VVVVVV теперь shareware

Heroes of Umbra

Spintires

Dimension Drive

Ролики. Больше роликов! (GDC и IGF 2010)

П.С. Зависим и доволен

Зависим ли я от игр?

Бывает ли вообще от них зависимость? Попробую разобраться.

1. Миры

Мир дан нам в ощущениях и различен для каждого. Его объективное восприятие невозможно, в этом Беркли был совершенно прав. Не то, чтобы органы чувств нам врали — просто мозг по-разному интерпретирует их сигналы в зависимости от своего состояния. И опираться ему приходится лишь на самого себя, какой уж тут объективизм. Беспристрастно оценивать происходящее вокруг себя смогут, пожалуй, лишь роботы. Ощущения формируют мир. Каждый живёт в своём собственном внутреннем мире, не имея представления о том, что творится в головах других. Точнее, даже не в мире, а в совокупности миров. У каждого отдельного человека ощущения зависят от времени суток, степени голода, настроения, множества параметров. Их можно менять, например, своими эмоциями. Улыбайся — и мир подобреет, хмурься — и он ответит тебе тем же. Или кружкой кофе. Или психотропными препаратами. Или играми. Каждый день меняет нас, а значит, меняет наше восприятие и наши миры. Утро вечера мудренее, а завтра не такое, как вчера. Мы постоянно переходим из мира в мир, не замечая их размытых границ. Мы взрослеем, и наши миры меняются. В детстве Дед Мороз не менее реален, чем соседская собака или Микки Маус. Для верующего предмет его веры доподлинно существует. Для игрока то, что он встречает в игре, может быть реально в той же степени, как котировки акций для брокера: человек несведущий считает это труднопредставимой абстракцией, но для специалиста это реальность и это важная часть его жизни.

Новый мир может быть порождён тем новым, что производит на нас впечатление, будь то фильм, книга, какое-то занятие, новый знакомый, игра, да что угодно. Наше окружение, а значит и миры, разные, и мы все разные на этой планете. Для некоторых племён Африки есть людей – это нормально, а для индийских джайнов раздавленная букашка – катастрофа. Одни и те же обстоятельства могут быть восприняты диаметрально противоположно и могут спровоцировать разные действия. Как же удаётся строить общество из таких разных людей? Каждый человек рождается с чистой головой, которая заполняется родителями, школой, друзьями, самим собой. Мы схожи просто потому, что растём в примерно похожих условиях. Эффект окружения. Дети учатся у родителей, в школе и становятся внутренне похожи на окружающих, живут по тем же законам и так же начинают мыслить, встраиваются постепенно в локально однородный социум. Наши ощущаемые миры в значительной мере пересекаются, цивилизация была бы невозможна без этого. Но, несмотря на громадные усилия по сближению, на успешную социализацию, всё же мы очень разные. При сильной разности в образовании, окружении в устройстве мозга — взаимодействие становится проблематичным. И это хуже, чем языковой барьер. Трудно найти, о чём поговорить человеку из другой среды обитания и с другими интересами. Крайне сложно общаться с теми, кто далёк от тебя во всех смыслах: шизофреником или коренным жителем Амазонии или нашим предком из каменного века. Мы можем пересекаться только похожими мирами. Когда говорят, что у человека богатый внутренний мир – подразумевается, что у него большая коллекция миров. Есть из чего выбрать для той или иной ситуации и для разного окружения. Образование – это приумножение внутренних миров, и это нелинейный процесс, чем их больше, тем больше может добавиться в результате их взаимодействия. Осознанно или нет, мы проводим жизнь в постоянно меняющихся мирах, и в их яркости и разнообразии и заключается одна из главных прелестей жизни.

То, что каждому кажется данностью — результат сформированных в мозгу правил, то, что кажется незыблемым — может быть совершенно не так для другого человека или для самого себя через несколько лет или часов. Нет никакой твёрдой опоры, эталона, даже если кажется обратное. Она возможна только для отдельно взятого человека в определённое время. Любое событие можно впоследствии оценивать как положительно, так и отрицательно. Большинство, повзрослев, заново оценивают свои поступки в молодости. Утром ты с трудом можешь понять, зачем играл всю ночь, вместо того, чтобы выспаться. Кажется, что ты был ночью другим человеком. Это не так. Просто ты был в другом мире. Ты был счастлив там и не думал о другом. Если обыденные миры надоедают, люди стараются вырваться в те, где не так скучно. В любом случае всем хочется разнообразия. И многие открывают для себя игры.

2. Игры

Игры ведут историю с начала человеческого рода, сначала примитивные, тренирующие, помогающие выжить, такие, как у животных, затем всё более сложные. Когда на выживание стало уходить не так много сил, человек придумал игры для развлечения, не несущие, казалось бы, практического смысла. Хотя полезностью они обладали: помогали лучше отдыхать, развивали воображение и смекалку. Мы всё дальше уходили от обезьян, игры становились всё более абстрактными (а абстрактное мышление — то немногое, что отличает нас от животных), моделировали уже не жизненные ситуации, а что-то заведомо невозможное. С появлением компьютеров абстракция достигла нового уровня. Всё меньше связи с так называемым реальным миром.

Трудно получать настоящее удовольствие от игры, не ассоциируя себя с игровым героем, путь он не всегда присутствует в явном виде.

