Papers, Please

Встречаю новый, рутинный день, идя по дороге к пограничному пункту. Войдя в свое рабочее место я гляжу через решетки окна и вижу огромную очередь, жаждавшую пересечь границу. Уже знаю, что среди них обязательно будут люди с поддельными документами, у которых неправильно указан пол, просрочена дата действия, не совпадут номера с документом "разрешением на въезд". Устало вздыхаю, так как весь этот бардак разбирать мне, и если пропущу хоть одно несоответствие - получу выговор от начальства, а значит семья будет голодать. Напряжение накаляется огромной очередью, ограниченностью рабочего дня и слухами о террористических атаках. Через громкоговоритель зову первого человека, рабочий день начался.

Glory to Arstotzka! 

 

 

 

 

 

 

Papers, Please весьма необычная игра, сделанная в чем-то по вполне реальному занятию и получившая признание публики и критиков. У некоторых людей, прочитавших краткое описание и оценки может случится когнитивный диссонанс - игра о проверке паспортов. Вот тебе паспорт, вот тебе штампы отказа и одобрения, играй. Черт побери, как интересно!

И тем не менее играть в это действительно интересно. Игровой процесс о нахождении отличий в документах перемежается с незабываемой атмосферой. Но даже этого было бы мало - к этим аспектам автор дал выбор. Возможность выбора. И заключается он не только в том, что-бы пропускать или не пропускать каких-либо персонажей, даже если у них с документами впорядке/не впорядке, но и выбор стороны в политическом конфликте.  Самое удивительное заключается в том, что автор умело ввел все эти аспекты в почти текстовый режим игры, где на экране только рабочее место в виде пограничного пункта в Грестине, громадная очередь и охранники.

Papers, Please вызывает ощущение антиутопического романа. Если в первое время кажется, что это не так, то со временем соответствующая атмосфера будет заглатывать игрока все сильнее. Действие игры происходит в вымышленном Арстоцке, городе победившего коммунизма. 23 ноября 1982 года наш протагонист выиграл октябрьскую лотерею на рабочее место в открывшимся пограничном пункте. С этого дня начинается путешествие игрока в антиутопическом мире, путь длинною в месяц.


Сразу стоит сказать, что Papers, Please - игра не из легких и относится к играм на внимательность. Игра начнется с проверки одного документа, а закончится целым ворохом бумаг и условий, где ошибиться проще простого. Достаточно лишь одной ошибки, чтобы вездесущая служба М.О.А выдала предупреждение, а после пары нарушений - штраф. Учитывая что в игре, фигурально выражаясь, платят копейки, игрок старается не допускать ошибок, ибо нехватка денег может оказаться фатальным и приводит к одному из вариантов концовки. Поэтому зачастую после проверки документа, когда наблюдаешь, как NPC проходит через пограничный пункт переживаешь - не допустил ли какой ошибки?

Papers, Please это такая игра, в котором проще описать то, что показывают на экране, а не рабочее место. Делится он на три части, в верхней половине экрана показывают очередь, пограничный пункт и охранников. Используется для заскриптованных сценок, и является интерактивной лишь в тех редких случаях, когда требуется кого-то пристрелить. Нижняя часть экрана является интерактивной и делится на две части. Слева видим НПЦ, судьбу которого мы определяем, часы, стол, на который НПЦ выкладывает документы, стенограмму и рацию, через которую мы сообщаем о неточностях, книга правил, вестник, весы и решетка. Справа стол, на котором мы просматриваем и сравниваем документы, кнопка для входа в режим проверки и штамп-бар.

Игровой процесс первых дней прост, но даже в начале новенькие с непривычки и незнания могут допустить ошибки. Сперва от граждан требуется только паспорт и говорят, что въезд разрешен только жителям Арстоцки. Все элементарно - смотрим в паспорте, откуда НПЦ и выдаем соответствующий штамп. Во втором дне въезд разрешен всем, но необходимо проверять паспорт на расхождение - здесь и начинается игра. Вариантов неточностей, которые могут быть в паспорте хватает - неправильный пол/просроченная дата/несуществующий город. Усугубляется ситуация тем, что время рабочего дня ограничено и несмотря на то что мы служим на благо коммунистического строя - в оплате труда Арстоцка следует капитализму - чем больше людей обслужили, тем больше заплатят в конце рабочего дня. Игрок просто не сможет долго и скрупулезно проверять документы, поскольку в таком случае нехватит денег на поддержание семьи и в течении рабочего дня трудиться приходится "в поте лица", не тратя времени на перерывы. Один прошел - сразу же зовем следующего.


