Forgotton Anne: забытые вещи века
Будь вся эта история правдой, то вы бы сильно удивились, узнав, что закатившуюся неделю назад под диван монетку уже точно никогда не достать. А какой-нибудь старый утюг, убранный в дальний угол шкафа или кладовки, в один прекрасный момент тоже исчезнет! А что отвезенный много лет назад на дачу магнитофон? Что с ним теперь? Уже догадались, какая судьба постигла второй носок из пары? Но все эти предметы исчезают не просто так, а отправляют в волшебную страну, где продолжают жить своей жизнью! Вот так обстоят дела в «Forgotton Anne» — кинематографичном мультипликационном платформере о жизни вещей и людей.
Часть I: Описательная
Мир «Forgotton Anne» — это мир вещей: все предметы, чьи хозяева их забыли или потеряли к ним интерес, попадают сюда и обретают новую жизнь среди себе подобных: трудятся на благо общества, заводят друзей, находят себе другое призвание. Почти как настоящие люди! Кстати, о тех немногих настоящих людях здесь: Энн – главная героиня – занимается важным и нужным делом: она следит за порядком, предотвращает нарушения, наказывает провинившихся. Кто-то относится к ней с уважением, кто-то с трепетом, кто-то считает её угнетателем и цензором. А ведь казалось бы – почему всей это живой домашней утвари не сидится спокойно? Всё дело в том, что управляет Забытым Царством некто Господин Бонку – человек властный, строгий и требовательный. Его цель и мечта – построить портал обратно в реальность, чтобы и самому вернуться домой, а заодно и позволить всем потеряшкам попасть назад к своим законным владельцам. Но не всем такая повестка по вкусу: зачем возвращаться под гнёт людей, если и здесь хорошо? Можно жить своей жизнью, веселиться, самовыражаться как хочется – стать музыкантом, художником, да пусть даже барменом – всяко лучше, чем пылиться в углу комнаты. Да и то в лучшем случае! А хозяева-то и вовсе позабыли о своем имуществе – зачем к ним возвращаться? Потому самые недовольные – повстанцы – начинают борьбу с устоявшимся порядком. С расследования очередной повстанческой диверсии и начинается игра. Но кто знал, что в этот раз дело зайдет так далеко, и устои пошатнутся.
Бойкая Энн берется за дело. В её арсенале, помимо решимости, силы, ловкости и целеустремленности, имеется парочка магических штук. Одна из них – Арка: специальное устройство, с помощью которого можно контролировать потоки Анимы – так здесь именуется духовная субстанция, благодаря которой поддерживается жизнь вещей, и которая выступает источником энергии для всех работающих в мире устройств и машин. Арку можно использовать как для управления разными системами и механизмами, так и для карательных мер – высасывания Анимы из наиболее провинившихся. Второе устройство – это волшебные крылья, с помощью которых можно совершать длинные и высокие прыжки-перелеты.
Геймплейно «Forgotton Anne» — это платформер, однако с уклоном в повествовательную сторону. Больший интерес представляет сюжет и мир, который можно исследовать, открывая новые грани жизни и быта местных обитателей, прочесывать закоулки в поисках разных любопытных штук. Не обходится, конечно, и без паззлов – повальное их большинство строится на управлении разными системами с помощью Арки: переключение вентилей, активация лифтов, подъемников, открытие дверей, перекачка Анимы между разными емкостями, и всё в таком духе. Большинство загадок достаточно просты, потому ломать голову сильно не придется. Местами встречаются и более интегрированные с сюжетом и повествованием головоломки. Платформинг же прост – бегаем, прыгаем, летаем с помощью крыльев — ничего сложного, да и выполнен по качеству он довольно терпимо. Из интересного – некоторые локации по сюжету приходится преодолевать при поддержке напарника – выглядит забавно, хотя и тоже не ново. Никаких боев, кстати, здесь нет. Таким образом, баланс между геймплеем и рассказом истории выдержан неплохо – трудности не столь и трудны, чтобы ломать темп прохождения, но и не дают совсем заскучать.
