Stardew Valley — Вломи по грядкам!

Так, парень, слушай сюда. Я расскажу, как заработать миллионы. И нет, я не собираюсь приводить в пример разработчика этой игры, копии которой разлетаются как горячие пирожки. Делать инди-хиты — удел великих. Есть способ проще и надёжнее. Грядки.

Это настоящая золотая жила. Вырасти обыкновенную редьку — и ты удвоишь капитал. Посади дерево — и вечно стриги с него купоны. Заведи кур и пчёл — и ты будешь плавать по колено в яйцах и мёде. Здесь деньги появляются прямо из воздуха, всё что нужно делать — собирать их и увеличивать обороты.

Оторваться от этой игры, чтобы написать обзор, было не так-то просто. И дело не в том, что повторяющийся раз за разом цикл посеял-пожал вызывает непреодолимую зависимость, дело в том, что однообразным он если и начинает казаться, то только через несколько десятков часов. «Долина Звёздной Росы» — одна из тех игр, однажды начав играть в которую, забываешь про еду и сон. Да что там, забываешь о том, что реальность сделана не из пикселей.

И нет, это вам не Счастливый Фермер или Фармвиль. И даже не Куки-кликер. Эта игра — полная им противоположность. Это то, каким на самом деле должен быть симулятор фермы.

crops2.jpg

Онлайновые выжималки денег, с которыми в последние годы плотно ассоциируется этот жанр, в подмётки не годятся игре, о которой пойдёт речь. Но о ней — чуть позже, начну я издалека, со штуки, которая настолько давно у всех на слуху, что никто о ней уже и не помнит. Дело в том, что живём мы в эпоху общества потребления. Это довольно широкий термин, но суть проста — количество людей, у которых есть лишние деньги, за прошлый век стремительно выросло. Далее можно начать расписывать долгий список последствий этого явления: супермаркеты и масс-медиа, кредитки и реклама, персональные компьютеры и социальные сети. Но вы и так понимаете, о чём я. Довольно часто этот термин воспринимается как что-то негативное и ассоциируется с мещанским стремлением покупать втридорого ненужные вещи. Что вполне логично — когда покупателей много, а большинство из них ничего не смыслит в том, что покупает, хитом продаж зачастую оказываются вещи пошлые и фальшивые.

Один из таких «хитов» — это тот самый мерзопакопатный Фармвиль, игра с фейсбука, ставшая идолом всех пиарщиков и маркетологов геймдевелопмента. Так успешна она оказалась неспроста. Вся структура игры была яркой демонстрацией общества потребления в его худшем проявлении. Игрок видел возможности, на которые ему не хватало ресурсов, и начинал искать способа правдой или неправдой их накопить. Помимо доната, у игрока для этого была другая лёгкая возможность их заработать — заставить друзей играть в эту игру вместе с ним. За счёт этого ей удалось обрести невероятную популярность. Как результат, понимание этого трюка и по сей день вызывает у толковых людей немедленное отторжение к подобным играм. Что особенно иронично, этот приём авторы Фармивиля даже и не сами придумали, а нагло «заимствовали», быстренько задавив настоящих первооткрывателей.

smoke.jpg

Фармвиль был плохой игрой, и я уже жалею, что так много о нём говорю. Но он был плох не только потому, что использовал грязные трюки. Он подавал их под видом фермы. Идея жить за счёт своих собственных грядок вдали от суеты больших городов — разве не лучший ответ современному помешательству? Но вместо спасения, фармвиль возвращал игрока обратно в корыстную потребительскую трясину. А ведь игра про ферму должна, наоборот, унести игрока туда, где колосится пшеница, а жизнь течёт неспеша. Понимаете?

В Stardew Valley совсем иной подход, корни которого растут из таких игр, как Harvest Moon и Animal Crossing. Но эти игры выходили давно, выходили на консолях, и далеко не всем неизвестны.

