Пара слов о современных песочницах

Находясь под впечатлением от обсуждений недавно вышедшей игры Terraria, решил написать данную статью. Ключевая роль в ней отводится сравнению Террарии с другой современной песочницей - Minecraft, а также развитию жанра в целом.

В чем смысл игр жанра?

Песочница - это попытка перенести нашу с вами реальную жизнь по ту сторону дисплея. В таких играх нет сюжета, харизматичных персонажей и определенного места действия. В них есть мир, с которым нам предлагают поиграть. Игрок сам пишет себе сюжет, сам создает сцену и актеров. Отличие от реальной жизни - в ограниченной свободе действий. В реальном мире возможности человека практически безграничны. В игре же - они конечны и (в современных играх) немногочислены.

Тогда что в них такого интересного? 

А что интересного в других играх? Игры дают человеку возможность пережить различные рискованные ситуации без риска. Например, гонки дают игроку испытать ощущение быстрой езды без риска попасть в аварию. А ролевые игры - спасти принцессу мир от черного властелина.

Песочницы стараются имитировать реальный мир, а значит, теоретически, игрок сможет переживать в них любые ситуации (на практике, конечно, все упирается в ограничения свободы действий).

Ок, а в чем отличия между этими песочницами? 

Атмосфера

MinecraftВ Minecraft очень большая степень погружения. Как это достигается?

  • Она от первого лица
  • Главгерой не видит себя со стороны и не говорит
  • Высокая цена ошибки - в случае смерти, с героя падают все его вещи. Он респится абсолютно "голый".

В итоге в некоторых местах играть становится натурально страшно. Бывает, нарываешься на огромные подземные пещеры и опускаешься глубже, глубже, косишь монстров направо и налево, собираешь ништяки. "О, Золото!!! туктуктуктуктук... О, АЛМАЗЫ!!!!! туктуктуктуктуктук.....туктуктуктуктук.... ой, а как я сюда пришел?" Начинаешь в панике искать путь наверх, понимая, что если сейчас умрешь, все вещи навсегда останутся где-то на глубине. И тут сзади такое тихое криперовское "ссссссссссссс". За долю секунды до взрыва в голове успевает промелькнуть мысль: "Ну всё, это конец..."

TerrariaTerraria - наоборот:

  • Игрок видит своего персонажа со стороны
  • Персонаж до жути "деревянный"
  • Минимальная цена ошибки - с героя падают только деньги (а если деньги спрятать дома в сундуке - с героя не будет падать вообще ничего)

Поэтому умирать не страшно. Вместо этого каждая смерть вызывает отвращение - ведь теперь придется в очередной раз бежать с респа до места смерти. Мир игры от этого становится безопасным и скучным.

 

Музыка

MinecraftМузыка представлена в виде нескольких чудесно-исполненных композиций. Прокручиваются они довольно редко и в определенное время. Например, во время рассвета может включиться одна из "веселых" композиций. Из-за этого в майнкрафте реально интересно встречать рассвет - явление получается очень атмосферным.

TerrariaА вот в Террарии музыка сделана, словно для галочки. Играют композиции постоянно, качество среднее, меняются в зависимости от места и времени (день, ночь, зона отчуждения, пещеры, преисподняя, боссы).

 

Разрушаемость мира

 В обеих играх мир игры полностью разрушаем. Каких-то кардинальных отличий нет - и там и там есть разные виды топоров, кирок и прочих инструментов. И там и там можно строить что угодно из добытых материалов. В том числе - крафтить новые...

 

 Крафтинг

 Комбинируем одни вещи - получаем другие. Оружие, инструменты, броня, элементы декора - все это крафтится. Отличия между играми только в графическом интерфейсе.

MinecraftДля крафта необходимо расположить материалы в особом порядке на сетке. То есть необходимо знать и помнить рецепт!

TerrariaОткрывая меню, игрок видит, какие новые вещи он может скрафтить из уже имеющихся. Если для крафта нужна печка или наковальня - игрок подходит к ней и в меню появляются новые пункты.

