Gaminator 14. Весна в подземелье, или глаз бихолдера как ящик Пандоры

Наши знания о бихолдерах поверхностны и базируются в основном на преданиях Древних, чьё мировосприятие и мышление было, как известно, мифологично, т. е. не соответствовало научному, логическому способу. Нам остается полагаться только на разрозненные трактовки этих преданий современными этнологами и культуроведами, наиболее интересную из которых я постараюсь изложить.

Одно из немногих сохранившихся изображений бихолдера можно увидеть в петроглифах пещеры Шлимана, где изображено существо, представляющее собой окруженный символическими лучами глаз на двух ногах. За ним стоит человеческий силуэт с палкой, чуть ниже, двумя рядами стоят силуэты с копьями; вокруг них, неупорядоченной, хаотичной массой стоят маленькие и большие человеческие фигуры. По отношению к людям эта фигура приблизительно равна с ними по размерам, а его ноги идентичны по пропорциям ногам человека. Но вот ноги сходятся, и на их месте вырастает гигантский глаз. Очень популярна уфологическая трактовка этого образа, но мы опустим её как не имеющую должной доказательной базы и остановимся, как было сказано ранее, на этнологической и культуроведческой версии. В этом образе нет следов фаллического культа, его половая принадлежность неизвестна; однако отчетливо виден признак солнцепоклонничества — лучи. И всё же изучение истории племён, проживающих на территории, примыкающей к пещере, не находит соответствия между существованием золотых украшений, которые имеют сакральное значение в практически всех солнцепоклоннических культах, и временем создания этих петроглифов; и это при том, что тот был сделан позже, чем на этой территории научились обрабатывать золото. Из этого можно сделать вывод, что поклонение природным силам перешло на второй план, уступив место качествам человека, а именно — его созерцательности. Созерцательность еще не мыслилась человеком древности как созерцательность конкретного человека и проецировалась на всё племя одновременно; но понимание того факта, пусть и задним умом, что именно глаз является главным посредником между окружающим миром и Я, является беспрецедентным фактом в истории древней культуры.