You know, for kids
Мнение автора может не совпадать...
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Д.Хармс, из сборника "Стихи для детей"
Игры - для детей! (почти манифест)
Игровая журналистика так давно боролась с этим тезисом, что даже снискала некоторый успех - за последних десять-пятнадцать лет все свыклись с мыслью, что игры могут поднимать действительно важные вопросы, давать уникальный опыт, недоступный кино или, например, театру, или просто развлекать. Не то чтобы игры не делали этого раньше, но замечать стали именно сейчас. И вот за этим "овзрослением", нестандартными механиками™ или глубоким™ нарративом™ многие как-то позабыли, что игры-то для детей. Ну, во всяком случае, дети заслуживают своих игр не меньше, чем все остальные.
Стереотип "игры - для детей" появился в эпоху аркадных автоматов. Причинами тому очевидно было графическое оформление игр - яркое, примитивное, "мультяшное". Дети сразу потянулись к большим визжащим автоматам, но это стремление детей к новому развлечению можно объяснить скорее особенностями детского мировосприятия, готового ко встрече с чем-то новым. По факту же аркадные игры были не "для кого", а "для чего" - для хорошего заработка. Оттуда и наказание за любую игровую оплошность, виртуальные "continue", покупающиеся за настоящие деньги, а также некоторая настороженность взрослых. В конце концов, играя на деньги, они предпочли бы хотя бы иногда, хотя бы изредка получать какой-то выигрыш - или в крайнем случае потратиться на что-то "более настоящее", вроде "Русских горок".
Поколение тех детей давно уже выросло, и именно оно, повзрослев, принялось совершенствовать игры в соответствии со своими запросами. И вот игры начинают обретать свой сегодняшний вид - т.е. взрослеть. Не в последнюю очередь взросление связано и с инди-сценой. Теперь приходится говорить, что игры не только "для чего", но и "для кого", но в этом "для кого" по-прежнему нет места детям. Наверное, здесь стоит сделать небольшое уточнение - под детьми я понимаю возрастную категорию до 10 лет, т.е. идущую перед отрочеством, поскольку для более позднего возраста поиск хороших игр не настолько сложен.
С моей сестрой я переиграл во множество игр для детей. Большинство из них были сделаны немалыми студиями за немалые бюджеты. "Рыбки Фредди", "Dora the Explorer", всевозможные Винксы и прочая дребедень - не были приятны ни в геймплейном, ни в эстетическом плане. Более-менее радовал "Агент Лис", но большинство отсылок к бондиане, которые вызывали приятное чувство узнавания - явно привет помогающим в прохождении братьям и родителям, но не их подопечным, сбитым с толку унылым пиксельхантингом. Российская Pipe Studio, которая в своё время сделала отличный квест "Полная труба", теперь штампует поделки под брендом "Маша и медведь", безликие и халтурные. Исключением стала "Три маленькие белые мышки" от Lazy Games, но это скорее исключение, подтверждающее правило - хороших игр для детей практически нет.
Не зря я взял эпиграф из Хармса. Детский стишок, между прочим. Ритмичный и остроумный, который даст иному ребёнку повод рассмеяться от души. Писал он, конечно, не от хорошей жизни. Но от души. А ещё для детей писал Александр Введенский, Владимир Маяковский, Игорь "Ананасы в шампанском" Северянин. Занимаясь этим, они не оставляли и вкладывали свои идеи, бывшие тогда в авангарде искусства, в простые стихотворения для детей. Из знаменитостей игровой индустрии такому примеру последовал разве что Уоррен Спектор, но насколько он проявил свой талант разработчика, сказать трудно - не то чтобы его диснеевские опыты хорошо жаловали. С российскими разработчиками та же история - Николая Дыбовского как-то спрашивали, возьмется ли он за детскую игру, на что тот ответил, что детская игра - это очень сложно, нужна большая ответственность, чтобы за неё взяться, и что пока он не готов.
