3d online boxing

vEsVApN

Боксерские симуляторы — практически непаханная земля на PC. Те игры что есть твердо попадают в категорию «файтинг» или «аркада», но практически не задевают категорию «симулятор». Причина, на мой взгляд, проста — слишком сложно создать систему процедурной анимации для персонажей разного роста и комплекции и при этом сохранить физическую основу всех движений.

Древняя история
Давным-давно в какой-то галактике…

В древней, но все еще привлекательной игре 4D Sports Boxing под MS-DOS состоялась попытка переделать бокс из аркады в симулятор. Боксеры имели разный вес и рост, а также обладали  характеристиками скорости, силы, защиты и выносливости. Взамен этому авторы написали фиксированные процедурные движения, изменяемые только в соответствии с разницей в росте, и добавили принцип «попал — ударь еще, промазал — замри на полсекунды». Если бы не разница в росте и набор боксеров с разной тактикой и стилем, вышел бы обычный файтинг, отличающийся от мортал комбатов только возможностью переключения камеры и выбора режима от первого лица. Портит эту игру невозможность вырубить противника одним ударом и чересчур выносливые вражины в первой десятке таблицы — без читов, ускоряющих движения и повышающих силу я их не прошел. А что? Полоски параметров заполнены до предела, а мой боксер все равно дерется как черепаха и бьет как по слону дробинкой. Даже если пробьешь, то выиграть чистым нокаутом становится нереально — после падения оппонент не теряет ни капли здоровья и спокойно встает на счет 8. Если бы не правило 3-х нокдаунов — могли бы падать бесконечно.
Но чего катастрофически не хватает этой игре — так это мультиплеера…

История наших дней
И вот, несколько месяцев назад я нашел примечательную игрушку, созданную на добровольных началах. Она прямо так и называется 3d online boxing. Просто и понятно про что.
Здесь автор выбрал другой подход. Вы и ваш противник — абсолютно равны как по параметрам (рост, скорость, сила), так и по возможностям (набор ударов и приемов). А вот что касается боксирования — здесь вам предоставлена огромная свобода. Хотя ударов всего 6 штук, их траектория зависит от выбранной стойки и расстояния до противника. Вы можете  управлять силой удара (удерживая клавишу до полного удара) и корректировать его направление (наклоняясь или поворачиваясь в сторону). Наклонов несколько — вправо, влево, вниз, назад (не хватает наклона вперед).
Блоков аж 4 штуки — от джебов, от хуков, от апперкотов и от ударов по туловищу. Еще есть кнопки для переноса веса на другую ногу — визуально их действия почти незаметны, но на практике они усиливают одну половину ударов и ослабляют другую.

Всего 5 стоек:
1) Стандартная
2) аля «Майк Тайсон»
3) это я не знаю как назвать
4) аля Леннокс Льюис с опущенной левой рукой
6) «Виталий Кличко"-стайл с очень низко опущенными руками и длиннющими ударами
Пятой стойки нет потому что при нажатии кнопки «select style 5» уже давно ничего не происходит. Единственное что огорчает — стойки касаются только положения рук. Положение ног и поворот корпуса не меняется. В свободном положении противники практически всегда повернуты фронтально, так что без разницы какой рукой бить — левой или правой, здесь все руки «передние».

Что касается физики, то все движения сделаны с использованием physX. Автор не до конца решил задачу удержания равновесия (да что там говорить — ученые всего мира не могут заставить двуногих роботов ходить как человек). Поэтому чтобы боксеры не падали разрешены только обычные передвижения «вправо-влево-вперед-назад», ноги практически не отрываются от земли, а ступни такие же больше как у снежного человека. Напрыгиваний, отскоков и бега — НЕТ, в результате если противник тупо прет напролом, то никуда от него не денешься.
И все равно как бы автор не старался схитрить, бойцы все равно периодически зацепаются друг за друга, теряют равновесие после резких движений и размашистых ударов, а встают они только с помощью невидимого троса, прикрепленного к поясу. То есть «не сами».
Но самый главный недостаток симуляции — отсутствие выносливости. Боксеры двигаются в 12-м раунде также быстро как в первом, хотя в реальности даже самые выносливые тяжеловесы через 2−3 раунда рубки начинают тормозить. А уж сколько ударов здесь можно выкинуть в одном раунде — я промолчу.