- Так, посмотрим, я управляю жёлтым кругом, он ест таблетки и убегает от... постой-ка, да ведь это я — жёлтый круг, я ем таблетки, я убегаю от привидений!

Игры — это новые миры. Крайне разнообразные в своих законах, логике, атмосфере, наполнении, ощущениях. Игроки — демиурги, свободно путешествующие среди этого разнообразия. Ты можешь лихо пробежать одну игру за пять минут и забыть её, а к другой можешь возвращаться на протяжении многих лет. Можешь участвовать в немыслимых событиях, делать невероятные в объективной реальности вещи. Будешь там жить, если тебе понравится. Созидать или встать на путь разрушения. Быть где угодно. Орки в космосе, постапокалиптическая разруха, средневековые подземелья, бракованные кирпичи в стакане. Или совершенно абстрактное нагромождение разноцветных линий. Ты будешь играть главную роль во всём действе – можешь стать кем угодно. Делать то, что не удаётся в других мирах. Можешь оттачивать мастерство чего-то такого, о чём и помыслить нельзя в других мирах, путешествуешь, вершишь судьбы, твои действия резко изменяют игровой мир, в отличие от большинства других. Этот мир твой. Новая реальность, как говорили в той старой рекламе. Это происходит внутри тебя, ты видишь гораздо больше, чем есть на экране. Графическая составляющая вообще не так важна, порой самые яркие впечатления и образы дают текстовые игры. Игра может быть вообще без визуальной обратной связи, например, только звуки (Technoshock 3D). Не так важно, как оно выглядит, важно, как оно ощущается. Как оно устроено, интересно ли? Привлечёт ли, задержит ли хоть на сколько то? Бросит ли вызов? А может, удивит чем-то нестандартным, невиданным тобой доселе? Изменит представления о том, как всё это вообще может быть устроено? Часто даже неважно, что вкладывал в игру создатель, и она может дать больше и быть лучше и глубже задуманного. Определённо, игровые миры — одни из интереснейших. Каждый раз, заглядывая в новый, есть надежда на то, что здесь понравится. Разнообразие, т.е. богатый выбор, на мой взгляд – важнейший фактор. У каждого есть шанс найти что-то по душе. Найти и играть с наслаждением, закрывая глаза на очевидные недостатки (а они есть везде) и превознося достоинства.
Игровые миры могут влиять на остальные. Я ловлю себя на мысли, что стал по-другому ощущать себя в пространстве после плотного знакомства с серией Quake. Многие выучили по играм английский. Приобрели обострённое чувство времени. Пространственное воображение. Упорство. Умение быстро принимать решения. По-другому смотреть на вещи. Что-то из этого полезно, что-то сомнительно, но такое влияние несомненно.
Создатели MMORPG в особенности стараются сделать мир, из которого не хотелось бы уходить, мир, который бы казался лучше других. Используются разные приёмы, чтобы затянуть, потратить побольше времени (и денег). Всё чаще это заканчивается плачевно для втянутых. Люди начинают ставить игру выше друзей, семьи, учёбы, работы. Игровой мир вытесняет остальные. Такой игрок может убить человека за артефакт. Он может умереть от истощения за клавиатурой. И он при этом будет счастлив до конца. Как монах, достигший нирваны. Только нирвана-то картонная. Почему, как это возможно, чтобы настолько абстрактные вещи, какие-то цифры на сервере затмили общечеловеческих ценностей? Человек оказался слаб и его затянуло в мир, в котором ему лучше, как ему кажется. Он ставит этот мир выше других. Искажённое восприятие реальности, сказал бы психиатр. Смена миров, скажем мы. Реальный на полностью искусственный. Отдушина, превращающаяся в западню, игровое комьюнити, становящееся сектой. Что делать в такой ситуации – отдельный вопрос.

3. Зависимость

Так существует ли зависимость от игр?

Вопрос терминологический. В отличие от привычки, зависимость — это когда человеку плохо без чего-либо, к чему он привык, есть сильная потребность в этом – и он вынужден продолжать. Ему может даже не нравиться сам процесс. Любой человек в той или иной мере находится в зависимости от любой составляющей его жизни. Мы все зависимы от сна. От регулярных приёмов пиши. Почти все зависят от денег. Сильнейшая физиологическая зависимость, без этого не живут. Героиновый наркоман нуждается в постоянном поступлении наркотика – сильная физиологическая зависимость, но теоретически есть возможность вылечиться. Азартные игры – сильная психологическая, отказаться можно, но трудно. Курение. Кофе по утрам. Книжка на ночь. Любой пустяк.

Вопрос в том, в какой части этой шкалы находятся игры. Если человек играет – зависимость есть, но насколько она сильная по сравнению с остальными? Как и любая другая, она может многое дать – в первую очередь удовольствие, но многое отнять – время, деньги, отношения с другими. Но, мне кажется, что, пока игровые миры не повлияли на их обитателя настолько, что он выходит за рамки общечеловеческой морали, не совершает преступлений, не бросает семью, то есть остаётся относительно нормальным с точки зрения общества человеком, серьёзной зависимостью это не назвать. Просто личный выбор каждого, на что тратить свои ресурсы.

Я играю на регулярной основе, бывает — в индустриальных масштабах, могу предпочесть игру сну или еде, но это не мешает мне жить, скорее наоборот. Я зависим и счастлив. Тем более, что и сам стал понемногу подбираться к созданию игр.

Blank