Про музыку и видеоигры

Музыка в играх как нечто обязательное — распространенное мнение, даже в популярной культуре упоминания видеоигр зачастую сводятся к звукам чиптюна — однако видеоигры постоянно разиваются.

Хочу составить небольшой список игр, которые отлично справляются без музыки, отлично используют музыку и которые умудряются поместиться где-то посередине. Присоединяйтесь!

В кинематографии звуковое сопровождение принято делить на диегетические звуки и не диегетические.
Диегетические звуки это звуки, которые издаются в самой сцене — речь персонажей, звук шагов, звуки и действий и т.п. Музыка тоже может быть диегетической — например, сцена может происходить в музыкальном клубе, на концерте, или музыка будет себе тихо играть из радио.
Не диегетические звуки это те звуки, источников которых в нет в сцене и в истории — голос рассказчика, звуковое сопровождение. Музыка, которая играет в мелодрамах во время душещипательных сцен и которая создает и поддерживает нужное настроение — такая музыка является не диегетической.
Видеоигры конечно похожи на кинематограф, потому что это, по сути, такое же соединение живописи и музыки, но у них есть своя отличительная особенность, которая, по-моему, делает эти сравнения неправильными — интерактивность игр обособляет все эти элементы и к ним нужно подходить иначе, чем подходят к кинематографу. Однако, идея диегетического и не диегетического звука по моему мнению отлично передаются в видеоигровые реалии.

Источник изображения

Игр, которые по минимуму используют музыкальное сопровождение очень мало, по-крайней мере таких я знаю не очень много. Естественно, речь о музыке в игровом процессе — в главном меню или в заставке и титрах музыка вполне себе может играть — но вот во время самого игрового процесса все звуковое сопровождение должно быть максимально естественным — то есть диегетическим.

Игры без музыки

Серия игр Shadow Tower это данжн кроулеры от первого лица в реальном времени. Основная особенность игры в том что экипировка быстро ломается — и нужно вовремя чинить (на что тратится здоровье) старую экипировку или находить новую. Первая часть игры проходит в абсолютной тишине — ничего, кроме звуков монстров и звуков, которые издает персонаж игрока. Во второй части появились небольшие эмбиентные отрывки, играющие при переходе в следующую локацию, но они короткие и музыкой это не назвать.

Игры, использующие музыку и тишину поровну

Сначала я думал указать всего две категории — с музыкой и без, и серию Dark Souls указать в категории игр, справляющихся без музыки, однако это далеко не так.
В основном геймплее в Dark Souls играх действительно нет музыкального сопровождения — только эмбиент определенной локации и звуки монстров и персонажа. Однако, есть ситуации, когда музыка играет — во время сражений с боссами и в определенных локациях. Подобная тишина перед бурей придает музыке большее значение — когда попадаешь в Firelink Shrine начинает играть до боли знакомая музыка и ты понимаешь что в безопасности. Первый визит в Ash Lake также запоминается благодаря музыке. И во владениях Квилаг, где находится ее сестра, тоже звучит музыка, как и в комнаты Гвиневры, и игрок понимает, что это не обычные места. Что и говорить про сражения с боссами, сердце начинает биться быстрее только от одной эпической музыки в некоторых из боссфайтов.

Другим примером игры, которая использует тишину и музыку поровну и делает это хорошо — игра Echo Night. Адвенчура от первого лица со свободным передвижением, вышедшая на Playstation. Во время прохождения локаций, решения головоломок и т.п. не играет никакой музыки — только шумы окружающей среды (шумы моря, звуки открывающихся дверей, шаги персонажа и т.п.). Однако, во время игровых сюжетных сцен начинает играть музыка, задающая настроение всей сцене.

Еще один интересный пример — Resident Evil 4. В отличии от предыдущих игр серии, где заунывная полуклассическая инструментальная музыка играет чуть ли не в каждой комнате, в RE4 во время путешествия по локация часто нет никакой музыки. Музыка включается лишь в сюжетных катсценах или боссфайтах. Также, во время сражений с обычными врагами начинает играть мрачный эмбиент, который привносит больше напряжения в игру.

Игры, использующие музыкальное сопровождение самым лучшим образом

В третьей категории я хочу показать игры, которые не просто имеют хорошую музыку — а которые пользуются этой хорошей музыкой самым лучшим образом. Классификация естественно чисто субъективная, и я уверен что в эту категорию можно занести огромнейшее количество видеоигр. Но я опишу немного и расскажу, почему выбрал именно их.
Серия Silent Hill — великолепный представитель игр жанра Horror, и с самой первой игры серии в ней присутствует великолепное звуковое сопровождение. Это и жуткий эмбиент, который пугает сильнее монстров, и меланхоличное фортепиано или гитарные переборы — музыка игры невероятным образом влияет на атмосферу происходящего и запомнилась фанатам игры надолго.
Начиная с третьей части в музыке появился вокал — на моей памяти это первый раз, когда в серьезной видеоигре в музыке использовался вокал и слова, созданные именно для самой игры (кринджевые игры по сонику не вспоминать!)

Drakengard это довольно необычная игра, имеющая в узких кругах культовый статус, и даже ярые любители признают, что геймплей у этой игры — не самая лучшая черта. По сути это обрезанная Dynasty Warriors, смешанная с казуальным авиасимулятором Ace Combat — нужно бегать по большим локациям и убивать всех-всех. А потом летать по большим локациям и тоже всех убивать. Сотни, тысячи врагов. И так получилось, что репетативный, двухкнопочный геймплей отражает игровую историю — а звуковое сопровождение только усиливает это лихорадочное безумное ощущение. Только послушайте на эту музыку — ее предстоит слушать очень много, особенно если игрок возьмется открыть все концовки.

Drakengard породила другую игровую серию — NieR, и подход к музыкальному оформлению сильно поменялся. Теперь это очень красивая и эмоциональная музыка. Нир по праву причисляют к играм типа utsuge - это японский термин, обозначающий игр, которая вызывает у игрока депрессию своим сюжетом. Обычно это визуальные новеллы, но Nier — это экшн рпг, однако депрессию и грусть игра умеет вызывать не хуже.
Музыка подчеркивает самые важные моменты игры и запоминается надолго.

Так уж получилось, что до этого момента я не описал ни одной инди игры, потому исправляюсь.
Undertale наделала много шума и полюбилась большому количеству человек. Картинка в игре хоть и не самая замечательная, и стиль написания диалогов персонажей, как и сами персонажи, многих просто бесят. Однако, в игре есть безупречно со всех сторон выполненный очень важный элемент — музыка. Музыка настолько идеально передает замысел автора, что многие треки по праву можно считать спойлерными (впрочем, такое можно сказать и про музыку из NieR). Лейтмотив запоминается сразу и прослеживается чуть ли не в каждой композиции, и во многом благодаря великолепной музыке игре удалось задеть струны души большого количества игроков.


Лично я считаю что все три подхода имееют полное право на существование, однако я склонен считать что срединный 50/50 подход, в котором музыка используется в меру, является для меня самым интересным и любимым.

Какие интересные приемы в видеоигровой музыке знаете вы? Существуют целые жанры ритм-игр, которые немыслимы без музыки, однак я совсем в них не играю, потому не написал про них, хотя они — большущий пласт в истории видеоигр. Да и многие инди разработчики экспериментируют с музыкой.

Blank