Factorio
Любителям игр, подобных Transport Tycoon, Minecraft и Dune посвящается.
Factorio попался мне на глаза когда игра находилась еще на этапе сбора средств на сайте Indiegogo. Хоть и забыв, как именно я нашел игру могу сказать что она сразу увлекла меня своей идеей. Суть игры в том чтобы построить свое собственное автоматизированное производство на чужой планете, куда занесло нашего героя. И своей атмосферой она заставляет вспоминать три вышеназванные игры, поскольку Factorio черпает идеи оттуда, но при этом микс приносит что то свое.
Стартовав сбор средств на Indiegogo разработчик попросил 17000 евро. Сбор средств шел медленно, я слышал что были какие то ошибки в маркетинге или подаче игры на сайте, к тому же не на кикстартере. Где то за три недели с грехом пополам игра собрала 21500 евро и разработка продолжилась. Стоит еще упомянуть что создателю игры потом стало поступать немало писем от заинтересовавшихся игрой, но пропустивших сбор средств. Поэтому на сайте игры был открыт предзаказ, с аналогичными вариантами поддержки, за которую можно получить доступ в альфу. Меня удивляет что такой проeкт собрал так мало денег, ибо подобных игр мало. На манер FTL он должен был заинтересовать немалый пласт людей, любящих менеджмент в играх и неплохие микс-идеи.
Сюжетная завязка игры проста — космический корабль с нашем героем на борту разбился на чужой планете. Игрок остается один в новом мире, кишащими пришельцами. Задача проста — колонизировать планету, использовав все доступные ресурсы, несмотря на то что местные аборигены почему то против. Игра сделана видом сверху и графически возвращает нас во времена вышеназванных игр. Но тем не менее краски чуть более мрачные и темные, что придает атмосферы чужой планеты.
В данный момент на сайте игры в свободном доступе лежит демо-версия. Альфа-версия доступна тем кто поддержал игру. В демо-версии отсутствует свободный режим, редактор карт, опция модов, вторая часть заданий и некоторые изобретения. Все что там есть — первые три простых миссий (первая часть/глава), которые представляют собой туториал, знакомящая игрока с азами игры. В первую очередь на манер Minecraft игроку предстоит вручную добыть ресурсы. На данный момент в игре присутствуют следующие ресурсы: дерево, камень, уголь, железная и медная руда. Так же отмечу что дерево и камень толком нужны лишь на первом этапе создания производства — впоследствии потребность в них будет минимальная. В свободном режиме камень вообще нужен первее всего для создания печки — технологии, включая почти первых — делаются из переплавленных металлов.
Ресурсы расположены на земле в ограниченном количестве и добываются буром (привет из Дюны). В первые полчаса игроку придется бегать и копать вручную, как в Minecraft, но с созданием первых буров потребность в этом отпадает. Расположив рядом с ними сундуки, куда будет складываться добытые ресурсы игрок волен заняться следующим этапом освоения игры — автоматизация. Небольшое отступление по поводу технологий — чем сложнее вещь, которую хочет создать игрок, тем больше цепочек производства он требует, но при этом если игрок создает своими руками то создавать поочередно компоненты не нужно — при наличие необходимых материалов ГГ сам своими руками произведет всю цепь крафта. Это хорошее и удобное решение для новичков, но и только — сложные предметы требуют очень длительного времени ручного крафта, а потребность в их количестве даже при среднем производстве будет выше, чем игрок своими руками может делать физически.
Factorio это игра об автоматизации производства и логистике, возведенной в абсолют. Игра о создании цепочек производства высоких технологий, в котором участие игрока сведется к перестановке буров по окончании ресурсов. Но в последнюю очередь стоит думать о том что это будет легко и казуально, ибо игрок в основном будет продумывать сложные схемы, на создание некоторых из них легко может уйти час-другой, в зависимости от фантазии игрока. Чем масштабнее цепь производства, чем сложнее технологии поставлены на конвейер, чем меньше игрок принимает участие в переносе ресурсов — тем больше игрок познал Factorio.
Рассмотрим простейшую автономную цепочку, когда игрок расположил паровой двигатель и заменил обычные буры на электрические, более эффективные (это происходит за полчаса игры). Бур, добывающий уголь выкладывает их на конвейер, который ведет в сторону парового двигателя. Рядом с двигателем поставленные манипуляторы (предназначены для переноса предмета с одной клетки в другую, но на малое расстояние. Манипуляторы — важнейший компонент игры и их несколько видов, включая с фильтрами) автоматически подбрасывают уголь в бойлеры, которые обеспечивают работу парового двигателя. У буров, которые добывают железную и медную руду стоят печки и манипуляторы, которые автоматически закидывают добытые ресурсы на переплавку. Но печкам, как и паровому двигателю требуется уголь, поэтому конвейерная дорога у парового двигателя продолжается к этим печкам и там поставлены еще манипуляторы, автоматически закидывающие уголь в печки.
