Agoraphobia

Super Strict Farmer

Creeper World

Strike of Rage!

BYTE - киберпанк стелс-паззл

П.С. Болезнь, которой нет.

1. Осознание.

Каждая страсть, когда возобладает нами, делается властелином порабощённого и подобно завоевателю, заняв твердыню души, через самих подчинившихся ей, мучит подвластного, наши же помыслы употребляя в угождение себе.
Святитель Григорий Нисский.

Я – зависим. Мы все зависимы. У каждого из нас есть своя страсть, сжигающая душу, уничтожающая жизнь, мешающая развитию.
Эта страсть непостоянна. Она может месяцами не появляться в твоей душе, а потом внезапно наброситься на тебя, вцепиться клыками, и, истекая слюной, начать пожирать твое время минуту за минутой, час за часом, день за днем.
А иногда она трансформируется во что-то иное. Вот, например, сейчас ты играешь в безумно интересную игру, и, вроде бы, ничто не сможет отвлечь тебя от неё. Но вот ты случайно зацепил взглядом пару абзацев из новой книги. И твоя страсть трансформировалась. Эта книга захватила тебя целиком. И ты жадно поглощаешь её, забыв про игру, забросив работу, отодвинув домашние дела. А завтра эта книга кончится. И страсть снова трансформируется. Найдется что-то ещё, что захватит тебя целиком.
И так будет еще долго.
Я никогда не был зависимым от игр. И я зависел от них всегда.

Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А.С. Макаренко.

Первой, и, наверное, главной игрушкой в моей жизни стал программируемый микрокалькулятор МК-61. Его родители подарили мне году, наверное, в 1988, когда в школе на уроке математики нам велели принести калькуляторы. Мне лень описывать зачитанные до дыр номера «Техники молодежи» с бесконечным полётом на луну, страшного зверя ЕГГОГ»а и сны, в которых я мысленно оптимизировал формулы, чтобы они заняли как можно меньше ячеек памяти. Первая самописная игра появилась тогда же. Увы, время напрочь стерло из моей памяти даже её идею.

Вторая Игра моей жизни – «Менеджер». Легенда времен Перестройки, клон Монополии, напечатанный на сером картоне блёклыми красками. Он очень быстро надоел нам. Слишком мало возможностей, слишком скучно ходить по кругу, слишком неинтересно слепо подчиняться кубику. У меня на даче в углу на чердаке дожидается своего часа игра без названия, нарисованная на большом листе ватмана. С большими связками карточек-событий, хитроумными правилами, которые я тоже уже почти не помню, несколькими возможными путями движения и прочая, и прочее. Мой сын еще слишком маленький. Когда он станет постарше – обещаю, я вспомню всё.

Третьей Игрой стала «Заколдованная страна». Сейчас-то я знаю, что это ужасный перевод с польского клона D&D. Тогда о настольных ролевых играх мы не знали ничего. Сказать, что никто не понял правил этой игры – это ничего не сказать. Были уловлены лишь самые основы. Все остальное – создавалось по ходу. Две тетради 96 листов исписанные карточками монстров, расчерченные вспомогательными таблицами, разрисованные планами замков и подземелий – они тоже лежат на даче, они тоже ждут моего сына.

Потом время полетело как-то очень быстро. МК-61 превратился в «Микрошу», тот в «Искру 1030М» (IBM PC/XT, 1Мб ОЗУ, 20 Мб HDD), потом, как-то вдруг, 386-й…

Компьютерные игры того периода до сих пор вызывают какое-то щемящее чувство. Наверное, его можно назвать ностальгией. Я до сих пор могу сесть поиграть в «Master of Magic» или «Master of Orion». Помню наизусть лабиринты и загадки первого и второго «Eye Of Beholder». А уж «X-COM» навечно поселился у меня на винчестере.
Про них можно много и долго писать. Но они не имеют отношения к теме этой статьи. Они – не зависимость. Они – друзья.

2. Оценка.

Раньше я интересовался музыкой, боевыми искусствами и писал. Сейчас я не прикасался к своей гитаре уже больше года, вешу на 13 килограмм больше, и если попытаюсь изобразить что-нибудь из кон-фу – мои внутренности выскочат из меня наружу.

В среднем я играл по 30 часов в неделю, кроме того я постоянно заходил в игру в течении рабочего дня, чтобы оставаться в курсе событий и спланировать вечерний рейд.