В чём главная особенность инди? Освободившись от контроля издателя, инди-разработчики смогли расшатать привычные представления об игре как искусстве. Но почему инди не берутся за детские игры? Почему на игровых джемах мы не видим подобных проектов? Почему многие так интересуются игровой механикой и движками и совсем забывают о детях? Игры для детей - это не пониженная сложность или сюсюканье по каждому поводу, отнюдь. Это стратегия привития зачатков этики и эстетики, и в этом деле, прямо как на войне, действует следующее правило - если у тебя нет стратегии, значит, всё идёт по стратегии врага. Извините за патетику, но если не заниматься воспитанием детей с помощью своих игр, это будут делать чужие. Когда я говорю о "своих" и "чужих", то имею в виду в первую очередь мировоззренческие позиции, которые нам близки либо чужды. А если мировоззренческой позиции нет? Согласитесь, быть жертвой "злой мачехи" не хочется никому. И уж ещё страшнее быть совсем одному.
- 03 октября 2014, 01:46
- 015
Подписываюсь под каждым словом. Прямо воздуха глоток. Спасибо!
По мультикам похожая ситуация. Хорошие детские мультики они взрослым кажутся, что они для взрослых. А это просто потому, что в хорошем мультике достаточно слоёв, чтобы ребёнок переосмысливал его вырастая и становясь взрослым.
И как раз упрощенный срез реальности заточенный под узкий диапазон возраста ребёнка оказывается просто соской, которую потом забываешь. А выглядит как идеальная детская штука.
Игры для детей инди-разработчики делают неохотно потому, что это коммерчески не выгодно.
Сами дети до десяти лет (как указано в статье) игру я думаю не купят.
Будет ли какое-то дело до этого их родителям?
Если даже и да - игру они скорее всего возьмут на полке магазина.
А на полках магазинов появляются лишь игры от издательств.
Да, воспользуюсь случаем и порекламирую отечественного разработчика Антенну и её котёнка в парке (ссыль на список игр).
Надеюсь, она снова решит создать что-то такое же светлое, весёлое и со смыслом.
Где это?
Я лично сколько ни читал всяких интервью, слышал только мысль:
Игр со смыслом, и этим самым овзрослевшим нарративом можно пересчитать по пальцам одной руки.
Игр для детей нет? Откуда такой бред? Все казуалки исключительно для детей сделаны. Примитивный сторилайн без всякой там философии но с основной моралью - как добро побеждает зло. Да вообще 90% игр про то как добро побеждает зло. Показывая то, каким зло быть не должно, т.е. по факту взращивая в людях определённые моральные ценности. Далее - красивая мультяшная графика зачастую рассчитана именно для детей. Потому что они не способны воспринимать более сложные и неоднозначные образы.
Поэтому ответом на этот вопрос будет что-то типа: инди не делают проектов для детей потому что проектами для детей рынок переполнен.
Насчёт нового. Это психологическая ловушка традиций взрослых. На самом деле невые вещи могут придумывать далеко не все. Во-вторых, придумывать новое коммерчески невыгодно. В-третьих, на что накатана технология - делать проще.
Это из серии "раньше трава была зеленее". Если автору не нравятся текущие морально-этические устои общества - то это проблемы общества, или автора. Смотря с чьей колокольни глядеть. Не нравится так бери и сделай. Покажи пример и попытайся убедить общество в том, что именно твои морально-этические взгляды достойны лечь в общественную систему. Проблема в том, что пока что эти взгляды нам диктует правительство. Ну и само общество.
Я слышал такую формулировку)
Ох уж этот Ко́рум Джаеле́н Ирсе́и! Ну ладно, попробую ответить.
Ну, например, мой предыдущий пост о проблеме авторской игры это опровергает минимум 5-6 раз, от каждого второго опрошенного разработчика минимум.
У "Страны игр", например, последних года 3, вплоть до закрытия, на обложке находилось мотто издания "игры как искусство". В той или иной мере эта тема проявлялась и в других изданиях. Для чего это нужно? Мне кажется именно для того, чтобы легитимизировать игры в глазах общественности, которая не играет и как раз подпитывает стереотип, что игры созданы для детей. Не стоит забывать, что игры - это форма, для которой возраст не важен.
Игр "со смыслом" предостаточно, другое дело, что действительно качественных маловато, но это нормальная практика - в том же Голливуде на 1 качественное "авторское кино" приходится 20, а то и 30 посредственностей.