Так или иначе, в особенности после удушительной волны онлайн-ферм, Stardew Valley — это действительно тот глоток свежего воздуха, которого жанру так не хватало.

horse.jpg

Эта игра не пытается обмануть игрока, но и не закрывает глаза на проблемы современного мира. Она даёт игроку возможность с ними бороться. Представьте, вы хотите сделать игру о жизни человека в обществе потребления. Какая главная благодетель в этом мире? Правильно — умение выбирать. Stardew Valley учит именно этому — думать, на что тратить деньги. Деньги и ресурсы сыпятся на игрока, что бы он ни делал, как из рога изобилия, а главная и далеко не простая задача — правильно ими распорядиться. А возможностей в игре предостаточно. Можно часами рассчитывать, что лучше сеять в этом месяце; продумывать, как организовать клумбы с цветами около ульев; или решать, что полезнее — улучшить кирку или построить амбар. Или можно купить декоративное пугало и завести себе лошадку, профита от которых будет не так много, но они ведь такие ми-ми-ми!

Удачно ли игрок потратил деньги, остаётся полностью на его совести — проиграть или разориться в игре невозможно, а всё, что не убивает, делает игрока сильнее. При этом, среди опций, предлагаемых игроку, почти всегда есть сверхвыгодные, отыскав которые, испытываешь приятное чувство, что ты обманул игру. Но не надолго. Следом приходят новые сложности, которых зачастую совсем не ждёшь. Автоматизировал систему полива, теперь не нужно тратить первую половину дня с лейкой в руках, но обороты-то увеличились, теперь всю первую половину дня собираешь урожай, и времени опять не остаётся!

Проблемы общества потребления встречаются в игре и вовсе прямым текстом. Одно из ключевых решений в игре, которое игроку придётся принять, и перед которым игра его ставит чуть ли не на первый день — стать клиентом сетевого супермаркета или приобретать товары в обычном сельском магазине, не поддаваясь обещаниям лёгкой жизни. По своей сути это решение — выбор уровня сложности, но вы сами понимаете, насколько важна эта возможность не подчиняться низменному потребительскому инстинкту.

fishing.jpg

Игра не была бы так хороша, будь она об одних только посевах. На самом деле, вам предстоит играть в несколько игр сразу. Причём все они очень тесно связаны между собой. Начать хотя бы с рыбалки.

Я рыбачил в самых разных играх — от Зельды до Deadly Premonitions. И могу уверенно сказать, что здесь рыбалка сделана лучше, чем где бы то ни было. Рыбу узнаёшь по её движениям, а на клёв влияет время года и погода. Есть подводные сокровища, есть разные приманки и блёсны. Да что там, здесь есть даже рыбы-боссы.

Кстати, сходство с Зельдой на рыбалке не заканчивается, в игре присутствуют и элементы метроидвании — постепенно открывающиеся локации, на которых со сменой времени года регулярно можно найти что-то новое. Вообще, исследование мира и своих собственных игровых возможностей — одна из основных прелестей этой игры.

traveller.jpg

Если пропалывать грядки и следить за поплавком надоело, отправляйтесь в шахты. Да, здесь есть шахты, набитые минералами, рудами и монстрами. Путешествие к недрам земли этаж за этажом напоминает простенькие рогалики, но затягивает так, что не замечаешь, как плавно уходит вниз полоска хп. Впрочем, игра (по крайней мере поначалу) не так уж жестока, как это принято в рогаликах, и не позволит вам сгинуть навсегда в тёмных подземных коридорах. Так или иначе, риск вполне оправдан — земля таит в себе несметные богатства, которые как и завещано в Майнкрафте, отправляются в топку, переплавляются и используются для крафта. Ах да, чуть не забыл, крафт здесь тоже есть.

festival.jpg

Ну что, пока что вас не удивляют масштабы этой игры? Хотите большего размаха? Окей. Ваша ферма находится рядом с деревней Пеликаново. В ней живут люди. Нет, энписями их язык не поворачивается назвать. Они ходят по деревне, регулярно меняя маршруты в зависимости от дня недели и от погоды. У них у всех есть своя история, чтобы рассказать, и свой характер, чтобы показать. Они не пользуются мобильными телефонами, и чтобы сдать квест вы будете бегать и искать их целый день по всему городу, не встретив их в привычном месте. Да-да, вы постепенно выучите, кто где работает, у кого когда день рождения, кто по каким дням ходит в кабак, у кого с кем тайный роман, и у кого какие предпочтения в еде. При том, что всё происходящее выглядит и устроено довольно просто, многие мелочи настолько удачны, что фантазия немедленно дорисовывает их в цельную живую картину.