Как я думаю, глядя на скриншоты, уже можно было понять, что не столько ради геймплея мы здесь собрались. «Forgotton Anne» — это очень кинематографичная история, местами даже будто бы превращающаяся в интерактивный мультфильм: практически бесшовное перетекание кат-сцен, диалогов и, собственно, геймплея друг в друга сплетает всё игровое и неигровое в единое полотно. И полотно выдающееся по своей красоте: замечательная рисованная анимация, атмосферный двух-с-половиной-мерный мир, в котором живут колоритные персонажи. Я не люблю тиражируемые в игрожуре ярлыки в духе «Это будто работа Миядзаки, только в виде игры», и всё такое, но да – безусловно заметно влияние стиля всем известной студии (причем, скорее, ближе к Горо Миядзаки – у него как-то попроще выглядели персонажи). Действительно, подобные визуальные аллюзии очень помогают игре преподносить саму себя. Черты западной анимации тут тоже видны – ожившие предметы и мебель у меня мгновенно вызвали в памяти диснеевский «Красавицу и Чудовище». Но, впрочем, было бы неверно обвинять ThroughLine Games в эксплуатации исключительно чужого стиля – им удалось нащупать в этой смеси и нечто своё. Да что говорить, в итоге вышло очень здорово: все анимации очень правдоподобны — можно долго умилиться, как Энн отряхивает своё платье или аккуратненько спускается по ступенькам, как копошатся и снуют по своим делам одушевлённые вещички, как с театральным пафосом выдаёт речи амбивалентный лидер повстанцев – это действительно уровень «ожившего» мультфильма. Анимации бега, прыжков, карабканья и всего такого прочего в духе «Принца Персии» так же хороши.
Мир же производит несколько двойственное впечатление. С одной стороны, изображено всё действительно атмосферно – в уютных комнатах, будто бы из начала прошлого века, так и хочется просто посидеть, исследовать содержимое ящичков и полок, просто глядеть изнутри на вечно дождливое небо — радует контраст тепло освещенной комнаты и сумерек снаружи – аж самому хочется заварить чаю и посидеть у окна. В вагонах поездов хочется ехать и ехать дальше, забыв о проблемах и времени; трущобы же вселяют тоску и чувство безысходности – как Город Слёз из Hollow Knight – тут тоже дождь льет не переставая.
Можно перечислять ещё и ещё: казалось бы, всё классно, но чего-то не хватает — чего-то запоминающегося, что отличало бы одну локацию от другой. Они вроде и разные, но почему-то так похожи друг на друга. И окружение всегда будто в дымке, в блюре, в расфокусе – как в прямом, так и в переносном смысле – здесь очень мало мест, которые бы действительно отпечатывались в памяти на фоне прочих. Хотя ближе к середине игра пару раз удивляет-таки сменой обстановки. Описанный недостаток, тем не менее, не ставит под вопрос душевность и атмосферность уровней – их хочется изучать и рассматривать, тем более одно из хобби Энн – коллекционирование интересных предметов, связанных с какими-то воспоминаниями.
Авторская выдумка – мир одушевленных забытых вещей – это довольно интересно, однако сюжет структурно типичный. Отдельные повороты достаточно легко читаются и прогнозируются заранее, оставляя игрока лишь ожидать подтверждения своих предположений. Всё уже было, и не раз: две стороны – диктатура и жесткий порядок во имя достижения цели, и свобода от всяческих пут во имя просто хорошей жизни – понятный конфликт. Героиня всю жизнь прожила в Забытом Царстве, но лишь теперь её глазам предстаёт правда – всё это тоже было. Но это работающие схемы, и реализованы они добротно.
Кстати о персонажах. Энн вызывает симпатию, но каких-то ярких черт у неё не наблюдается – как в плане её качеств, так и визуально. Однако её история и её душевные колебания понятны и вызывают сочувствие, а отдельные сцены получились трогательными, что даже как-то непроизвольно начинают увлажняться глаза. Условные «злодеи» обладают своими характерами, но они не кажутся сильно запоминающимися. Это не те герои, которые войдут в историю – раскрыты «злодеи», на мой взгляд, не в достаточной полноте. Многие забывашки же довольно забавные – выглядят и ведут себя так, как это полагается героям мультфильма: одни веселые, вторые – пессимисты, другие – ворчливые, неуклюжие, хитрые, простодушные – и так далее. Колорит присутствует!