Это пример самой простейшей автономной цепи, даже не производства — предназначенное для создания переплавленных металлов — основу почти всех технологий. Вся описанная схема создается игроком исключительно вручную, самим. Тут не SimCity — игрок сам рассчитывает сколько ресурсов добывать, сколько манипуляторов и печек ставить, какую территорию охватить производством, какие технологии и в каких количествах создавать автоматически. Территория карты в свободном режиме условно бесконечная, хотя при желании цифрами можно выделить границы. Так же при генерации карты в свободном режиме можно задать частоту расположений ресурсов на карте, размер и их богатство. На максимуме скажем 10 моих буров на каждый ресурс израсходовали меньше пятой доли за почти 15 часов. А вот в сюжетных миссиях карты совсем маленькие и обрываются по краям, что может смутить новичков. Но это можно списать на состояние альфы. Так же минусом на мой взгляд является то что после легких первых трех миссий туториала, в котором разжевываются базовые аспекты игры, четвертая миссия выглядит несбалансированно сложной. В нем говорят что необходимо наладить производство ракет, но при этом как организовать производство — не объясняют, что может смутить тех игроков, которые еще не вкурсе всех возможностей игры.
Следующей основой автоматизации производства являются сборочные автоматы, способные создавать предметы из двух компонентов, или четырех (более совершенный сборочный автомат). Но в отличие от крафта своими руками, чтобы организовать автоматическое производство высокотехнологичной детали — придется строить цепь сборочных автоматов. Для создания простой вещи, например железной шестеренки, которая требует только пару железных плит (переплавленная железная руда), достаточно одного сборочного автомата. Но, к примеру, организация автоматического производства третьего исследовательского пакета — хорошая задачка, требующая организации нескольких цепей сборочных автоматов, в одной цепи из которых участвует 8 автоматов, не считая ответвлений. И это — необходимость игры на средних/поздних этапах игры, поскольку крафтить руками при долгой длительности ручного крафта — гиблое дело. К концу исследование логистических роботов немного облегчит жизнь, но они дорогие, медленные и переносят по одной единице ресурсов за раз. Исследование их улучшений немного выправляет ситуацию, но вряд ли игрок полностью перейдет на них с конвейерной цепи.
Для доступа к более качественным технологиям их необходимо исследовать в лаборатории, постройка которой доступна сразу. В меню технологии видно что было изучено (зеленый цвет), что доступно для изучения (желтый) и что пока недоступно (красный). Чтобы лаборатория начала исследование нужно не просто выбрать технологию, а обеспечить лабораторию требуемыми исследовательскими пакетами, коих четыре вида да данный момент. Первый исследовательский пакет (красный) довольно элементарен в создании, второй — сложнее, автоматизация третьего — уже испытание, а четвертый вид необходим под конец и добывается с баз инопланетян. Исследование открывает доступ к новым видам оружия, брони, патронов, турелей, машины и даже локомотива с железными дорогами. Так же можно улучшать некоторые пассивные свойства, например урон и скорость полета ракет. Как завершение в игре присутствует последняя технология — ракетная оборона, которая требует бешеного количества пакетов на исследование и дает доступ к ракетной защите, обеспечивающее безопасную колонизацию планеты по сюжету, а значит конец игры. Это для тех кто ищет конечную цель в сэндбокс играх.
Кроме производства и автоматизации в игре есть банальный экшн, так как пришельцы периодически делают набеги на игрока. Проблема решается элементарным размещением турелей по периметру, желательно лазерных — жрущих много энергии, но сильных и не требующих боеприпасов. Так же игрок сам обладает средствами для расправы над инопланетянами — пистолет, автомат, ракетница и огнемет +броня. Стрелять можно как автоприцелом, так и самим. Когда игроку понадобится четвертые исследовательские пакеты — придется рушить инопланетные базы, чтобы заполучить артефакты, из которых делается пакет. Это довольно скучное и унылое дело на данный момент. Более того нет смысла самим рушить базы, когда они легко давятся автомобилем, напоминая первые GTA с видом сверху, который к тому моменту наверняка будет доступен игроку. Нет смысла зацикливаться на стрельбе когда намного проще раздавить базу инопланетян. В этом минус игры — в том что окружающая опасность абсолютно неинтересная, а отличие, скажем, от Dont Starve. Надеюсь это издержки альфа-версии.
Переход Factorio в режим бета-теста запланировано на середину мая, релиз состоится летом. Будут добавлены новые ресурсы (Уран, к примеру), технологии на их основе, а так же мультиплеер. Играть в Factorio можно очень долго, ибо простора для этого достаточно, ведь каждый элемент крафта при желании можно автоматизировать, а это дело явно не на один десяток часов, база запросто может разрастись до размеров, что не поместится на экране даже при максимальном удалении. Взяв некоторые идеи из культовых игр Factorio удачно смешала их, принесла что то свое и обрела собственный шарм. Factorio игра для тех кто хочет пройти путь робинзона будущего и любит продумывать менеджмент производства полностью самим — от первых шестеренок, до поездов и ракет. Как справедливый итог — даже не смотря на состояние альфа-версии Factorio одна из лучших менеджмент-игр в рамках малых игр, но пока еще не признанных.
- 16 апреля 2013, 17:55
- 010
Комментариев пока нет