The Girl and the Robot

Аниме было ошибкой. Это просто хлам.

Х. Миядзаки.

Люблю я фильмы Ghibli (хотелось напустить пафоса и спросить «Ну а кто нет?», однако такие люди существуют, встречал лично). Ввиду своей любви, не мог пройти мимо этой игры – потому что всё, всё в трейлере кричало об увлечении авторов миядзаковскими сказками. По крайней мере, одной, известной у нас как «Небесный замок Лапута». Так засучим рукава и займёмся приключениями девочки и её робота, «уникальной экшн-адвенчурой от третьего лица, действие которой разворачивается в сказочном мире».

girl-and-robot.jpg

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка. Томилась она в темнице над бездонной пропастью (кто и за что её туда заточил, авторы решили не рассказывать). И просидела бы она в своей тюрьме еще неизвестно сколько, если б не загадочный старик: сжалившись над бедняжкой, он молча потянул за нужный рычаг. Буквально.

20170128221506_1.jpg

Не за красивые глазки, а за то, что вылечила его раненую птицу.

Дальше будет много текста и еще больше картинок, так что если вы читаете обзор, чтобы получить какое-то представление об игре, можете сразу промотать вниз и посмотреть официальный трейлер. В нём всё доходчиво показано.

В игре нет диалогов или прямой речи, вообще; встреченные мной во время исследования замка живые существа количеством три штуки (одно из которых, к слову, было птичкой) изъясняются интернациональными жестами, смысл которых трудно не понять («Иди туда!» и «А вот я сейчас посох свой волшебный как воткну тебе в позвоночник!»). Забегая вперёд, скажу, что пустынность замка, населённого лишь враждебными роботами, авторы также никак не объяснили. Может, дело в том, что игра эта – лишь 1-я часть (о чём сказано в финальных титрах и в самом конце официального описания) и всю историю целиком нам поведают позже, когда (и если) будут выпущены продолжения. А может, так и задумывалось. Всё же, отсутствие сюжета обескураживает . Ведь как с творчеством того же Миядзаки, не за одни лишь пейзажики да прорисованные облака мы его любим, верно?

20170128222202_1.jpg

Домик справа – наша бывшая тюрьма.

И вот здесь нужно признать самое очевидное. Вдохновляться чужим творчеством, это одно дело. А суметь реализовать так, чтобы не было стыдно – несколько иное. Красивых, приятных глазу мест, таких чтобы просились на холст или вызвали желание сделать памятный скриншот, в игре оказалось до смешного мало. Наоборот, топорные дизайнерские решения обрушиваются на игрока с первых же сцен. Гладенькая, зализанная, словно вчера только выложенная кирпичная кладка в разных вариациях будет встречаться нам повсеместно. Где-то присутствуют выбоины, а на каменных плитах аккуратно нарисованы (но именно что нарисованы) художественные трещины. В очень редких случаях встретится вьющийся по стене плющ. Плоские, невыразительные текстуры будут преследовать нас всю игру, они навеют тоску и лёгкую ностальгию по безвозвратно ушедшим нулевым.

20170128222036_1.jpg

Нам туда.

Картину усугубляют с одной стороны необоснованно обширные пустынные локации, с другой отвратительнейшая трассировка света. Источники освещения вроде бы есть, но куда они светят – тайна, и еще большая тайна – откуда берутся тени, нелепые тени, торчащие повсюду.

20170128223558_1.jpg

Тень, ты откуда?

Порой по ним легко вычисляется спрятавшийся за углом враг. А иногда и сам противник частично торчит из стены, и в таком случае его можно даже убить, прямо сквозь кирпич. Еще немного занимательной физики: за несколько часов игры я дважды провалился сквозь пол и ушёл солдатиком на дно ущелья (моментально, в море).

20170128223506_1.jpg

Именно здесь девочка прошла сквозь пол. Зловещие тени тут повсюду.

Но вернёмся к истории, точнее, к её дефициту. Побродив немного по пустынным залам, мы обнаруживаем еще одного узника – запертого в клетке робота. Дружелюбного. Вдвоём-то оно, конечно, веселее! Особенно полезно то, что робот вооружён и опасен, а любая встреча беззащитной девочки с врагом заканчивается летально. В тандеме, помогая друг другу и решая несложные задачки, герои и будут продвигаться дальше по полуразрушенному замку. Разделение обязанностей здесь нехитрое, робот – силовик, девочка – юркая и может протиснуться туда, куда нет доступа железному парню; а еще она умеет прыгать.

20170128222530_1.jpg

Где-то половина загадок в игре строится на логичном применении этих уникальных навыков: чтобы продвинуться вперёд, нужно чтобы кто-то из героев забрался туда, куда не может попасть второй, и потянул там рычаг; после чего второй продвинется вперёд по лабиринту и откроет где-то там дверь, чтобы наш отряд из двоих снова смог воссоединиться. А еще, конечно же, нам будут встречаться враги – роботы из армии Чёрной Королевы. Бездумные машины для убийства, с этими ребятами лучше держать ухо востро, но про боевую часть позже.

20170129184018_1.jpg

Видите магические мостики? И робот их видит. А девочка – нет. Но она может по ним перемещаться.