В «Forgotton Anne» достаточно много диалогов, а также игра неоднократно дает шансы сделать свой выбор. По началу это очевидные дихотомии в духе «быть властной и строгой – быть мягкой и понимающей». Ответы и принятые решения действительно там и тут настигают Энн спустя какое-то время, и это приятно – очень хорошо подчеркивается целостность повествования. Однако, скажем так, в глобальном плане принятые решения мало на что влияют.
Ещё одна важная деталь – это музыка. Она славная, и звучит так, как полагается ей звучать в таких произведениях. Записан саундтрек Копенгагенским филармоническим оркестром, что весьма круто в эпоху «всемогущих» компьютерных оркестров. Правда мне сложно припомнить какие-то запоминающиеся музыкальные темы и мотивы из игры, но уверяю, что как сопровождение к геймплею саундтрек работает замечательно. Радует, конечно же, ещё и озвучание персонажей. Ещё хороши звуки разных механизмов, гул работающих машин, щелчки переключателей и рычагов – вроде мелочи, но очень приятные.
Часть II: Впечатления и размышления
Игра вращается вокруг достаточно очевидной идеи, что существует множество выборов и точек зрения, однако принять решение, которое было бы идеальным, чтобы были рады все – это подчас невозможно. Один из персонажей произносит фразу, суть которой примерно сводится в следующему: «Ты делишь мир на черное и белое — на самом же деле вокруг лишь черное». Это довольно пессимистично и упрощенно, но здесь есть доля правды – как ни поступай, всё равно придется чем-то жертвовать, чем-то расплачиваться, а кто-то всегда будет недоволен сложившейся ситуацией. Нет черного и белого, есть просто разные люди со своими целями и взглядами. Такая вот не новая, но актуальная проблема. Имя этому обзору я дал не просто в качестве «рифмы» к названию известного произведения Стругацких, но чтобы пожирнее подчеркнуть ещё один важный пласт сюжетной мысли, который, на мой взгляд, оказался недостаточно освещен в игровом повествовании, хотя является в каком-то смысле образующим для сюжета. Я говорю о теме времени, теме устаревания вещей. Что-то было важным вчера, а сегодня оказалось убрано в чулан. Годы идут, положение дел меняется. И что с этим делать? Принять всё ускоряющуюся изменчивость, или пытаться сопротивляться? Вещи это одно, но когда в переплет попадают люди – это уже драма. Впрочем, не стоит думать, что сюжет какой-то чересчур мрачный – это не так.
«Forgotton Anne» — это очень красивый и приятный игровой опыт. Для «шедевра» авторам не хватило какой-то дерзости и смелости. Но в плане графики игра точно может считаться выдающейся. Что ни говори — вышло добротное произведение. У меня оно вызвало такие же чувства, как будто мне ещё немного лет, за окном – долгий субботний вечер, и к счастью обнаруживается, что по телевизору начинается какой-то полнометражный мультфильм – не совсем уж детский, но и не настолько взрослый. Знакомые образы, архетипы персонажей и история, нанизанная на годами обкатанную западными и японскими студиями сюжетную структуру – ты даже примерно понимаешь, что тебя ждет, но от этого по-своему хорошо.
Возможно, что не у всех так будет, но лично у меня игра вызвала ассоциации и воспоминания о других произведениях – тут и упомянутый «Hollow Knight» с его атмосферой меланхолии и запустения, и «Machinarium» с его потихоньку ржавеющим городом роботов (тоже ведь ожившие вещи); вспомнился от чего-то даже «Bioshock Infinite» – структура сюжета местами близкая, да и отдельные герои даже будто бы похожи! А про ассоциации с мультфильмами и аниме и так всё ясно, я думаю.
Подытожу: «Forgotton Anne» — красивое и добротное произведение, пусть и не во всем идеальное. Его прохождение подарит Вам с десяток часов приятных впечатлений. Думаю, что когда-нибудь я даже вернусь сыграть ещё раз.
Спасибо за внимание!
- 19 мая 2018, 16:16
- 023
10 комментариев