You know, for kids

Мнение автора может не совпадать...

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Д.Хармс, из сборника "Стихи для детей"

Игры - для детей! (почти манифест)

Игровая журналистика так давно боролась с этим тезисом, что даже снискала некоторый успех - за последних десять-пятнадцать лет все свыклись с мыслью, что игры могут поднимать действительно важные вопросы, давать уникальный опыт, недоступный кино или, например, театру, или просто развлекать. Не то чтобы игры не делали этого раньше, но замечать стали именно сейчас. И вот за этим "овзрослением", нестандартными механиками или глубоким нарративом™ многие как-то позабыли, что игры-то для детей. Ну, во всяком случае, дети заслуживают своих игр не меньше, чем все остальные.

Стереотип "игры - для детей" появился в эпоху аркадных автоматов. Причинами тому очевидно было графическое оформление игр - яркое, примитивное, "мультяшное". Дети сразу потянулись к большим визжащим автоматам, но это стремление детей к новому развлечению можно объяснить скорее особенностями детского мировосприятия, готового ко встрече с чем-то новым. По факту же аркадные игры были не "для кого", а "для чего" - для хорошего заработка. Оттуда и наказание за любую игровую оплошность, виртуальные "continue", покупающиеся за настоящие деньги, а также некоторая настороженность взрослых. В конце концов, играя на деньги, они предпочли бы хотя бы иногда, хотя бы изредка получать какой-то выигрыш - или в крайнем случае потратиться на что-то "более настоящее", вроде "Русских горок".

Поколение тех детей давно уже выросло, и именно оно, повзрослев, принялось совершенствовать игры в соответствии со своими запросами. И вот игры начинают обретать свой сегодняшний вид - т.е. взрослеть. Не в последнюю очередь взросление связано и с инди-сценой. Теперь приходится говорить, что игры не только "для чего", но и "для кого", но в этом "для кого" по-прежнему нет места детям. Наверное, здесь стоит сделать небольшое уточнение - под детьми я понимаю возрастную категорию до 10 лет, т.е. идущую перед отрочеством, поскольку для более позднего возраста поиск хороших игр не настолько сложен.

С моей сестрой я переиграл во множество игр для детей. Большинство из них были сделаны немалыми студиями за немалые бюджеты. "Рыбки Фредди", "Dora the Explorer", всевозможные Винксы и прочая дребедень - не были приятны ни в геймплейном, ни в эстетическом плане. Более-менее радовал "Агент Лис", но большинство отсылок к бондиане, которые вызывали приятное чувство узнавания - явно привет помогающим в прохождении братьям и родителям, но не их подопечным, сбитым с толку унылым пиксельхантингом. Российская Pipe Studio, которая в своё время сделала отличный квест "Полная труба", теперь штампует поделки под брендом "Маша и медведь", безликие и халтурные. Исключением стала "Три маленькие белые мышки" от Lazy Games, но это скорее исключение, подтверждающее правило - хороших игр для детей практически нет.

Не зря я взял эпиграф из Хармса. Детский стишок, между прочим. Ритмичный и остроумный, который даст иному ребёнку повод рассмеяться от души. Писал он, конечно, не от хорошей жизни. Но от души. А ещё для детей писал Александр Введенский, Владимир Маяковский, Игорь "Ананасы в шампанском" Северянин. Занимаясь этим, они не оставляли и вкладывали свои идеи, бывшие тогда в авангарде искусства, в простые стихотворения для детей. Из знаменитостей игровой индустрии такому примеру последовал разве что Уоррен Спектор, но насколько он проявил свой талант разработчика, сказать трудно - не то чтобы его диснеевские опыты хорошо жаловали. С российскими разработчиками та же история - Николая Дыбовского как-то спрашивали, возьмется ли он за детскую игру, на что тот ответил, что детская игра - это очень сложно, нужна большая ответственность, чтобы за неё взяться, и что пока он не готов.

В чём главная особенность инди? Освободившись от контроля издателя, инди-разработчики смогли расшатать привычные представления об игре как искусстве. Но почему инди  не берутся за детские игры? Почему на игровых джемах мы не видим подобных проектов? Почему многие так интересуются игровой механикой и движками и совсем забывают о детях? Игры для детей - это не пониженная сложность или сюсюканье по каждому поводу, отнюдь. Это стратегия привития зачатков этики и эстетики, и в этом деле, прямо как на войне, действует следующее правило - если у тебя нет стратегии, значит, всё идёт по стратегии врага. Извините за патетику, но если не заниматься воспитанием детей с помощью своих игр, это будут делать чужие. Когда я говорю о "своих" и "чужих", то имею в виду в первую очередь мировоззренческие позиции, которые нам близки либо чужды. А если мировоззренческой позиции нет? Согласитесь,  быть жертвой "злой мачехи" не хочется никому. И уж ещё страшнее быть совсем одному.