Казуалки - это опять-таки из серии не "для кого", а "для чего". Плюс на то они и казуалки, чтобы угождать всем. А разделение на добро и зло, где побеждает добро - это несерьёзно. И нелогично. Тем более что тут как раз работает система "свой"-"чужой", и побеждает не "добрый", а "свой", которому априори из представления о добре приписывается качества хорошего, доброго, но сам по себе рыцарь, пусть даже и окружённый сонмом ангелов, не несёт в себе никакого этического значения. Да и непонятно значение слова "добрый". Вот Робин Гуд грабит бандитов и раздаёт бедным. Он - добрый? А семья Грегора Замзы из кафкианского "Превращения" добрая - она ничего не делает? Если игра попробует хотя бы обратиться к такому вопросу, то это уже будет маленькая победа. Но казуалки этот вопрос игнорируют.
Нигде я такого не говорил. Никакого "раньше" тут нет. В этом и заключается проблема - и раньше было так же. Вторая претензия так же шаблонна и необоснованна, как предыдущая. Я ведь совсем не об этом говорю. Просто у нас есть такой инструмент, как игры, а мы просто игнорируем его. Это как оставаться оголтелым адептом ПК при пылящейся дома на полке PS3. Не хочешь пользоваться, так отдай или хотя бы продай тому, кому это нужнее.
Я задумывался о том, чтобы сделать хорошую игру для детей, но пока я не чувствую в себе сил для реализации чего-то похожего. Как только это изменится, я постараюсь, чтобы на gamin.me об этом узнали в числе первых.
Это плохой аргумент. Сказать можно всё что угодно. Типа что Квэйк - высокоинтеллектуальная игра для утончённых эстетов. На обложке так же можно всё что угодно написать. Вот ты в это всё играл? Можешь сказать что это действительно "ИГРЫ КАК ИСКУССТВО"? Сколько я ни интеросвался мнением современных инди-разработчиков (Ремар, Локомалито, Эдмунд, Фил) - все считают что игры для того чтобы играть. Да так считает бОльшая часть людей.
Для чего нужны все эти ярлыки "инди" и "игры как искусство"? Очевидно же - для запуска трендов, придания иллюзии новизны и значимости тому продукту который практически не меняется со временем.
Да, есть такой инструмент. Его не игнорируют. Разработчики делают. Но общество(как масса) принимает только то что ему уже знакомо. Дети да, стремятся к новому. Но решают за них родители.
Да и ещё к слову о робингудах. Ты представь себе сознание 10-ти летнего ребёнка? Да чего уж там 10-ти летнего. Ты читал в школе всяких там Достоевских, Гоголя и прочих? Ты их потом пробовал перечитывать? Ты понимаешь, что для осмысления каких-то вещей сознание человека должно достигнуть какого-то уровня. Ты интегралы брать без знания сложения и умножения не научишься. Так что такие вот штуки в духе "Придание бессмысленности понятию добра и зла" - это сродни заталкиванию в голову ребёнка без подготовки - теоремы о неполноте из курса матлогики..
Все вопросы и претензии требуют чуть ли не отдельного поста, но я постараюсь кратко ответить на самые интересные из них.
Всё упирается в понимание термина "искусство", и тут уж нет никакого дела до того, что думают авторы. О своём понимании этого термина, и почему он претендует на актуальность, может быть, напишу потом. Впрочем, в замечании есть здравое зерно.
На скользкие, скользкие тропки выводят такие вопросы. Этика общеупотребима, в то время как матлогика имеет узкую направленность, и в этом смысле приучение к не бинарной форме отношений гораздо проще и требует бытовой конкретной базы, которая к десяти годам у ребёнка вполне может быть. Одна из историй "Трёх маленьких белых мышек" рассказывает о воришке, который испортил день рождения Морской Крысе. В конце оказывается, что воришкой была мышка, на которую никто не обращал внимания, а причиной воровства как раз было то, что её никто не замечал. Можно сформулировать громко и пафосно - история об одиночестве и его последствиях, и в такой формулировке десятилетнему ребёнку нет места. А представьте себе сюжет "Мышек" - и вот он уже что-то понимает, ему жаль эту мышку и вместе с героями игры он радуется тому, что у них появился новый друг.