Ну а теперь самое интересное…

AAAAA… Let’s get ready to rumble!!!
Поединки! Здесь возможны как ближний бой, рубка на средней, так и выцеливание на дальней дистанции.
Постоянно приходится помнить что противника можно вырубить одним точным и сильным ударом. Многие игроки стараются наносить размашистые удары в надежде «попасть» и нокаутировать, но забывают что если противник попадет навстречу — мама не покажется.
Каким окажется новый противник? Вот Vitali Klitchko выбирает 6-ую стойку и бьет так далеко что его вообще не достать. Но если вспомнить что в такой стойке тяжело наносить короткие удары, то решение приходит само собой. По-Льюсовски стоим все время на средней и обрабатываем голову между ударами.
Еще один товарищ наносит очень точные одиночные удары. Ждем его удара, ставим блок и сразу отвечаем. dog постоянно наклоняется назад и выбрасывает длинный кросс — ловим его апперкотом снизу. Через пару нокдаунов эта дурная привычка пройдет.
Кайфовее всего рубка на средней. Бьем правый кросс, левый хук с зажатым блоком туда же, быстро ставим блок делаем пару уклонов вниз и в сторону, после промахов бьем апперкоты… Побеждает самый точный и внимательный. Включил задний ход? Бросаем прямые вдогонку! Иногда случается просто нереальная мегазаруба, где проигрывает тот у кого первого сдадут нервы. Игра не выводит статистику по ударам потому что реальные боксеры умерли бы от зависти, а телекомпании настригли столько зеленых что одного боя на весь год хватит. Зато наиболее эпичные бои можно записать на диск чтобы посмотреть позже, обратить внимание на ошибки и хорошие комбинации ударов, правда весят они немало и почему-то без звука.

I ready, train me master
Первым делом нужно залезть в настройки управления и все там переделать, ибо настройки по умолчанию составлены полностью наугад. Здесь открывается большой простор для творчества — одной кнопке можно назначить не только несколько действий, но и одному действию — комбинацию кнопок (например «блок спереди» + «блок сбоку» = «блок от апперкотов»).
Поначалу нужно привыкнуть к высокой скорости поединка (которой позавидуют многие боксеры-легковесы), затем долго учиться побеждать хотя бы компьютерных соперников и наносить удары так чтобы они попадали по нашему велению, а не по велению случая. В игре доступно несколько позиций камеры, но самой полезной считаю четвертую (вид сверху) — на ней хорошо видно дистанцию и никто друг друга не загораживает. Единственный серьезный минус этой камеры — иногда удары проходят ниже или выше чем нужно.
Затем начинаем тренироваться с реальными людьми (на сервере еще периодически появляются боты, к-е после каждого боя пишут gf) и смотрим насколько они от нас отличаются. Встретившись первый раз начинайте бой осторожно — постарайтесь узнать что предпочитает ваш противник. Затем, когда вы начнете предугадывать его действия и удары — стараемся делать что-то совершенно противоположное и бьем туда где должна оказаться голова. Пробуем разные стратегии ведения боя — одна из них подойдет как ключик к замку, другие же ведут к скорой гибели (главное отсеять смертельные варианты с самого начала). Например, некоторые очень плохо защищают корпус, другие совершенно не делают уклоны и стоят на месте, третьи практически всегда согнуты (нужно бить немного ниже, чем обычно), четвертые практически не уходят назад или держат вес на одной ноге.
Главное — не бояться соперника. Не стоит думать «он непобедим, я в него вообще не попадаю!», это еще хуже сказывается на внимательности, способности трезво мыслить и предугадывать его действия.

Я согласна! Можно надеть кольца?
Если вы все-таки согласились, идем на сайт http://www.3dboxing.com, скачиваем игру, распаковываем и запускаем boxing3d.bat. В инструкции, правда, написано что надо запустить 3dboxing.exe, но эта инструкция давно устарела.
Игра создана на Java и включает в себя небольшую Java-машину, с помощью которой и запускается через boxing3d.bat (у меня идет и на той что установлена в системе). Необходим доступ в интернет (игра связывается с сервером, откуда скачивает обновления) и регистрация в самой игре чтобы играть против других игроков (а не только с ИИ).
Режимов боя 2 — тренировка (10 раундов) и бой (3 или 4 раунда). Бой с компьютером (Play vs. CPU) не не требует регистрации и занимает 6 раундов. Сервер ведет статистику пройденных боев, но я советую не обращать на нее внимание — вы же не на деньги играете! Лично я чаще пользуюсь тренировкой — можно драться с любым кто зашел на сервер, не взирая на рейтинг и бой не заканчивается так быстро.
Кроме того, скорость боя сильно зависит от пинга, минимальной пропускной способности обоих игроков и открытости хотя бы у кого-то 11010 порта. Нормальные раунды длятся 1,5−2 минуты (хотя таймер отсчитывает 3), а ненормальные проходят в режиме slo-mo и растягиваются на 5−6 минут. Поэтому сначала потренируйтесь с противником чтобы не оказалось что «его интернет» — абсолютный тормоз.

P.S: Если встретите на сервере боксера по имени AndRey, то знайте — я вас отметелю. Ну, если не с первого раза, то хотя бы с пятого… :)