Два раза за сезон в деревне проходят фестивали. Некоторые из них ничего особенного в себе не несут, пусть и сделаны с любовью, а некоторые просто шикарны (но я о них лучше промолчу, это лучше самим увидеть).

А ещё здесь можно сыграть свадьбу и поселиться в одном доме с супругой. Она будет блинчики готовить и грядки поливать. Но это если у вас хватит сил и времени оторваться от грядок и завалить её подарками.

crops.jpg

Фанатикам концепта «собери их всех» опасно садиться за эту игру. Потому что игра не только бросает игроку этот вызов, но ещё и периодически награждает за каждый шаг на пути к полной коллекции. Чтобы собрать всё, потребуется попробовать себя во всех направлениях, а я ведь ещё далеко не про все из них рассказал. Например, про домашних животных — на том, что завёл коров и кур, дело не заканчивается. Из молока можно сделать сыр, из яиц майонез, а ещё можно овец завести или кроликов. А из фруктов можно делать варенье. А овощи — консервировать. А ещё надо пугала и поливалки в огороде расставлять. А ещё деревья можно сажать. А иногда можно просто гулять по округе, собирая цветы, грибы, да ягоды — авось на что необычное внезапно наткнёшься.

scoreboard.jpg

Важная деталь, из-за которой так сложно оторваться от игры — это система сохранений. Сохраняться в произвольный момент нельзя, прогресс автоматически сохраняется под крик петуха каждое игровое утро. В чём подвох? Да в том, что вся первая половина дня уже спланирована и продумана со вчерашнего, все дела уже разложены по полочкам в голове и только ждут исполнения. Просто так бросить их на полуслове нелегко (а то вдруг потом опять забуду к кузнецу сходить!). Зато, к середине дня, покончив с важными делами, можно ненадолго расслабиться и пошататься по деревне и её окрестностям, любуясь пиксельной графикой, выискивая новые приключения и строя новые планы. И... снова попасть в ту же ловушку, заранее распланировав следующее утро по часам.

animals.jpg

И хотя всё повторяется раз от разу, игра не надоедает. Базовые механики пусть и просты, но отточены до мелочей, да ещё и регулярно подкидывают что-нибудь новенькое. Вообще, игра не скупится на сюрпризы и всякие приятные мелочи. Мелочи, которыми славятся инди-игры. Выходишь с фермы, идёшь привычной дорогой к городу, а тут белка на дерево вскочила и жёлудь сбила. Подбираешь жёлудь и думаешь — в какой ещё игре такое могло случиться?

Но, пожалуй, самое главное, что удерживает в игре — это хитрые планы. Знаете анекдот про яичный бульон? Вот именно такие штуки. Копаешь себе грядки и тут в голову приходит такая идея, что сразу чувствуешь себя преступным гением. Потому что кто бы ещё мог догадаться вылавливать мусор из грязного прудика на краю своих владений и перерабатывать его в слитки кварца, те самые слитки кварца, которые позарез нужны, а всё никак не получается их в нужном количестве достать!

forest.jpg

Кажется, я рассказал о многом. И это при том, что я рассказал далеко не обо всём, что знаю об игре. А я знаю далеко не всё и уверен, что игре ещё есть чем меня удивить.

Этой игре было суждено стать, да что там, она уже стала инди-шедевром. Созданная разработчиком-одиночкой, снискавшая невероятную славу и коммерческий успех, она лишний раз напоминает, что эра инди-игр ещё в самом разгаре.

Но не буду более отнимать у вас время, которое стоило бы потратить на саму игру. Мне осталось пожелать вам успехов на пути садовода и дать полезных советов в дорогу: носите с собой рюкзак побольше, всегда смотрите прогноз погоды и не теряйте счёт времени.