Я так сильно изменился, потерял настолько большую часть себя, что самая прекрасная девушка в мире порвала со мной. И это ударило меня, как тонна кирпичей.

Blizzard создали альтернативную вселенную, в которой мы не обязаны быть самими собой, если нам этого не хочется. С моей выгодной позиции лидера гильдии я видел, что это разрушает много семейных и дружеских уз, и это наносит личности больший ущерб, чем любой из наркотиков, существующих на рынке.

Нет, это не про меня. Это цитаты из одного блога. Ну ладно, почти цитаты – я чуть-чуть их подкорректировал и перевел на русский. В конце концов, эссе – это художественное произведение, а суть я не тронул. Это пишет человек, считающий, что у него есть зависимость от игры.

Я не дам ссылок на этот блог. Я скажу только, что все западные исследователи очень любят на него ссылаться. В 2006 году появление этой исповеди сильно всколыхнуло просторы интернета.

Читать такое – конечно страшно. Однако я сам много времени убил на всякие MMORPG. И почему-то не встречал людей, которым ММО-игры нанесли ущерб больший, нежели наркотики. Человек, написавший это, вряд ли когда-либо общался с наркоманами.

Может быть, это мне так повезло?

2005
Китай. Тринадцатилетний китайский подросток выбрасывается с 24 этажа. В предсмертной записке он пишет о своей зависимости от игр и высказывает надежду, что после смерти он встретится со своими виртуальными друзьями. Записка написана от имени его виртуального персонажа.
В Шанхае один игрок убивает другого за продажу на аукционе виртуального меча, данного в долг.
Южная Корея. Игрок в Старкрафт попадает в больницу с сердечным приступом после 50-ти часового марафона в интернет-кафе. В больнице он умер.
США. 24-летний мужчина признан виновным в смерти двоих 10-месячных близняшек, которых он оставил в ванной без присмотра более чем на 30 минут, чтобы поиграть в GameBoy.

2006
США. 27-летний мужчина бьет дважды по лицу свою 17-месячную дочь, а затем разбивает ее голову об деревянное кресло, за то, что она сломала Xbox, на котором он играл.

2007
Китайский геймер умирает после 15-ти дневного игрового марафона во время празднования Китайского нового года. Позже в этом же году не выдерживает сердце ещё у одного игрока после 3-х дневного марафона.
Вьетнам. 13-ти летний подросток задушил 81-летнюю женщину с целью ограбления. Ему не хватало денег на online-игры.
США. 16-ти летний подросток застрелил свою мать и тяжело ранил своего отца, за то, что родители отобрали у него диск с игрой.

2008
Канада. 15-ти летний подросток убегает из дома, после того как родители отобрали у него Xbox. Через три недели его нашли мертвым в лесу в трёх милях от дома.


2009
Южная Корея. 3-х месячный ребёнок умирает от недоедания, пока его родители в интернет-кафе выращивают виртуального ребёнка онлайн.


Игровая зависимость существует. Нельзя отрицать очевидное.

3. Анализ.

Так ли страшна игровая зависимость? Наберите это словосочетание в Google и посмотрите на результаты. Свыше 23000 совпадений.
«Наш медицинский центр ХХХ всегда готов помочь вам и вашим близким!«
„Наши квалифицированные психологи помогут вам!‘
Приготовьте много денег – и вас полечат от чего угодно.
Страшно? Смешно.
За 8 месяцев 2010 года с января по август в России зарегистрировано: 80.8 тысяч особо тяжких преступлений, из них 10.7 тыс. убийств и покушений на убийство, 3.5 тысячи изнасилований. В России, по данным ООН, 2.5 – 3 млн. человек страдает от наркотической зависимости.

Что мы имеем? На одной чаше весов единичные случаи игровой зависимости, на другой – миллионы жизней, смертей, трагедий.

Зато тема игровой зависимости очень удобна для выкачивания денег. Выпрашивать деньги для жертв изнасилований – это фи… Строить реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов? Эти отбросы сами передохнут! А вот спасать невинных детей, которые попали в лапы к страшному искусственному разуму – это же совсем другое дело! До тех пор, пока существуют люди, общающиеся с компьютерной техникой на ‘вы’, будут существовать и авторы-распространители страшилок.

