Replica: взламывай, читай, доноси.
Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства!
Бенито Муссолини
Полутёмное помещение с грубыми каменными стенами. Вы сидите голый на холодном полу, в руке сотовый. 11 пропущенных и 8 непрочтённых, пытаетесь снять блокировку, но не знаете код. Остаётся экстренный звонок в службу спасения. Диспетчер 911 спрашивает, что у вас случилось.
– Я взаперти. Пожалуйста, помогите!
– Кто вас запер? Где вы?
– Я не знаю. Министерство национальной безопасности не даёт мне…
– Оу… – диспетчер звучит озадаченной. – Перевожу звонок в штаб Министерства.
Голос меняется на мужской.
– Я дал тебе шанс, Том. Какая досада! Ты ведь не станешь делать что-то неразумное, а? Например, не выполнить свой долг перед государством – неразумно. Как же ты сможешь доказать, что твоя семья невиновна?
Вот такая завязка, не простая, не сложная. Вы – заложник всемогущего Министерства национальной безопасности. В руках у вас телефон 17-летнего школьника, который отказался сообщить к нему код, бывал в местах проведения террористических актов и в целом ведёт себя подозрительно. Всё это со слов анонимного собеседника, с которым у вас заключается мрачная сделка: вы взламываете телефон школьника и ищите доказательства его вины – с вас и вашей семьи снимают обвинения в терроризме. Всё ради общего блага, Большой Брат, Анонимус и так далее.
По жанровой принадлежности Replica, конечно, ближе всего к Interactive fiction. Однако действие игры ограничивается экраном телефона, и особенность такой платформы продиктовала свою, не вполне обычную но любопытную форму подачи: минимум графики (и та не отличается изяществом и лоском), никаких больших описательных текстов, короткие SMS, переписка в соцсетях, немного медиа в виде фотографий и телефонные разговоры (также оформленные в виде переписки, никто и не думал их озвучивать). Так что у вас в руке обычный современный телефон, бюджетный «среднячок» с выходом в Интернет, с предустановленными приложениями и возможностью скачать из маркета кое-что еще (правда, правительство ограничило ряд приложений на территории страны, с этим придётся либо смириться, либо искать обходные пути).
Дьявол часто скрыт в деталях, и вот на внимательном их поиске и предлагают сосредоточиться авторы. Скачав рекомендованное Министерством приложение по сбору информации, замаскированное под To do list, мы начинаем копаться в чужой личной жизни и отсылать подозрительные факты «кому положено», а уж там решат, значат они что-то или нет. По ходу поиска компромата и рытья в чужом белье, просмотра личных фоточек, приватных переписок и истории браузера, можно попытаться ответить самому себе на вопрос – где тот предел, за который Правительство не смеет ступать даже в целях национальной безопасности? И есть ли он вообще?
Первая загадка, встающая перед игроком – подобрать код к телефону. Решается элементарно, потому что пока мы с ней возимся, приходит серия эсэмэсок от какой-то Эмили и верная комбинация буквально лежит на поверхности. Далее приходят сообщения от мистера Фримонта, школьного учителя, который сетует, что после теракта в школе мало учеников. Просматривая переписку старшеклассника с родителями, с девушкой, с друзьями, мы постепенно складываем общую картину происходящего и понимаем, что «наверное, что-то случилось».
А что делать с этим «случилось» дальше – решать игроку. На первый взгляд даже складывается впечатление, что всё, выбора нет, мы копаем материал на паренька (ишь, сходка у них молодёжная, в майках с Comandante все должны прийти, революционеры доморощенные!) и сдаём бедолагу Министерству… Либо ищем альтернативное решение, несмотря на то, что его изначально попросту не видно. При всей внешней прямолинейности (мнимой или нет, сказать не берусь) у игры около десятка разных концовок. Причём структурная взаимосвязь их такова, что открыть некоторые можно, лишь получив другие, т.е. игроку скармливаются данные, которые он вне игры если и может найти, то лишь в подсказках и руководствах. Самые простейшие и бесхитростные, очевидные развязки открываются почти что с полпинка и по времени занимают хорошо если 15-20 минут. Разработчик всё сделал для того, чтобы, пойдя по лёгкому пути, игрок получил «официальную» концовку, а дальше ленивые успокоятся, а въедливые начнут рыть землю. Так что внешне минималистичная и линейная Replica даёт пусть не нюхнуть перцу, но почувствовать песок на зубах.
