Рецензия на Бе-бе-сконеч-ное Ле...то?

Первое, на что я обратил внимание, — добротный и качественный рисунок. Почему я, прожженый геймплейщик, в первую очередь упомянул про графику?
После американских и европейских мультсериалов (особенно Диснея) при просмотре отечественных продуктов хочется прислонить ладонь к лицу. Реально, даже Диснеевские мультфильмы 90-х годов до сих пор выглядят лучше наших поделок. Одной только графики достаточно чтобы с точностью 95% вычислить современные отечественные мультфильмы.

Здесь же по одним только скриншотам вы не догадаетесь что картинки нарисованы «нашими» художниками пока не узнаете об авторах игры.
Тут я говорю лишь про качество рисовки, а не про саму рисовку. Потому что в любом аниме меня всегда бесит 3 вещи:
1) Большие глаза (где вы видели людей с такими глазами?)
2) Огромные сиськи (ага, у всех девушек они больше головы)
3) Длиннющие ноги (аналогично)

Есть люди вообще не переваривающие аниме. Я, например, не перевариваю игры на RPG Maker. Только потому что они все сплошь анимешные! Вижу большие анимешные рожи на тоненьких ножках — все, сюжет, геймплей мне уже не интересен, играть я в это не буду. Были бы нормальные человечки с видом сверху и пропорциями — присмотрелся бы к игре более внимательно.

Ноги, правда, попадают в кадр редко, в основном все персонажи только по пояс.
В этой игре художники не увлеклись «анимезацией» и, хотя персонажи не выглядят в точности как обычные люди, на них можно смотреть без отвращения.
Единственное исключение — некоторые сюжетные иллюстрации (где-то 5%) сильно уступают в качестве, как будто их рисовал другой человек. Это резко бросается в глаза. Например, у одного персонажа на таких иллюстрациях заметно меняется возраст.
Также бросается в глаза полное отсутствие анимации, как в книге с картинками. Картинка меняется строго по сценарию, вместе с текстом. Вот один персонаж ударил другого — почему бы не анимировать? Или греблю веслами когда плывем на лодке? Возможно это такое негласное правило в визуальных новеллах — только статичные картинки, как в книгах.

02_1.jpg

Это по поводу персонажей. Задние планы же бесспорно созданы на загляденье. Хоть любой ставь обоями на рабочий стол.


ГЕЙМПЛЕЙ

Итак, что нам предлагает эта «визуальная новелла»?
Это не столько игра, а скорее это интерактивный любовный роман, со множеством картинок и музыкальным сопровождением. Не рассчитывайте что вам дадут пострелять, прокачаться, придется искать предметы или решать головоломки. Вы будете много читать и кликать мышкой, чтобы перейти к след. фразе. Если не хотите читать — тогда просто скачайте саундтрек и погуглите картинки.

Весь интерактив сводится к редким возможностям выбора во время рассказа (пойти / не пойти, согласиться / отказаться, сказать правду / соврать) или места назначения на карте. Мы читаем текст, смотрим что изменилось на экране и слушаем музыку.
Карточная игра — единственное что заставит нас на время забыть что мы читаем рассказ, а не играем в компьютерную игру.


СЦЕНАРИЙ

Игра начинается с того что скучающий от одиночества, зависающий в интернете, парень Семен садится зимой в автобус и засыпает. А просыпается в том же автобусе, но остановившемся у летнего пионерского лагеря. Того самого что снится ему каждый день!
Вскоре узнается что его обитатели — вовсе не школьники, а неподетстки здоровая мододежь.
Позже догадываешься что пионерский лагерь — это лишь антураж, фантазия автора для создания расслабляющей и непринужденной атмосферы.

В начале меня оттолкнул излишний поток мыслей главного героя (Семен). Мне вспомнились 2-хстраничные монологи одного персонажа из «Преступления и Наказания», которые я с трудом осилил (ну что поделать, Достоевскому платили за количество буков, а не за качество). Но нет, слава богу в игре есть не только монологи.
В дальнейшем мы слышим (ой, читаем) мысли Семена в основном в качестве комментариев к фразе собеседника, а длинные монологи возвращаются только в конце игры.

01_1.jpg

Что меня удивило по персонажам — на 3-х парней в сюжете приходится целых 8 девушек. Намек сценариста ясен сразу — раз нас заставляют общаться с девушками, значит им и отдана основная сюжетная роль. Формат визуальной новеллы означает что диалоги, в основном, начинаются с фразы собеседника. Начать диалог самому, как в квесте, — нельзя, поэтому главный персонаж просто плывет по течению сценария и, в результате, создается ощущение что в основном девушки выступают инициатором отношений, а сам персонаж ничего не делает.
Разумеется чем заканчивается отношение с девушкой в современных книгах — и так понятно. Кого-то может смутить что развязка происходит всего через 5-6 дней после знакомства. Неужели такого вот легкого поведения девушки в игре? А может за 7 дней пребывания в лагере они боятся просто не встретить больше этого человека? На самом деле все проще — добиваться горизонтального расположения девушки 20-30 часов не выдержит не только игрок, но и сценарист. Все-таки это книга, а не симулятор свиданий в Симс (хотя и там все происходит очень быстро).

