Dujanah. Электронные миражи над пластилиновой пустыней
Вышла в свет новая игра от Jack King-Spooner (aka Jack Spinoza), известного по таким творениям, как «Beeswing», «Sluggish Morss», «Will You Ever Return» и другим любопытным штукам. Его работы примечательны самобытным графическим стилем и необычной атмосферой. При первом взгляде на скриншоты сразу складывается впечатление, что «Dujanah» обещает стильное и психоделическое графическое приключение – «clay-punk adventure game», как пишет сам автор. И, что характерно, так оно и получается.
Сюжет и геймплей
Действие разворачивается в вымышленной ближневосточной стране, но всё не просто так – помимо местных жителей, тут обитают и вооруженные милитаристы, и диковатые паукоподобные монстры, и роботы, и прочие фантастические персонажи. Сам сеттинг выходит довольно интересный и эклектичный: ближневосточная тематика в играх не так уж и распространена, а в подобной обертке магического реализма – и того реже. В доме главной героини, по имени которой названа игра, умирает хомяк. Муж и дочь отправляются в пустыню чтобы похоронить его – и пропадают. Главная героиня добывает ключи от старого шахтерского меха и отправляется на поиски сведений и улик, которые могут привести к её пропавшим близким. Вот такая завязка. Стоит сказать, что сюжет сам по себе довольно драматичный, хоть и простой. Но, будучи помещенным в сюрреалистичный мир, драматизм несколько разбавляется – тут есть и где погрустить, и где улыбнуться, и где удивиться или ужаснуться фантазии создателя.
Местный городок
Геймплей очень прост – мы имеем обычный симулятор ходьбы в 2D с видом сверху. Исследуем локации, слушаем истории обитателей – обыкновенный минимальный набор действий. Перемещаться по глобальной карте можно верхом на мотоцикле (с очень неудобным управлением, к слову); на упомянутом ранее мехе можно перемещаться лишь по одной локации, что довольно странно. Некоторое геймплейное разнообразие в игру вносит зал аркадных автоматов, в некоторые из которых придется хоть как сыграть, дабы получить сюжетные предметы: здесь есть и примитивная run & gun псевдо-метроидвания, и парочка shoot'em up-ов, и коротенькая эдвенчура, и гоночная «игра». Резюме – геймплей здесь выступает больше как «повод» для демонстрации арта и раскрытия микрокосма игры.
Одна из игр в зале аркадных автоматов
Графика и музыка
Графический стиль – сильная часть «Dujanah», для изображения мира используются разные техники: в основном это пластилиновая анимация, небольшие акварельные вставки, коллаж, местами немного пиксель-арта и цифровых рисунков, видеовставки, ну и, конечно же – глитч-арт. Игровой мир где-то уютный, где-то пугающий, где-то совершенно психоделический и абстрактный. Но главное, на мой взгляд – несмотря на эклектичность графики, видеоряд (почти) не переходит ту грань, за которой начинается полный хаос и хтонический винегрет: картинка, при всей своей мозаичности, очень целостная концептуально; здесь есть место и примитивности, и сложности, но при этом ни один элемент не выбивается из общей системы. Даже экран паузы оформлен так, что не чувствуешь себя выкинутым из действа по ту сторону экрана. Шумы и глитчи – они также использованы очень уместно: шумы будто бы сливаются с реальной материальной картинкой, подчеркивая фантастичность и иллюзорность цифрового видения.
Пластилиновый интерьер
Музыка также добротная – жанровая гамма очень широкая: от эмбиента и электроники – к приджазованным мотивам, от даба – к нойз-року. Но жанры – не главное, а главное то, что сопровождение хорошо соответствует миру игры и графике: гитарные аккорды, эхом разлетающиеся над пустыней, жалобные синтетические мелодии, подчеркивающие скорбь и внутреннюю дрожь главной героини, шум и гул на электростанции местного технофила-трансгуманиста – очень уместные сочетания.
Пример графической эклектики
Мои личные впечатления
При первом запуске «Dujanah» встречает вступительным роликом, полным разноцветных «помех», шума, да ещё и видеообращением от самого автора – игрок просто атакован с самого начала, игра рвется наружу шумом из динамиков и мерцанием света из монитора. Столь же яркие впечатления у меня были и после первого получаса – происходящие выглядит действительно самобытно, даже по меркам инди-игр, ценителям которых уже давно не привыкать ко всяким экстравагантным вещам. Мощная синергия графики, звука, общей атмосферы и образов – в этом основная прелесть и оригинальность «Dujanah».
Атмосфера
В игре есть много интересных мелочей, историй, неожиданных и даже временами неприятных моментов (вроде фильма в местном кинотеатре). Здесь удивительным образом сочетаются восточные мотивы, образы цифрового мира, абсурдность и фантасмагория, но, в то же время, своеобразная лирика и поэтика. При всей чудаковатости нарратива, в «Dujanah» затрагиваются разные темы: милитаризм, отношения военного и гражданского миров, механизация и автоматизация, вопросы жизни и смерти, сознания; ну и, конечно, есть личная драма главной героини. Правда можно посетовать на то, что в целом повествование производит впечатление лоскутного одеяла – построено оно так, чтобы показать игроку побольше всяких штук, хотя сюжетно в этом нет необходимости – у главной героини есть конкретная цель, а не просто желание исследовать мир. Хотя, может быть, это и надуманная придирка.
Глитчей много не бывает
Конечно стоит понимать, что понравится это произведение и его стиль далеко не всем, это очевидно. Подобные «абстрактные» работы зачастую вызывают негатив, так что если вам это не совсем не близко, то стоит пройти мимо.
Кстати, контента здесь часов на 5 в сумме, плюс-минус.
Обиталище монстров
Подведу итог: «Dujanah» — любопытное странное произведение, со своим неповторимым и развитым стилем, уникальной атмосферой. Конечно, это творение на любителя, да и не лишено некоторых недостатков. Но, тем не менее — уверен, что опыт от такой игры полезен для расширения кругозора. Хотя даже и просто любование причудливым фантасмагорическим миром доставляет своеобразное удовольствие. А можно и попытаться найти глубинные смыслы. Но если для вас важен исключительно продвинутый геймплей – едва ли эта игра вас заинтересует.
- 15 октября 2017, 13:45
- 012
7 комментариев