Честно признаюсь, самостоятельно меня хватило на 5 концовок, еще парочку я открыл по гайду и, оглядываясь, понимаю что логика-то в таком порядке действий есть, но чтобы додуматься до таких танцев с бубном, нужно быть уж совсем дотошным квестофилом.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное оформление. Всё наше незаконное расследование сопровождается фортепианными композициями авторства Zero-project. Мелодии весьма однообразны и навязчивы, надоедают уже через 10 минут игры и – о, чудо! – тут ты обнаруживаешь, что музыка проигрывается всего лишь одним из приложений в телефоне, и её можно сделать громче-тише, или вовсе выключить. Честь и хвала, разработчики молодцы и умницы! Еще один позитивный момент, благоприятно сказывающийся на реиграбельности – возможность пропуска диалогов и переписок. О, бальзам на душу, отрада очей моих и благодетель для нервной системы! О, пусть горят в аду те разработчики, что делают свои игры с непропускаемыми диалогами и кат-сценами, и вознесутся же в райские кущи все остальные (в том числе и авторы Replica). Выбивая очередную концовку, не испытываешь уже никакого желания перечитывать текст, который уже прочёл трижды, и здесь на помощь приходит заветная кнопочка «ПРОПУСТИТЬ». Авторы – умницы. На таких надо равняться. Я серьёзно.
Как и почему презренный террорист Гай Фокс, чьё чучело в Британии ежегодно сжигают 5 ноября в Bonfire Night, стал символом борьбы за свободу – тема для отдельного исторического разговора. Безусловно, люблю и уважаю творчество Алана Мура, но решение, им сделанное, в свете реальной истории подрывника-неудачника, радикала и религиозного фанатика, даже сейчас выглядит странно. Впрочем, я на это смотрю как на характерную лакмусовую бумажку: чел в маски анонимуса, борющийся за какие-то там свободы и права, определённо в лучшем случае читал лишь комикс, в худшем и фильма-то сестёр Вачовски не видывал, а уж учебник по истории тем более не раскрывал. Простите, отвлёкся.
Действие Replica, между прочим, происходит как раз в канун Ночи Гая Фокса, 4-го ноября (а если протянуть чуть подольше, то и 5-го включительно). Это к тому, что авторы не смогли избежать эксплуатации попсовенького персонажа в игре про тоталитарный режим, но кто я такой, чтобы их за это критиковать.
Так всё же, играть или не играть? Односложного ответа у меня нет. Скучно точно не было. Добавьте к перечисленным плюсам и парочке минусов то, что у игры есть приличная русская версия, достижения и коллекционные карточки (знаю, для кого-то это очень важно).
Справились ли авторы с задачей передать страшное оруэлловское будущее? Скорее да, чем нет. Картина совсем не фантастична, и легко себе представить, что где-то прямо сейчас именно нечто подобное и творится, люди, лишённые прав, сидят голышом в каменных мешках и ищут компромат на других, чтобы защитить себя. Почему нет-то? В то же время авторы, играя с такими серьёзными темами как тоталитаризм, фашизм, глобальная слежка и попрание права на частную жизнь, нашли в себе мужество чтобы разбавить это дело юмором: по крайней мере полторы из десяти концовок отличаются крайне юморным характером, в духе знаменитой dog ending из Silent Hill 2. Такой жест достоин уважения уже сам по себе.
- 27 января 2017, 13:15
- 019
9 комментариев