше было бы во вред.

20180606013314_1.jpg

И ещё, как вы уже могли понять – игра простая, вызов здесь отсутствует. Она больше медитативного характера, а плюс это или минус – зависит от ваших предпочтений. Хочется также сказать, что геймплей на самом деле предельно линейный, срежессированный от и до – погодные условия меняются ровно в заданный момент, способ прохождения препятствий всегда строго один. Даже заднего хода у колёсной машины нет! Хотя есть способ заставить её двигаться назад, но требуется это реально пару раз. Так что если вы рассчитывали на некий тактический геймплей с оценкой рисков и отчаянными вылазками – опять же, здесь такого нет.

20180605223540_1.jpg

Несмотря на некоторое провисание ближе к концу, игра получилась славной, тонкой и душевной – без лишних слов, без натянутого драматизма. Здесь нет крафта, борьбы за выживание или других так часто тиражируемых в постапокалиптических историях механик. Геймплей пусть и не бросает вызова, но отличается оригинальностью и рядом интересных идей. Графика и музыка же совершенно прекрасны. «FAR: Lone Sails» я всячески рекомендую – ей присущи целостность, поэтичность, глубокая атмосферность – всё соразмерно друг другу, добавить или отнять чего-либо просто невозможно.

Steam

GOG

Humble Store

Спасибо за внимание!