 

Графический интерфейс

Он удобнее в Террарии. Видно, что её создатели подробно изучили майнкрафт, выявили недочеты в интерфейсе, и в своей игре сделали все как надо.

TerrariaИнвентарь, список крафта, содержимое сундука, даже кнопка "Save & Exit" - все это расположено в одном меню. Показать - Esc, скрыть - Esc (а если поменять вызов меню на "Q" - вообще сказка будет). Причем даже с вызванным интерфейсом можно удобно(!) бегать, прыгать и отбиваться от монстров. Все панельки полупрозрачные и автоматически-обновляющиеся. Например, если отойти от сундука, панель с его содержимым автоматом исчезнет. Очень удобно!

 

Разнообразие предметов

MinecraftУникальных предметов нет. Есть разные виды инструментов, оружия, брони. Есть всякие лодки/вагонетки, способные облегчить жизнь трудовику-шахтеру.

TerrariaПредметы разнообразны. Есть много уникальных оружий, бронек. Кстати, насчет брони - если одеть полный сет, перс получит дополнительный бонус, прям как в Диабло. Из рогаликов почерпнуто много элементов геймплея. У игрока может появиться мана (изначально нет). Есть, соответственно бронька, активно регенящая ману, есть посохи, использующие её. Есть много очень полезных редких аксессуаров, заметно облегчающих жизнь герою. Например, счастливая подкова (с ней можно падать с любой высоты, не боясь разбиться), Облако в банке (двойной прыжок), Плавательная доска (можно свободно плавать), Воздушный шарик (перс выше прыгает). Такие вещи очень интересно находить, примерять и проверять в действии.

 

События

MinecraftВ Майнкрафте событий нет. Есть одинокий герой-Робинзон, есть овцы/коровы/куры днем и зомби/скелеты/пауки ночью. Есть пещеры. Есть ад. Все... В майнкрафт интересно играть только один раз - когда ты еще не знаешь игру, тогда каждое новое открытие приносит удовольствие.

TerrariaА вот здесь событий довольно много. По мере того, как герой строит дом, к нему приходят NPC. В пещерах герой может попасть в подземные джунгли (сразу вспоминается второй акт в Spelunky). В облаках парят острова с храмами. В игре меняются фазы лун и каждое полнолуние, толпа монстров звереет настолько, что врывается в дома и пытается убить NPC. Бывает, жилище штурмует армия гоблинов. Еще есть зона отчуждения, в которой круглые сутки летают монстры, и которая постепенно "заражает" здоровую землю (единственной преградой служат посаженные подсолнухи). В зоне отчуждения есть темные алтари, на которых можно крафтить жуткие вещи, способные призывать боссов. Да-да, в игре есть несколько уникальных боссов! На окраине мира можно наткнуться на крепость, которая уходит на сотни футов под землю. Крепость охраняет старик, который ночью становится сильнейшим боссом в игре. Только победив его, можно без опаски зайти в крепость.

Развитие жанра

Какой же будет следующая песочница?

Больше сюжета, больше событий

NPC в Террарии - все торговцы. В будущем они смогут давать игроку квесты и сами в них участвовать. Будет четкий сюжет, при этом мир останется полностью генерируемым.

Например, по сюжету герой должен преодолеть гору через подземные проходы. Когда он выйдет из пещеры, его взору предстанет красивый вид на равнину. Сейчас такие моменты скрупулезно создаются гейм-дизайнерами. В будущем мир игры будет генерироваться, но с учетом таких ситуаций (равнина другая, но все равно красиво).

Больше атмосферы

Создатели Террарии поставили слишком большую цену своей игре. Они сделали ставку на разнообразие геймплея и событий, но при этом совсем забыли про атмосферу. А ведь именно из-за неё Майнкрафт стал таким популярным. И в будущем атмосфере будет уделяться больше времени. Динамичная музыка, реалистичная графика.