Основной двигатель этой игры — это сценарий. Вы просто читаете книгу где что-то происходит, смотрите реакцию персонажей, кто-то ругается, кто-то радуется, в общем — человеческие отношения.
Основной минус сценария — это нелогичности. И одновременно — плюс. Многие нелогичности сценария им же осмеиваются, а нелогичность и неожиданность поведения девушек заставляет смеяться.
Например:
1) Нас отправляют за мукой в библиотеку, а не в столовую (персонаж сам стебется — а почему бы в столовую не зайти за книгой?).
2) Или предлагают вдвоем отправиться на поиски в заброшенный дом. А остальные просто будут ждать нашего возвращения.
3) Постоянные смены настроения некоторых персонажей, в т. ч. самого Семена.
4) Все активно занимаются поисками пропавшего пионера... загорая на пляже.
5) Пропал юноша — все бросились его искать. Пропала девушка — всем пофигу.
6) Самые активные персонажи Алиса и Ульяна слабо мотивируют свои поступки. В основном — «просто захотелось».

«Что..., да... разве так можно? Что ты такое говоришь?»

Однако на некоторые огрехи сценарист не обращает внимания:
1) Семен нашел забытые девушкой ключи. Но возвращает он их почему-то далеко не при первой встрече.
2) Отправились за земляникой без корзинок (что отчетливо видно на рисунке), а потом корзинки берутся из ниоткуда.
3) Чувак напал на нас в заброшенном доме, а потом ему просто отшибло память.
Хороший отмаз, писатель! Теперь тебе не надо объяснять как этот чувак туда попал!

Иногда сценарист заштопает одну дыру, а потом нашьет заплатку поверх первой, чтобы за второй ее не было видно совсем.
Сцена на пляже, скорее всего, создана не потому что сценаристу так очень захотелось показать девчонок в купальниках, а потому что уже были созданы картинки персонажей в купальниках и их надо было как-то использовать. И уже потом сценаристу пришлось думать как их вписать в сюжет. Т. е. просто хотели продемонстрировать игрокам весь игровой контент.
Так что, возможно, некоторые странные повороты сценария вызваны залатыванием дыр в сценарии или даже его переписыванием.

04_1.jpg

Также отмечу невысокую плотность сценария событиями. Между приемами пищи (завтрак, обед, ужин) происходит не больше одного-двух событий. Неужели в лагере так быстро летит время? У меня между завтраком и ужином можно целый рассказ написать. По мне уж лучше поменьше художественных описаний и мыслей, но побольше действия.
В основном поэтому время прохождения игры зависит от вашей скорости чтения. Если тратить на один фрагмент текста 4 секунды (а не расслабившись вчитываться в каждую букву), то прохождение займет около 2 часов.
В итоге, благодаря небогатости на события, большую часть времени персонажи занимаются ерундой. Хотя так, наверное, и происходит жизнь в лагере.

Немного разочаровывает возможность выбора игрока. В игре достаточно моментов, подходящих для выбора действия, но игра дает игроку выбор только в половине из них. Вот Семена заперла в своем домике одна особа. Кто-то захочет выбраться, кто-то решит просто подождать когда откроют. Но нет, сценарий говорит — «лезь в окно» и точка! Таких моментов где игроку можно предоставить выбор с последствиями, но его нет — достаточно много. Все-таки думать и принимать решения, должен игрок, а не персонаж и сценарист за него. А если уж решение персонаж принимать не может — нужно внятно и убедительно это приподнести.

Иногда даже обдуманный выбор приводит к противоположному результату. Слава богу, на этот случай есть возможность отмотать книгу назад к любой фразе и попробовать другой вариант диалога.

Примечательно что сценарист в лице девушек часто провоцирует и дразнит читателя, ставя его в неловкие ситуации:
1) Приглашения на пляж / потанцевать
2) Неожиданные пикантные позы и ситуации
3) Провокации, например:
Семен бежит за 8-миклассницей, врезается и падает на нее.

03_1.jpg

«Она лежала подо мной, ее лицо рядом с моим»
Девочка: Насиловать будешь?
Семен: А ты хочешь?
Девочка: А то!

4) Просто недвусмысленные домогания
5) Ну и, наконец, разборки когда нас за всем этим «застукали»
Хотя иногда эти дразнилки и приставания выглядят слишком наигранно, будто девушки живут на необитаемом острове и видят парня третий раз в жизни.

Сценарист отвел много времени на отношения, мысли и разговоры, а на самих девушек по отдельности — очень мало. В итоге характер каждой девушки можно уместить в одно предложение. Это не ролевая игра, тут просто «загадка — ответ». И потом, в игре на 2-3 часа слишком много главных персонажей чтобы успеть раскрыть каждого из них.


МУЗЫКА

В процессе игры вместе с текстом меняется не только картинка, но и музыка.
Если запах у людей ассоциируется с конкретным человеком, то музыка — с обстановкой или ситуацией. Так вот, музыка написана специально под каждую ситуацию. Помимо чтения глазами вы «читаете» еще и ушами. Музыкант с помощью музыки, без слов, передает настроение, обстановку или даже рассказывает целую историю. По музыке гораздо быстрей, чем по тексту, становится понятно что сейчас произошло, какое настроение у героев и что произойдет дальше (как в ситкоме или сериале).

