Неведомое в темноте: психологические хорроры от Christoph Frey

letter1.jpg

Кристоф Фрей – австрийский разработчик, музыкант, видеохудожник. Его игровое творчество по большей части – психологические хорроры и симуляторы ходьбы. О них я и хочу рассказать. Пишу аккуратно, без спойлеров.

Вынужден покаяться, что, видимо, ввиду особенностей движка, скриншоты совсем не хотели делаться, потому пришлось брать авторские. Но заверяю, что в играх всё так и есть — никакого подлога.

Letter to a Friend

letter2.jpg

Это короткая история о встрече с неведомым, приключившаяся с протагонистом поздним вечером в ожидании поезда. Лучшая характеристика происходящего – фраза в предисловии к игре: там, где глаза незрячи в отсутствии света, начинает видеть разум. Ведь правда – чего только не почудится в темное время суток в дрожащем свете уличных фонарей? «Letter to a Friend» визуально выполнена в стилистике немого кино: черно-белая зашумленная и дрожащая картинка перемежается текстовыми вставками, в которых излагается ход истории. Скудное освещение и обилие графических артефактов как раз-таки и даёт волю разуму и фантазии при отсутствии внятной и четкой зрительной информации.

letter3.jpg

Что понравилось: густая атмосфера, отличное визуальное оформление, неплохой звук, благодатная тематика сама по себе. Не понравилось то, что история периодически прерывается текстовыми сообщениями, которые активируются в определенных местах, и потому не сразу и не всегда понятно «что надо делать». А ведь делать-то по правде ничего и не надо, протагонист просто ждет поезд: подобная искусственная заскриптованность кажется несколько лишней.

Игра на Gamejolt

Disconnected

disconnected1.jpg

«Disconnected» начинается с того, что главный герой списывается со своей подругой, и они договариваются «провести время» у неё в квартире. Всё общение происходит посредством текстовых сообщений. И вот — главный герой уже у входа в парадную, вот он звонит в «домофон», заходит внутрь. Но что-то идет не так… «Disconnected» на меня произвела довольно сильное впечатление – при небольшой продолжительности автору удалось очень грамотно использовать все доступные ему средства для нагнетания напряжения. Визуальные эффекты играют важнейшую роль: стилизация изображения под низкокачественное видео с мобильного телефона или другой слабой камеры даёт пугающий эффект, ведь «испорченная» компьютерная графика весьма похожа на настоящую «испорченную» картинку. Подобный стиль роднит визуал с mockumentary или видеозаписями, снятыми очевидцами «сверхъестественных» событий – выглядит игра на удивление достоверной в определенном смысле слова. Хоть действие происходит не в России и даже не в СНГ, антуражи в целом близки к нашим реалиям, отчего лишний раз поёжишься, вспомнив, что через пару стен и дверь – похожий подъезд.

disconnected2.jpg

Шумы матрицы и глитчи создают постоянное чувство дискомфорта: что это там вдалеке – нечто неведомое пошевелилось, или просто помехи? Каждое движение камеры порождает новые цифровые артефакты – постоянно кажется, что в поле зрения что-то есть. Очень неуютно. Композиция пространства грамотная – предметы расставлены в темных углах так, что их с первого взгляда легко спутать с какой-нибудь затаившейся жутью, а в коридоре конечно же не будет доставать лампочки. Помещений немного, но там и тут обнаруживаются некоторые детали и намёки, не предвещающие ничего хорошего. Самая жуткая штука – ожидание ответных сообщений от подруги главного героя. «Ну почему же так долго? Хочется скорее убраться из этого места, почему нет ответа?» — что-то такое крутилось в моей голове несколько раз. Плюс к тому, текстовые сообщения – это весьма ограниченная по содержанию вещь, информации в нем не так много. А неизвестность пугает.

disconnected3.jpg

После прохождения ответов не прибавилось. Несмотря на то, что развязка состоялась, меня не покидало ощущение, что в игре явно есть что-то ещё – некоторые мелкие детали явно неслучайны и несут некоторую дополнительную информацию, какие-то намёки. Игра дает богатую почву для строительства гипотез и объяснений, ведь вопросов много — начать хотя бы с того почему вообще главный герой всё снимает на камеру. Есть пост от самого автора с объяснениями, но даже он не настаивает на одной интерпретации: Ссылка на пост с катастрофическими спойлерами

Игра на Gamejolt

Игра на itch.io

Однако, как оказалось, у «Disconnected» есть некоторая связь с более старой игрой автора – «Exposure».