Больше возможностей

Атмосфера атмосферой, но такие игры (как было сказано в начале статьи) упираются в возможности. В том же майнкрафте было довольно интересно возиться с релейно-контактными схемами и кататься ан американских горках. Количество доступных игроку возможностей в будущем заметно вырастет.

И в заключение

Заглядывая в будущее, можно сказать, что жанр будет стремительно развиваться. С улучшением графики и увеличением числа возможностей, песочницы станут все больше и больше походить на нашу с вами жизнь. И когда-нибудь они достигнут такого реализма, что человек, прежде чем приготовить себе что-то новое на ужин, сделает то же самое в своей персональной песочнице, увидит блюдо, попробует... и пойдет готовить, но уже в реале :)

16
Gambala23 мая 2011, 17:52

Оценить игры, описанные в посте

8.74118
8.94444

61 комментарий

Отличная статья, спасибо! Всё правильно, и по существу.
И заключение классное =)

Насчет событий я думал как раз наоборот.
Террария - игра на прохождение, рпг. Шлепнул боссов, собрал молтен и все вощем-то. Поэтому в нее интересно играть только один раз.
А в мк как раз наоборот - ни одного события, все игровые фичи направлены на собственное проектирование, а не нахождение ништяков, подготовленных разрабом. Играй пока не надоест.
Хотя террария еще молодая, глядишь понаделают еще созидательных примочек, можно будет и продвинутым строительством заняться.

@MuMMia
Покажите мне хотя бы одного игрока, который согласится играть в майнкрафт через две недели?

Когда эйфория от песочницы утихает, понимаешь что в мк реально нечего делать. Реплейабилити ноль. Новые фичи появляются раз в два года. Круто, за четыре месяца в майнкрафт ввели приручаемых волков и путину.

Да, для игрока-потребителя (назовем его так) две недели в майнкрафте - предел. Все изучил и дропнул. Тут Террария повеселее - и экшен и развитие.
А для игрока-созидателя майнкрафт - огромное поле возможностей. Ютуб полнится видосами всяких изобретений, можно часами смотреть что люди начудили. А по Террарии только геймплей-ролики. Там кроме домика ничего мастрячить. Грибной садик и фокусы с корраптом разве что.

Покажите мне хотя бы одного игрока, который согласится играть в майнкрафт через две недели?

Не соглашусь, я знаю множество игроков которые уже почти год играют в майнкрафт. Тем более что его крайне разноображивает мультиплеер.

Впрочем у террии это тоже есть

Согласен с обоими , но частично.Новые фичи это для майнкрафта больная тема , а вот в террарии куда больше фишек и разнообразия.Но в обоих играх конца нет .Смешно написал автор если погибнуть в майнкрафте Всё конец... Просто как и в террарии возвращаешься и собираешь всё назад . В террарии с мобами порядок а вот в майнкрафте что-то не достаёт вот обещали на премьеру сделать дракона :)

Исправил часть с гибелью перса - мысль не теми словами выразил. Сейчас чётче получилось :)

Мне всё таки Террария ближе. Майнкрафт хороший, но там можно только строить (все эти порошкоые схемы используются только для придания фич своим постройкам). Вспомните все ролики по майнкрафту и я уверен что 95% из них будут в стиле "Я построил золотой пенис". В Террарии намного больше занятий. Можно строить дом, можно искать сокровища (и не пластиночки, а именно редкие и ценные вещи), можно сражаться с боссами, можно устроить эпичное пвп с друзьями.
Ну и конечно же очевидное: в майнкрафт интереснее играть одному, а в террарию интереснее играть с друзьями.

Вспомните все ролики по майнкрафту и я уверен что 95% из них будут в стиле "Я построил золотой пенис"

:D:D:D:D:D:D
угарал =))))
Хотя есть в принципе достойные ролики. Рейхстаг, железная дорога через большие расстояния, Земля (из кубов о_0) и т.д. Могу ссылок накидать, но думаю, все уже видели и знают.

