П.С. Отвлекая мозг
Влетаю в комнату, сбрасывая куртку на ходу, спотыкаюсь, хватаюсь за стул, пытаясь удержать равновесие, бросаюсь к телевизору и включаю приставку. Стряхиваю левый ботинок в направлении коридора, но он отлетает к стене. Где-то здесь был пульт от телевизора. Где-то здесь, то ли на столике, то ли на диване, где я забыл его вообще, этот чертов пульт! Пальцы немного дрожат, и я только с четвертого раза попадаю на TV/AV, кидаю пульт в угол дивана и беру джойстик. Глаз подергивает, но я знаю, что еще пара секунд и все, еще пара секунд...
Марио втаптывает красного гриба в каменный пол, и едва заметный импульс пробегает от кончика большого пальца до мозжечка. Ничего, к концу этапа я уже буду в норме, к концу этапа все будет хорошо...
Нет, вы серьезно?
О какой зависимости может идти речь? Какая зависимость? Тактильная? Кто-то не может прожить без заполняющего ощущения мышки в руке или тоскует по резким соскальзываниям аналогового джойстика? Может быть кого-то скручивает судорога в животе, пока пакмен не сожрет все белые точечки на экране? Любая деятельность должна вызывать физико-химические изменения в организме для того, чтобы перерасти в зависимость. Иначе все это остается на уровне психологии.
Истинная причина в том, что мозгу страшно быть наедине с самим собой. До жути, до физической тошноты. Он перебирает все возможные способы, чтобы как-то отвлечь нас от пустоты и бессмысленности собственного бытия. И он пытается нас развлечь. А если не выходит, то он принимается за угрозы. Все, что угодно, только бы не оставаться наедине с самим собой.
Варианта всего два. Либо ты ублажаешь мозг, либо идешь в парк, садишься рядом с лысым дяденькой в оранжевом балахоне и смотришь на плавающих рыб. Вот и весь выбор. Либо тусоваться с лысым дяденькой, либо пялиться в монитор. И не так важно, что он нам показывает.
Самое худшее, что может предложить монитор — это кино без субтитров.
Мыслительный поток почти непрерывен, и самый простой способ его остановить (в действительности, просто заменить несвязанное бормотание на связанное) это говорить что-то про себя, в узком случае — читать. Так вот, без субтитров степень отвлеченности мозга во время просмотра кинофильма не велика. Мозг получает информацию от пяти органов чувств, и чем больше информационных каналов задействовано в какой-либо деятельности, тем эффективнее будет отвлечение. Во время просмотра он получает лишь информацию от глаз и ушей, причем информация эта не чистая, с посторонними шумами (если, конечно, не смотреть фильм в наушниках, вплотную приблизившись к экрану). Так что сильно кино помочь не может.
Непрерывные субтитры (книги), наверно, лучший метод борьбы. Бумажная литература добавляет тактильные ощущения от переворачивания страниц, или держания книги в руке, чего лишены электронные аналоги. Однако, в том или ином варианте литература подменяет самый главный раздражитель (бормотание мозга) «осмысленным» и «полезным» времяпровождением. В этом же, к сожалению, кроется и ее существенный минус.
Мозг не терпит монотонности. Или же, мозг отвлекается только на что-то новое и интересное. Так как книги заполняют только один информационный поток, ответственность за «новизну и интересность» ложится целиком на него. Если сюжет избит, если герои не вызывают сопричастности — книга уже не может справиться со своей задачей. Других «каналов взаимодействия» у нее попросту нет. Чего нельзя сказать об играх.
Игры — универсальное лекарство. В их распоряжении: звук, картинка, тактильность, в играх с сюжетом еще и текст. Целых четыре канала, чтобы отвлечь мозг от его основной деятельности. Однако, чем раньше вы открыли для себя это лекарство, тем слабее оно будет помогать. Все дело в новизне и монотонности, о которых я говорил выше.
Со временем играть становится неинтересно. Со временем ты просто лежишь на кровати и «так так так, чтобы поделать...». Запускаешь любую игру и уже через пару секунд «ага, ясно, дальше мне нужно пододвинуть этот ящик сюда и тогда загорится зеленая лампочка, и тогда я, ну, в общем, понятно. так. так так так, во чтобы поиграть...». Вот истинное состояние игрока со стажем. «Так так так».
Чем больше ты играешь, тем скучнее тебе становится. Потому что ты видел все это уже миллион раз, слышал миллион раз, читал миллион раз. Фактически, ты знаешь все наперед, до финальных титров. И ты не можешь больше тратить 30 часов на прохождение игры, которую ты изучил вдоль и поперек, не один раз, в чуть-чуть других сеттингах, с чуть-чуть другими персонажами, с едва заметным отличием в музыке, с тем же, черт возьми, самым управлением. И вот тогда ты открываешь для себя инди, или скатываешься в казуальщину.
Дело не в том, что ты не можешь отказаться от игр. Дело в том, что ничего более простого и эффективного для тебя нет. Это лекарство, к которому ты привык, которое здорово помогало раньше, которое будет помогать и потом. Да, вместо одной таблетки нужно будет съесть десять, и после десятой ты не испытаешь былой эйфории, но чувство скуки будет кратковременно побеждено. Хотя бы на несколько минут вы с мозгом будете в согласии.
А когда через час ты скажешь про себя «так так так», то под рукой просто не будет ничего другого.
- 23 октября 2010, 12:51
Или пробуешь себя в геймдеве, и утыкаешься в казуальщину или инди
дадада, це я :)
Он мне сказал: "Ты похоже не выспался,
капилляры полопались и пальцы затерты до дыр."
Я лишь усмехнулся: "Нет, брат, это зависимость.
Проклятая зависимость от игр."
И тоже я узнаю себя!
Мы тут похоже психи со стажем собрались :) Что то вроде круга анонимных алкоголиков.
Очень понравилось как написано. Верно подмечен "наркотический" эффект отвлечения от себя самого (эскапизм). Игры можно отнести к подвиду кино, в котором ты сам актёр и играешь одну из ролей, а потому получаешь гораздо большее удовольствие от такой вовлечённости (хоть и происходит всё согласно сценарию).
Всё это верно, но только частично, потому что игры, как и любой вид искусства - это в первую очередь лекарство для души, которое в потенциале (!) способно будить фантазию и мечты, давать людям (в обмен на потраченное время) позитивный заряд к жизни.. в игровой форме задавать человеку "вечные" вопросы о своём существовании и делать попытки ответить на эти вопросы. Как и плохая книга, плохая игра поможет скоротать время (наркотик), а хорошая может дать повод задуматься над своей жизнью (психоделик).
Согласен, я конечно сильно утрировал и рассматривал только одну сторону медали. Моей целью было показать, что игры это не зависимость в обычном понимании. О положительном и созидательном эффекте как игр, так и книг и кино (и вообще искусства) я конечно умолчал ))