Exposure

exposure_1.jpg

Да, в «Exposure» есть как минимум одна вещь, которая совершенно четко объединяет эту игру и «Disconnected». Оставляю этот вопрос для исследования Вам самим. История же посвящена тому, что протагонист проводит ночь в новой квартире и снимает процесс на видеокамеру. Конечно же, в какой-то момент дела начинают идти странным образом. «Exposure» уже не так безобидна, как прошлые игры из этой подборки, и она куда ближе к типичному хоррору. Однако и здесь есть интересные моменты, а именно необычная структура истории. Ну и, опять же, стилизация изображения тоже хороша – всё то же чувство пугающей правдоподобности.

exposure_2.jpg

Связь между двумя играми интригует. Мне очень нравятся такие приемы – они сильно подогревают желание ознакомиться с творчеством автора – вдруг обнаружишь что-то интересное, или прольешь свет на тёмные области сюжетного полотна?

Игра на itch.io

Horror Vacui

vacui1.jpg

Самое абстрактное игровое полотно. От других отличается пониженным градусом ужаса, однако приятной историю не назовешь. По словам автора, «Horror Vacui» посвящена природе памяти. Игроку предстоит исследовать фрагменты воспоминаний некоторого человека, представленные в виде различных предметов в пустых и тёмных комнатах. На предметы можно посмотреть и услышать связанные с ними звуки. Звуковое оформление вообще играет здесь важную роль.

Здесь нет никаких противодействующих сил– просто исследование. Игра рассчитана на несколько сеансов – после завершения каждого из них (а каждый сеанс имеет конец, но это Вы увидите сами) меняются предметы в комнатах.

vacui2.jpg

Название не обманывает – в игре действительно много пустоты. В неё можно углубиться, а потом долго искать выход. Явная асимметричность: огромные пустые бессмысленные пространства – и маленькие, с трудом различимые в цифровой темноте предметы, несущие какие-то обрывки информации. Опять же тот самый широкий простор для интерпретаций – что именно значит каждый обрывок воспоминаний, как они связаны друг с другом, и почему всё вышло именно так.

vacui3.jpg

Помимо отмеченной абстрактности, которая придется по вкусу не всем, лично меня очень напрягла графика – особенно напряглись мои глаза. Из-за постоянной ряби смотреть на изображение очень сложно, некоторый перебор имеется однозначно. В остальном же – любопытный опыт.

Игра на Gamejolt

Игра на itch.io

Итог

Разных «инди» хорроров действительно много, однако рассмотренные работы выделяются на их фоне интересным визуальным рядом, продуманными концепциями, грамотной «фразировкой» и композицией историй, глубокой атмосферностью. Во всех рассмотренных произведениях есть схожие приемы – повествование ведется не напрямую от главного героя, но через «посредника» в виде камеры, кинопленки, или просто в некоторых воспоминаниях. Эти игры — действительно скорее психологические хорроры, а не просто симуляторы ходьбы с jumpscare-пугалами (которых тут фактически нет — в какой-то мере исключение составляет «Exposure», да и то с натяжкой). Меня наиболее заинтересовала «Disconnected» — заинтересовала своей структурой, своей полной продуманностью при, казалось бы, небольшом объеме контента. В ней есть то, что мне так нравится во многих авторских играх – широта поля для интерпретаций, наличие различных мелочей, которые указывают на вещи за пределами основного повествования – после завершения сеанса история не заканчивается, о ней хочется вспомнить, подумать, попытаться ещё раз понять – что, как и почему. И, конечно же, сильное впечатление производит пугающе реалистичная картинка и весьма нездоровый ход развития событий. Даже если вы не любите ужасы, то эту игру я могу посоветовать в любом случае – никаких грязных приемов в ней нет.

На этом всё. Спасибо, что прочли обзор. Делитесь мнениями, интерпретациями, теориями. А можно ещё и вспомнить какие-то другие интересные на Ваш взгляд инди-хорроры.