Видимо Смол под золотым пенисом и имел ввиду рейхстаги и землю. Тоже кстати плюс майнкрафта - можно делать эпичные постройки и они вместятся в экран.
Но механизмы конечно интереснее. Например бомбы, покрывающие огромную площадь стрелами или американские горки с трамплинами. Короче есть где разгуляться.

Я мечтаю о русифицированной версии Dwarf Fortress на движке майнкрафта... вот там я понимаю -- возможности!!!
А в майнкрафте именно механизмы -- немного более примитивны, чем хотелось бы. Но Нотч работает над этим (наверное =) ).

Полностью согласен , не надо мечтать действуй .

Отличная статья, гамин интеллект детектед.

Помню в "CRYZIS" думали сделать разрушаемую землю. Упустили они отличную фишку :D

С улучшением графики и увеличением числа возможностей, песочницы станут все больше и больше походить на нашу с вами жизнь матрицу. Вот тогда от игр появится ощутимая польза :D

Статья понравилась, всё верно сказал.

Если песочницы приблизятся по реалистичности ощущений к реальности, то демографическая проблема только усугубится... если вы понимаете, о чём я ;-)

Сам хотел чиркнуть пару слов по этому поводу, но стало влом.
Песочницы существуют достаточно давно. Большинство tycoon'ов это песочницы (или имеют такой режим). Симуляторы бога тоже в чём-то представляют из себя песочницу. Никакого откровения нет.
Описанные в статье игры делают робкие попытки скрестить песочницу и фриплей. Многие путают эти понятия, кстати.

Я, наверно, не так жанр обозначил. Было желание рассмотреть песочницы, где есть фриплей, где игрок персофицирован (в тайкунах и богсимах он находится как бы над миром), и где есть какая-никакая графика (поэтому в статье ни слова о dwarf fortress). Долго думал как называются такие игры. Может симулятор Робинзона Крузо? :)

да, стати, Stranded'а 2 не хватает в обзоре

Симулятор Робинзона Крузо это явно survival

Мозги от Sims, графика от Unreal Engine (неверующие идут смотреть демку "samaritan"), арт от... я даже не знаю, какая студия на свете может произвести такое количество контента :D
Spore-образный редактор построек и механизмов, миньоны а-ля Overlord и железо раз в 10 мощнее нынешнего чтобы всё это крутилось. Такие дела, такое вот будущее песочниц.

Тро-ло-ло Большое обновление для майнкрафт через неделю Множество фиксов и новых вещей также фишки вот список
http://notch.tumblr.com/post/5775170768/the-changelist-for-1-6

Ты сам-то его читать пробовал?

Сейчас зашел, подумал, а ведь не заставят себя ждать крупные коммерческие проэкты подобного плана. Ведь после несомненного успеха майнкрафта (состояние нотча ушло за 28 миллионов долларов уже) крупные фирмы захотят ухватить кусочек этого сочного пирога. И будущие будут более комерчиские, более осмысленные, более красивые

более комерчиские, более осмысленные, более красивые

Сомневаюсь. Да и "более коммерческие" меня не радует совсем.

Я и есть песочница!

В жизни возможностей больше, но воспользоваться ими куда сложнее. Поди, заберись на Эверест, построй Тадж Махал, что мешает? Песочницы - это суррогат исследования и творчества. Возможности ограничены, но зато все просто и быстро.
Мне больше интересны социальные песочницы, в которых игроки и npc взаимодействуют в масштабах мира. В Sims делаются такие попытки социального моделирования, но как-то мелко и клоунски все выходит. Eve online мультиплеерная песочница - но слишком хардкорная. РПГ в живом открытом мире хочется, чтобы npc не просто от дома до работы ходили, а реагировали на события на всех уровнях. А еще добавить физическую песочницу - вообще многие распрощаются с реальным миром.

Песочницы - это суррогат исследования и творчества. Возможности ограничены, но зато все просто и быстро.