саундтрек часть 1

саундтрек часть 2

Поэтому если игра оставила приятные воспоминания, то ее композиции с удовольствием можно послушать отдельно от игры.


КОНЦОВКИ

Несмотря на высокую линейность сценария, игра может закончиться по-разному — в зависимости от того, к какой девушке вы решили «клеиться» и чем закончится кульминация отношений. Но весь интерес повторного прохождения заключен только в 6 и 7 дне. Поэтому чтобы посмотреть чем заканчиваются отношения с другой девушкой, вам потребуется промотать первые 5 дней, сделав правильные выборы.
И это несколько напрягает. Было бы интереснее, если бы ветвления были вплетены на протяжении всего сценария, коих до 6 дня почти не наблюдается.
Кнопка «пробел» даст вам быстро проматывать текст, останавливая перемотку лишь в момент выборов.

Вариант за Мику дает новый взгляд на историю под неожиданным ракурсом. Чего-чего, а такого я не ожидал.

Также сценарий содержит отсылки на ваши постоянные переигрывания с целью увидеть все концовки игры, а один из вариантов развития сценария целиком посвящен этому.


ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Текст вылизан от ошибок почти до идеального блеска. Я нашел только одну ошибку. Так что вам не придется каждые 2 минуты спотыкаться об опечатки и плохим словом поминать разработчиков за неуютный слог.

dDLFinz

Технически игра не идеальна. Я не работал с движком Ren'Py, но эта презентация с текстом и картинками иногда умудряется притормаживать и лагать на обычном компьютере. Хотя технически игра выше уровня AGS только разрешением экрана.
Багов и вылетов я не встретил. Единственная проблема, что я встретил — после выпуска обновления запарывались все сохранения и игра продолжалась не с того места, где мы остановились, а с начала текущего дня. Поэтому мне пришлось скачать обычную версию с торрента и играть в нее. Нет, серьезно — это сильно испортило мне впечатление об игре в самом начале.
Сейчас авторы перестали обновлять игру, поэтому можно спокойно играть в нее в Стиме. И, если что, попробовать труды мододелов.


ВОЗРАСТНОЙ РЕЙТИНГ

В начале игры стоит пометка 18+ и «отмазка», что все персонажи совершеннолетние. Все, за исключением Ульяны. Ей никак больше 14-15 лет дать не получается. Тут авторы невольно или намеренно лопухнулись.
На мой взгляд, такой рейтинг поставлен авторами специально — для пиара. В игре нет мата и какой-либо неприкрытой жестокости. На протяжении игры сцены наготы практически не встречаются и концентрированно присутствуют только в конце. Причем от них можно было отказаться, заменив другими, не менее радостными сценами.
Это как взять обычную газету, написать 18+ и только на предпоследней странице поместить одну картинку с порнографией. Которую можно вырезать и получится обычная газета.
Где-то даже читал что для публикации на мобилки авторам пришлось перерисовывать некоторые картинки чтобы втиснуться в ложе цензуры. Поэтому 100% инди может быть только самиздат!

Так что если вы хотите поглядеть на сиськи, то лучше гуглите эту информацию на профильных ютубах.


ИТОГИ

Бесконечное лето, как и любой лирический роман, держит читателя на эмоциях и переживаниях. В это художественное произведение вложена вся любовь и прилежность его авторов. Однако если относиться к «бесконечному лету» как к игре, а не произведению — появляется сотня недостатков.

+ Новый игровой опыт (во всяком случае, для меня)
+ Качественный рисунок
+ Трогательная романтичная история, вызывающая переживания
+ Органично вплетенная в сценарий музыка
+ Нормальная система сохранений и перемотки, облегчающая повторное прохождение
+ Сумасшедшее ответвление сценария в ветке с Мику
+ Приятные детали в виде изменения времени суток в заставке в зависимости от времени на компьютере и дополнительных цветовых фильтров

* Нелогичные поступки и поведение персонажей (иногда даже смешно, если сделать скидку на пол персонажей)
- Заметные отличия в качестве некоторых рисунков и полное отсутствие какой-либо анимации
- В сценарии дыры и куски, пришитые на «отъебись»
- Малое количество ветвлений и выборов в процессе игры при большом потенциале
- Довольно унылый главгерой с заниженной самооценкой постоянно занимается самокопанием (к концу начинает раздражать)
- Из-за того в игре нельзя начать разговор самому девушки кажутся чересчур инициативными в отношениях
- Редкие подтормаживания и лаги

7/10


Ссылка на руси... ах, да, делали наши.


P.S. Рецензия достаточно старая и долго лежала недописанной в столе на винчестере. Ее оставалось только дописать и оформить. После я уже сыграл в Левиафана, так что, возможно пара баллов накинута мной за новый опыт, потому что тогда я первый раз играл в подобную игру.
Не удивляйтесь как я их так быстро строчу — рецензия на Resonance тоже была уже частично написана.