Оригинально ли решение с таким разделением ролей? Мне в силу возраста на память сразу пришли старые-добрые «The Lost Vikings»: три варяга, каждый с уникальными способностями, и лишь командная работа могла вернуть их домой. Вторая аналогия гораздо свежее – «Brothers: A Tale of Two Sons», также использовавшая разные характеристики братьев. Еще почему-то многие сравнивают «The Girl and the Robot» с «Ico» Фумито Уэды, но с этим я в корне не согласен: всю игру главный герой Ико тащит за собой Девицу-В-Беде Йорду, которая самостоятельно способна разве забраться на невысокий уступочек и перепрыгнуть трещину в полу. И хотя нашему роботу также приходится выполнять львиную долю работы (тут вам и толкни-подвигай каменный блок, и зачисти лабиринт от роботов, и просто не дай героине погибнуть), девочка здесь не балласт какой-то и сама принимает активное участие в решении многих головоломок. То есть наша маленькая принцесса (по неподтверждённым данным) не сидит сложа ручки на плече у робота, надо в колокол позвонить – сделает, нужно из пушки пальнуть – значит, пальнёт.

20170129143932_1.jpg

Забил снаряд я в пушку туго...

И всё же лучший способ убить робота – это другой робот. Наш стальной герой вооружён мечом для ближнего боя и луком, который не только позволяет «снять» врага с расстояния, но и активно используется для активации переключателей и кнопок. Боевая система в игре, к несчастью, весьма незамысловата ввиду непроходимой глупости врагов, которые всегда действуют по одной и той же схеме, предсказуемо и шаблонно: завидев нас, деловито бросаются в атаку и наносят серии ударов, которые легко запомнить уже после двух-трёх стычек. По одному убиваются на ура, толпой также обычно не представляют серьёзной угрозы: закрывшись щитом, можно сколько угодно сдерживать атаки, главное не подпускать никого со спины. А учитывая, что никто из врагов не патрулирует замок, все они расставлены на ключевых постах и пока не заметят робота или девочку, стоят без движения, нарваться на неприятности можно лишь неосторожно завернув за угол и столкнувшись с врагом нос к носу.

20170129190053_1.jpg

Кто-кто в теремочке живёт?

Ближе к финалу в армии королевы появляется еще один тип противника, роботы-камикадзе, эти ребята любят обнимашки и стоит замешкаться, могут неплохо потрепать нашего железного героя. Что, впрочем, зачастую не проблема, нужно лишь подвести его к принцессе, и та быстренько подлатает робота (никаких ремнаборов с молотком и зубилом, всё обставлено чинно и благородно: робот преклоняет колено, девочка его благословляет на ратные подвиги). В общем, бои – это не тот элемент «The Girl and the Robot», что заставит игрока попотеть.

20170129162053_1.jpg

Рогатых надо отстреливать, пока они еще маленькие.

Задачи, что приходится решать по ходу продвижения, тоже не назвать сложными: они либо на логику, либо имеют подсказку. А если рычаг, который мы дёрнули из любопытства, открывает или закрывает дверь, нам обязательно покажут, какую именно – так что, в купе с общей топографической простотой, бродить по замку и его катакомбам не долго. Правда, один момент в игре заставил меня изрядно побегать туда-сюда, в нём мне пришлось провести девочку и робота поочерёдно аж через 4 лабиринта, причем большую часть этого путешествия герои были разделены.

20170129191921_1.jpg

Ненавижу это место.

Кажется, пора закругляться, пока я не растёкся мыслью. Странные, двойственные впечатления у меня от этой игры. С одной стороны, это совершенно точно не шедевр. С устаревшей графикой, с невнятным музыкально-шумовым оформлением, с дизайном уровней, который порой радует, а порой нет. Я листаю дневник разработки и мне становится чуточку грустно от того, что авторы, определённо, не справились с задуманным. Блестящие концепты японской художницы Monaka воплотились в низкополигональные модельки, которые совсем не радуют глаз. Пустынные лабиринты, комнаты-близнецы, общая угловатость и сглаженность текстур. Одно из немногих мест в замке, которое действительно выполнено с любовью и тщательностью – это жилой район вокруг центральной площади. Но куда все пропали? Что случилось? Кто, в конце концов, кормил героиню, пока она томилась в темнице? Игра не даёт ответов, концовка остаётся открытой.

20170129143447_1.jpg

У Чёрной Королевы есть свой Чёрный Робот.

Рефреном проходит тема отношений короля и королевы, и из этих развешенных по замку картин мы выстраиваем историю, предшествовавшую какому-то катаклизму: женитьбу короля, рождение дочки, болезнь и смерть королевы. Можно даже предположить, что Чёрная Королева с бионическими руками-протезами – классическая злая мачеха, занявшая место умершей матери.

20170129143425_1.jpg

Босс.

И это она сжила и короля, и всех его подданных. Причем мгновенно и тотально, люди не успели запереть жильё, торговцы не прибрали товары с прилавков, на столах в домах лежат раскрытые книги и расставлена посуда. Не умерли же они все, в самом-то деле (я был на местном кладбище, весь замок там не похоронить, места не хватит).

20170129034924_1.jpg

Знакомый дедушка и его птичка на стенде «Их разыскивают...»

А с другой стороны, плохой эту игру назвать было бы неправильно. Нелишённая недостатков, она всё же играбельна и по-своему интересна. Добрая, с размеренным геймплеем, с несложными загадками и в меру глюкавая, «The Girl and the Robot» вполне способна увлечь на несколько часов игрока, не склонного к хардкору и рубилову. Так что если вас не пугает отсутствие диалогов и NPC, несложная боевая система и решаемые задачки, атмосфера запустения и безлюдности, можно дать игре шанс.

P.S. Автор в курсе, что Миядзаки ничего подобного не говорил, а субтитры к кадрам из документалки «Yume to Kyoki no Okoku» фальшивые. Спасибо, что дотерпели до конца обзора.