Поэтому это и называется игра. Все остальные игры также ограничены (попробуй быстро прокачать свою футбольную команду, сделать научное открытие, карьеру, воспитать детей, победить инопланетян), но зато просто и быстро.

Я и не спорю. Лишь указываю данную разновидность суррогата. Причем в плане исследования песочницы с генерируемым миром даже поинтересней многих РПГ с открытым миром оказываются. Находя что-то интересное и необычное, ты знаешь, что это не дизайнерская заготовка, а нечто, чего не видел еще никто! Дает ощущение первооткрывателя.

Прошу ногами не бить,но все же одним из лучших сандбоксов я считаю Garry's mod,там геймплей ограничивается лишь твоим брождением по сайту с модами(ну их там просто очень много),даже карта майнкрафта есть с разрушаемой землёй=)Хотя эта игра больше для машиним и комиксов,но количество инструментов просто зашкаливает,можно буквально запрограммировать объект и наделить его ИИ(wire mod),создать гиганский звездолет ,который будет летать и так далее.

Лучший сэндбокс - жизнь. В нём можно создавать другие сэндбоксы.

Кто знает, быть может наша жизнь тоже сэндбокс?
Есть фильмец такой, 13 этаж называется. Как раз про это.
Ну и незабвенная Матрица, конечно.

Круто, про 13 этаж не слышал, спасибо за наводку!
Еще есть Экзистенция из той же оперы.

Пожалуйста =) Спасибо за наводку на экзистенцию, посмотрю на досуге)

Inception тоже про то же

Можно также "День сурка", "Трон" и "Шоу Трумана" добавить к ряду фильмов про "песочницы" в нашей жизни :)

Чёрт, теперь даже посоветовать нечего. Разве что "Темный город" хотя он как фильм вроде не очень после 14 лет. Но самобытный сам по себе. А вообще есть "Edit I Ja / Edit & I" отличный местами в плане фантазии кибер-панк мультфильм ВНИМАНИЕ: сделанный в Сербии. При этом правда местами очень не плох. И в принципе, клевый. Найти его вам, не составит труда. )

По поводу песочниц : http://www.mortalonline.com/index.php это раз а это два http://www.havenandhearth.ru/

ну HaH -- игра просто замечательная =), правда случаются и лаги и падения сервера.

А как же Ультима онлайн?

Только слышал но ни разу не видел, вообще думаю попробовать это MortalOnline, по всей видимости это что то очень впечатляющие.

Я чет не понял, тут все сразу забыли про это:
http://gamin.ru/games/clonk-rage

существует громадная туча разных модов, от сложных типа цивилизация(стратегия, ага) до простых зомби сурвайволов.

Заслуга майнкрафта и терарии это рандомо генерируемый мир, так то.

А разве там мир не на один раз, загрузил поиграл вышел и его больше не будет ? нет? там не так?

В клонке карты делаются ручками.

одним человеком?

Самую мелочевку можно бесчеловечному компу отдать.

но не всеми же вместе, а вот в наших играх сверху карты делают все зашедшие. Но клонк от этого хуже не стал, просто не жанр песочница он.

Вот Вы о чем. Ваш вопрос был неоднозначен. Так то да, карта застраивается не одной персоной. В Клонке всегда есть цели и достижения, если играть в миссии. Но ничего не мешает убрать цели, тем самым превратив Клонк в классический сэндбокс.
И в Террарии появятся цели, хотя они уже есть там неявного характера.

Пошел играть в клонк. )

ИМХО: респ не уместен в подобном жанре! Смерть должна быть смертью и её нужно бояться больше всего! Отличный пример - Realm of the Mad God

В сингле minecraft такая смерть была бы очень кстати. Но не в террарии. Там такое не сделать по той причине, что есть случайные события. Например, босс "глаз ктулху" может просто прилететь к герою в одну из ночей. Хотя, прилетает он, когда игра считает, что герой "готов" к встрече. Но алгоритм не точный: у меня было например неплохое оружие, бронька, но не было зелий - и он прилетел.