Дальше - веселее. С граждан Арстоцки будут требовать идентификационные карточки, с иностранцев - разрешение на въезд. Постоянно добавляются новые документы, меняются условия. Еще сегодня нам приказали обыскивать всех граждан Колечии, завтра запрет снимут и начнут приезжать дипломатические послы со своими документами. И все документы необходимо проверять на расхождения: номера документов могут не совпадать, в фамилии может закрасться отпечатка, вес NPC не совпадает с указанным в карточке, фотография в паспорте отличается от того, кто стоит перед нами, или дай боже - похож на разыскиваемого и особо опасного, что игрок видел в газетах. Документы, документы, документы. Постоянная сверка на расхождение под давлением ограниченного времени. Чуть ли не экзаменационный тест на внимательность ближе к концу игры.

Экзаменационный тест остался бы экзаменационным тестом под названием "Papers, Please", если бы автор не добавил сюда вопросы революции, выбора и морали. В Papers, Please за первые два предупреждения в течении дня штраф не назначается - прекрасная возможность отступиться от правил. Далеко не все граждане, приходящие с несоответствующими документами имеют злой умысел. Бюрократическая машина имеет свои недостатки и автор посадил игрока прямо в центр подобных проблем. Вот муж и жена идут один за другим. Только у мужа с документами все впорядке, а у жены нет - и перед игроком стоит выбор, разлучить ли семьи или нет. Раз за разом через пограничный пункт пытается пройти простодушный старичок, у которого с документами всегда что-то не так. За безвозмездную помощь игроку дают "монетку", по одному за оказанную помощь с различных городов.

Графически игра выполнена в мрачных тонах. У Papers, Please 20 вариантов концовок, три-четверти из которых являются преждевременным гейм-овером. Доносительство, строгое требование протоколу и несправедливость даруют незабываемое впечатление. Каждое утро нам дают газету, из которого мы узнаем последние новости. Мрачные краски рабочего места передают соответствующий настрой тоталитарного режима. Я не люблю совершенно положительных героев в играх. Но если в течении первых десяти дней я упивался властью "пропустить" и "отказать", то со временем, по мере вникания в атмосферу игры, меня начали одолевать сомнения в справедливости режима.

Самое удивительное заключается в том, что автор сделал сильный микс из однообразной, но мрачной стилистики, постоянного выбора, истории и революции. Довольно скоро к нам подойдут люди из организации EZIC и несмотря на то что мы находимся исключительно в пограничном пункте - перед нами выступит революция, которую игрок волен как поддержать, так и отвергнуть. Готовы ли вы пойти против тоталитарного режима, или продолжить работать, не высовываясь - зависит только от вас.

В конце рабочего дня игроку выплачивают зарплату, которая в целом зависит от того, сколько игрок обслужил людей за день. Так же на деньги влияют штрафы и взятки. Взятки бывают нескольких видов - игроку могут заплатить как за задержанных людей, так и за выданные визитки или проданные вещи. Денег платят очень мало и поэтому они ценны. Игрок платит за аренду квартиры, пропитание семьи, отопление и, порой, лекарства. Если чего-то начнет не хватать - семья начнет голодать, болеть, замерзать, а того и умрет. Так за деньги можно купить улучшения для рабочего места в виде хот-кеев некоторых функций и деньги могут повлиять на пару вариантов концовок.

В игре присутствует "бесконечный режим", открываемый как одним из вариантов концовки, так и кодом. Даже в выборе концовки для разблокирования режима разработчик пошел по своему пути, чтобы игрок сполна почувствовал омерзение от тоталитаризма. Тоталитаризм давит личность, низводя человека до винтика государства. В "бесконечном режиме" можно настроить тип игры - на ограничение времени, до первого нарушения или просто на счет очков. Так же настраиваются количество документов, выдаваемые для проверки - но легче сингловой части, так как нет условий для пропуска граждан из определенных городов. Ирония в том что самым сложным режимом является режим на ограничение времени, ибо в остальных двух случаев времени на тщательную проверку неточностей хватает. У меня пропал интерес к режиму на очки после 30-ой проверки, так и не сделав ни одной ошибки.

Papers, Please - необыкновенная игра, где игрока не только испытывают на внимательность, но и дают выбор в сюжете. Необыкновенный микс из единого рабочего места, мрачной атмосферы, выбора и моральных вопросов. И черт бы меня подрал, если игровая индустрия не остается живой, пока существуют такие игры.

Glory to Arstotzka! 

За помощь в оформлении поста выражаю благодарность Ms-Dos