Игры для всех и игры для детей - это две разные, хотя и не взаимоисключающие категории. Вот, например, "Винни-Пуха", при всём уважении к Милну и Заходеру, я бы сейчас если и читал, то скорее не из чистого интереса, а из ностальгии, а вот "Алиса в Стране Чудес" с каждым прочтением приобретает всё новые оттенки - от связей с тогдашней философией до параллелей с шахматными партиями (в Зазеркалье). Но при этом она интересна и детям его необычными персонажами, интересными событиями и неожиданными поворотами. То же самое может быть и с играми. Другое дело, что игр для всех (мне почему-то в голову пришёл ICO) достаточно, а вот таких же, но исключительно для детей, практически нет.
Если бы общество принимало то, что ему знакомо, мы бы не сидели сейчас за компьютерами и не обменивались мнениями. Другое дело, что за этим всем стоят деньги, и сделать хорошую игру для детей часто оказывается невыгодным предприятием для издателя.
Хорошая игра для детей с моей точки зрения должна быть простой, но не примитивной. Графика должна быть красочной, но не кислотной. Жанр - квест или визуальная новелла. Может быть, тамагочи с текстом.
Краткий пример геймплея. Тамагочи-Карлсон, который разговаривает с игроком, а потом просит его, к примеру, накормить. Кормить нечем, приходится идти на поиски варенья, которое где-то спрятано (простой пиксельхантинг). Если ребёнок накормил Карлсона, начинается игра, которая прерывается возвращением родителей, которые собрались готовить пирог, но... Ах, Карслон. В другом случае Карлсон обижается на ребёнка, но потом приходят родители и угощают всех пирогом. Работает примитивная, но действенная драматургия. Плюс тамагочи как жанр учит экзюперишному "Мы в ответе за тех, кого приручили". Наличие каких-нибудь параметров типа "голод", которые бы появлялись в виде какой-то инфографики в игре считаю лишним - если кто-то в чём-то нуждается, ему стоит просто попросить, а тебе - выполнить или не выполнить просьбу.
Ну вот это как раз о том, о чём я свой коммент писал. Мне кажется "игры для детей" в традиционном понимании, это просто дрочиловки. А реальные штуки для детей, которые вспоминаешь, когда вырастаешь, это взрослые штуки доступные детям. Когда я был ребёнком меня поражали как раз моменты заглядывания во взрослый мир, а не то, что полагалось видеть и понимать мне в моём возрасте. Я не про порнографию, я вообще про впечатления и ощущения от мира. Если грубо для ясности, то кино, где добро не побеждает зло или все в конце умирают.
Вот с этим я согласен. Не обязательно выделять особую категорию игр "для детей" (под которыми обычно почему-то понимают шаблонные, наигранные и примитивные). Для детей доступно все, на чем не написано 16+ и подобное.
Чё тогда жалуетесь? Игр для детей старше 10 лет ролным полно. Пускай играют в них раз им нужно взрослости. Зачем делать игры для детей младше 10 тогда?
Вообще, как должна выглядеть игра для детей младше 10 лет? Автор, ты можешь описать её свойства?
Когда я был ребёнком, мне нравилась игра Commander Keen. Я в неё играл будучи 8-ми летним мальцом. Ещё была Рыбка Фредди и Кузя. И вспоминаю я их не потому что это были такие классные игры для детей. А потому что это было первое что я увидел. Нынешнее поколение десятилеток когда подрастёт тоже будет своими первыми играми вспоминать Доту и колофдьюти и хаять игры, в которых игрок уже просто лежит на дивание и управляет своим персонажем мозгом напрямую. И они так же будут негодовать как автор в посте.
Кузя и горная река!
Мне больше всего нравился с подземным лабиринтом. Но он сложный был. И ещё с лавиной был прикольный.
В Рыбку Фредди я играл прогуливая школу. :)
Прогуливая школу, я играл в хорошие мобильные игры. Да, когда-то были такие.
Откуда такой бред?
Хорошо. Половина - минимум.
Про Дыбовского не понял. У ледорубов же есть эта ужасная Эврика.
Ну вот, раз что-то ужасное - сразу для детей)
Для понимания "Эврики" нужно всё-таки быть относительно эрудированным человеком с уже сформированной позицией плюс понимать конъюнктуру 2012 года со всеми байками про конец света (деньги-то на неё как раз по этому поводу выдали). Конечно, можно всего этого не понимать и просто играть в конструктор машин, но тогда и в "Тургор" можно играть как в симулятор рисования непонятных символов.
