Галопом по Рогаликам

Ещё я не понимаю жанра roguelike. Ещё я никогда не буду писать про то, чего не знаю и не понимаю. ©Gyt

Rogue-like игры, или, на отечественном сленге «рогалики» являются неотъемлемой частью как ретро-, так и индигеймеровской культуры. На сайте, тем не менее, они практически не освещены, да и не те это игры, для которых требуются длинные детальные обзоры, это те игры, которым требуется большое количество времени и внимания. Поэтому мы вкратце, галопом по Европам, пробежимся по известным «рогаликам», прикоснувшись к самой верхушке этой субкультуры.

Что же такое эти rogue-like и почему они так называются? Всё просто — первая ролевая игра такого жанра (ну, как показывает история, всё же не первая, первой была Beneath Apple Manor 1978 года, но…) называлась Rogue.

Rogue

Выглядела она проще некуда (неудивительно, впрочем, для 1980 года), да и место действия ограничивалось подземельями, а действие — убийством монстров и поиском амулета. Но при этом геймплей был крайне интересен, свобода действий — относительно велика, уровни — произвольно генерируемые, присутствовали все атрибуты ролевой игры (уровни, характеристики) — в общем, игра затягивала. Да и ассоциировать себя с символом собачки (либо ASCII-мордашки) было куда проще, чем с набором цветастых пикселей, отдалённо похожих на человека. Поэтому неудивительно, что клоны и подражатели не заставили себя ждать и при этом они регулярно выходят и по сей день.


Конечно, можно было бы продолжить исторический экскурс, рассказать о развитии жанра, его эволюции, но сейчас задача у нас несколько иная-давайте посмотрим, какие интересные игры есть в этом жанре и во что бы этакое можно поиграть.

Начнём с настоящего мастодонта, хотя игра и является относительно молодой (разработка идёт с 2002 года). Это Dwarf Fortress (полное название: Slaves to Armok II: Dwarf Fortress).

Dwarf Fortress

Несмотря на типичную для «рогаликов» простоту оформления, эта игра столь сложна и комплексна, что для неё выпускаются даже видеоуроки, для неё есть наборы оформлений, моды и даже трёхмерная версия. Геймплей сочетает в себе элементы разных жанров — тут Вам и классический «рогалик», и стратегия непрямого контроля, мир — не просто уровни, целый мир-для каждого приключенца абсолютно уникален(генерация занимает несколько минут даже на быстрых компьютерах). В общем, если вы хорошо разберётесь в игре и будете способны уделить ей долгое время, она вознаградит вас.

Скачать можно тут (5,5 Мб)

Что-то попроще? Ладно, давайте что-то простое. Какую мы помним известную игру, похожую по геймлею на «рогалик»? Генерирующиеся подземелья, монстры… конечно же Diablo. Следующая наша игра является… клоном Diablo с текстовой графикой.

Встречайте, DiabloRL.

DiabloRL

Игра повторяет оригинал, причём, как мы видим, даже в плане оформления интерфейса. При этом она проста и приятна, управление состоит из совсем малого количества кнопок, да и длительность невелика.

Качаем тут (400Кб)

И снова к классике. Какая игра обладает одним из самых развитых сообществ? Конечно, NetHack.

NetHack

Сюжет игры схож с Rogue, геймплей во многом тоже, но при этом обладает особой глубиной и разнообразием.
Первая версия вышла в 1987 году, при этом игра продолжает помаленьку, но развиваться до сих пор. Сообщество игры развито очень сильно. Для неё также существуют различные двухмерные и трёхмерные интерфейсы, модификации, документации и т.д. Неплохо развито и русское сообщество. Приятно то, что игра портирована на множество платформ (как обладатель Нокии, очень радовался версии для Symbian).

Скачать игру можно, например, тут (2,1 Мб)

Ещё одной классической игрой является ADOM (Ancient Domains of Mystery), игра 1994 года.

ADOM

Игра продумана и разнообразна, содержит 10 рас и 12 классов, которые доступны для игры, также есть некоторое количество фишечек, отсутствующих в других играх, а также игра менее ориентирована на тупой «массакр», нежели аналоги, важную роль в ней играют квесты.

Скачать игру можно тут (~800Кб)

«Рогалики» крайне популярны в инди-коммьюнити. Например, ежегодно проходит конкурс 7DRL, целью которого является создание подобных игр за период, ограниченный 7-ю днями. Иногда из этого выходят крайне достойные вещи, как-то вышеупомянутая DiabloRL. Игры бывают крайне оригинальные, например на последнем конкурсе значительно выделялась игра Fatherhood.

Fatherhood

В этой игре Вам не придётся бороться с монстрами, Вам придётся бороться с потопами и пожарами при помощи камней и булыжников, при этом попутно приглядывая за сыновьями. Игра небольшая и интересная.

Скачать игру можно тут (1,2Мб)


Ну ладно, допустим. А что с русскими rogue-like? Тут, увы, всё не так весело. Русских «рогаликов» в чистом виде почти что и нет, которые есть — имеют графическое «тайлсетовское (tileset)» оформление, например «Из глубины веков», или «Барионикс» (см. рисунок ниже), а те, что существуют в «классическом» стиле, заброшены (например, «Земли зла»).

Барионикс

Но будем надеяться, что и на отечественной почве взрастёт прочное деревце, на котором будут расти рогалики.

Последней игрой в этом обзоре мне хочется поставить Dweller. Она приятно выделяется среди других игр. Чем, спросите Вы? Тем, что это единственная нормальная rogue-like игра для мобильных телефонов, любых, как старых (поддерживающих MIDP 1), так и современных.

Dweller

Игра очень-очень приятная. В ней есть всё, что присуще типичному «рогалику», при этом нет ничего лишнего. Управляется она с телефона очень удобно, интерфейс приятен, геймлей затягивает на часы… В общем, я искренне советую Вам эту игру, тем более, что мобильные телефоны, есть, наверное, у каждого. А ещё игра бесплатна и в версии с текстовой графикой весит менее 100 Кб). Вау!

Здесь можно скачать игру прямо с телефона, через wap, а здесь — с компьютера. На выбор есть версии для старых телефонов, новых телефонов, а также Nokia, плюс каждая версия присутствует как с графическим оформлением, так и с текстовым (играть стоит именно с последним, иначе пропадает вся романтика).

И, напоследок, пара ссылок:

Англоязычные ресурсы: первый, второй, третий.

Статья в «Луркоморье».

Русскоязычные ресурсы, увы, все подохли.