Помните миф о вредном излучении мониторов? А, может быть, вы еще помните ‘защитные’ фильтры, которые одевались на экран и заземлялись ‘крокодилом’ на батарею? В 90-х я занимался продажей этой фигни. Я продавал хорошие фильтры очень известного бренда за большие деньги в одном из ‘модных’ компьютерных салонов. Редко, кто покупал компьютер и не покупал у меня фильтр, который, к слову, стоил как четверть монитора.
Фильтры были двух основных категорий: оптические и оптико-электромагнитные. Внешне отличались они, соответственно, наличием того самого проводка с ‘крокодилом’ на конце. Однажды, о ужас, один из фильтров был разбит. И тогда я с удивлением обнаружил, что проводок, скрывающийся под пластиковой рамкой, не только не подключен к загадочному электромагнитному фильтру, не заметному вооруженным глазом, но и вообще не зачищен.
Надо ли объяснять, что это очень хорошо и наглядно объяснило мне, как можно заработать денег на невежестве?

4. Анамнез.

Я иногда проводил в игре по 10 часов в день 7 дней в неделю. Самая длинная игра ‘non-stop’ у меня была году, примерно, в 1998. Я тогда болел преферансом, сел поиграть в хорошей компании в пятницу утром и встал в воскресенье ночью.
Если же говорить о компьютерных играх – то самой ‘запойной’ игрой для меня оказался Doom-2. Я не знаю, как так получилось, что я не играл в Doom-1. Первым для меня стал именно второй. Я сейчас уже не вспомню, сколько дней ушло у меня на его прохождение. Потом я пошёл в магазин за едой. И я очень хорошо помню свои ощущения в тот момент, когда я осознал, что я на подходе к магазину выхожу из-за угла здания ‘на стрейфе’, и еще в голове успела промелькнуть мысль: ‘Хорошо, все алкаши кучкой стоят, одним залпом BFG накрою’.
Ни с одной игрой у меня такого полного погружения больше не получалось.

Многопользовательские игры тоже побывали гостями на моем компьютере. Первой и любимой MMO-игрой для меня стал World of Merlin, один из многих mud’ов. Потом я, конечно, отдал свою дань WOW, Lineage, EVE-online, Perfect World.
Но при этом ни один мой ‘запой’ в MMORPG не длился дольше месяца. В некоторые игры я возвращался. Некоторые — бросал навсегда. Больше всего времени, кстати, я провел именно в WOW. Но я перестал играть в него в 2007 году.

Так есть ли у меня эта самая ‘игровая зависимость’? Я не знаю.
Классические ‘12 шагов’ в программе реабилитации анонимных алкоголиков начинаются с того, что нужно осознать свою зависимость. Шаг второй – осознание своего бессилия, понимание того, что ты сам справиться с зависимостью не сможешь.
Я курил на протяжении 16-ти лет. Последние годы — до двух пачек сигарет в день. 2 января 2009 года я бросил курить. Сразу и навсегда. Просто так, без особых причин. Потому что мне показалось, что у меня есть зависимость от сигарет. Когда я посчитаю себя зависимым от игр, я брошу играть. Тоже сразу и навсегда.

5. Послесловие.

Мне, по большому счету, плевать на общественное мнение, раздутые ‘страшилки’ для родителей, грозные передачи по телевизору и статьи в желтой прессе. Моему ребенку еще нет четырёх лет. Его любимая игрушка дома – это компьютер. Не умея читать – он уже умел включать и выключать компьютер, запускать игры, проходить квесты, смотреть мультики на youtube. Почему-то при этом я не вижу у него тех самых жутких симптомов компьютерной зависимости. Когда мой сын находит для себя что-то более интересное, он легко отказывается от компьютера. Он с удовольствием ходит гулять, играет со мной в настольные игры, читает книжки, смотрит мультики.

Любой человек, если он ещё не деградировал, подсознательно тянется к тому, что интереснее. Это инстинкт познания, заложенный в нас природой. Я задержался с этой статьей, потому что дочитывал книгу. Допишу статью – займусь дипломатической почтой в Galaxy+. Сделаю там ход – переключусь на что-то еще, пусть чуть менее, но всё ещё интересное. И я надеюсь, что это никогда не закончится, потому что иначе мне будет не интересно жить.

Blank