Тургор изначально вводит игрока в определенное состояние для восприятия всяких "глубоких смыслов" и всяческой метафоричности, настроение у игры такое.
Эврика - другого поля ягода. Визуально - для детей, к тому же общаются персонажи стишками, их можно пинать, они смачно улетают в воду и визжат. Конец света не вникаю куда вставить с моим уровнем эрудиции.
Игр для детей полно и на любой вкус. На джемах игры делаются в основном для своей тусовки, в которой до 10 лет детей нет. Если же говорить о "тру" инди, то там обычно речь либо о вложенном смысле, либо об интересной механике. Пост - вода ни о чем.
Делаем с братишкой игру для детей! Но немного старше 10 лет, чаще играют дети лет 11-13-ти.
http://cs540104.vk.me/c617619/v617619531/1af8f/0MrfwE0M8pI.jpg
А тут статья полезная, есть над чем задуматься. Попробую сделать ещё более яркой и насыщенной, и с приколами. Спасибо за статью!
ЗЫ давно думал над концепцией воспитания, и если так брать, то надо делать совсем другие игры, про природу и любовь к земле, но я сам до таких не дорос, и тут возникает вопрос опыта, возможно в будущем это можно сделать, чтобы было ярко, легко и понятно и самое главное с хорошей концепцией
Хм, по-моему, причина, почему инди-разработчики не делают игры для детей в том, что, скорее всего игра до конечного игрока-ребенка не дойдет. Как по мне, настоящие инди-разработчик хотят, чтобы игрок поиграл в их детище, а с детскими играми это не пройдет. Почему? Представьте, сколько родителей (а лет до 10 обычно именно они выбирают, во что будет играть их чадо) читают/следят за инди. Сколько из них найдут и рискнут (даже если игра покажется им хорошей), предоставить свою находку на суд своему ребенку. Не думаю, что многие.
Бида-то какая. Сначала Родину продали за сникерсы и колу, а теперь устраивают истерики про потерянное поколение, воспитанное на зарубежной жвачки!
Большинство так называемого инди сами ещё дети. Естественно, что их кроме пиф-паф мало что интересует. Куда уж там учить подрастающее поколение!
Монетизация детских приложений в зависимости от возраста. Рассуждения
Да, очень пафосно написал, это точно. Но это не имеет отношения ни к Родину Продал(тм), ни к потерянному поколению(тоже тм). Поскольку это почти-манифест, то в нём должна быть позиция и побуждение к действию. Оно получилось несколько неуклюжим, но в пределах жанра.
Не обязательно взрослеть, чтобы делать детские игры.
Интересная статья. Детские развивающие игры в форме журнала, как у авторов статьи, продукт важный и интересный. Одно время мне приходилось вплотную иметь дело с бумажными аналогами таких изданий. Но зачастую там есть логика плюс какие-то развлечения и совсем нет этики. А насчёт проблем монетизации, то в случае с хорошим контентом она отпадает - как в случае для развивающих, так и в случае воспитывающих игр. Тех же "Муми Троллей" и сейчас покупают немало и с удовольствием читают.
Странная ситуация и с тетрадями для младшей школы, где эту этику просто впаривают детям как догмат. Игра тем и прекрасна, что натурализует подобные ситуации, а наличие выбора, который влечёт за собой некоторые последствия является более естественным образом обучения ребёнка. В этой связи, кстати, можно вспомнить концепцию Левайна о "нарративном Лего". Пока мы не видим результатов работы подобной концепции, но её употребление в играх мне кажется очень хорошим, интересным шагом в развитии игр, в т.ч. и детских.
Pink Panther, два квеста. В первом также есть массивная база знаний по культурам разных народов мира. Кажется, с ним мне довелось впервые столкнуться лет в 7, и это была моя любимая игра на долгие годы.
И кстати, полно старых консольных игр более или менее приемлемых для детей, в чём большинство здесь сидящих удостоверилось когда-то лично. Не могу оценить их уровень "этики и эстетики", разве что.
Ухты, помню играл в "Право на риск". Потыкать что ли.
Вообще говоря, игры и придуманы для детей и подростков. Знаю, что пост не об этом, но мне хочется просто сказать вам
ОДУМАЙТЕСЬ!!!